Место действия -- ночная трасса Болонья--Милан. Здесь, на специально огороженном участке дорожного полотна, организована как бы дорога ближайшего будущего. Вернее, ее строительство. По обочинам стоят грузовики и строительная техника, немыслимое количество ограждений и прочих временных преград, плюс за крутыми поворотами то и дело снуют специально нанятые велосипедисты и пешеходы.
И все это сверкает и переливается в свете наших фар, как будто едем мы не по оживленной стройплощадке, а по залитой огнями центральной улице большого города.
Корреспондент "Автопилота" была единственной представительницей российских СМИ, приглашенной в Италию, где проходила конференция "Ярче -- значит безопаснее". Мероприятие было организовано компанией 3М, в чьем послужном списке есть масса достижений, из которых мы упомянем лишь одно -- именно 3M придумала "скотч" -- не тот, который пьют, а тот, который клеят. Среди многочисленных областей деятельности, которыми занимается компания, -- создание световозвращающих материалов для участников дорожного движения, в том числе и российских. К примеру, наши номерные знаки покрыты специальной светоотражающей пленкой 3М, а светящиеся полоски ткани нашиты на жилетки и одежду постовых инспекторов.
Борьба за безопасность дорожного движения в Европе длится уже тридцать лет. Теперь езда европейцев немыслима без пристегнутых ремней, подушек безопасности, детских сидений, и любое нарушение чревато колоссальными штрафами. Тем не менее, по информации Европейского совета по безопасности движения, ежегодно 42 тысячи человек гибнут в ДТП, а 3,5 миллиона человек получают увечья. Один из факторов, которые уменьшают аварийность, -- наличие хорошо видных и легко читаемых дорожных знаков.
Конструкция новой пленки 3М "Скотчлайт" алмазного типа -- это призматические линзы, находящиеся в прозрачном полимере и защищенные синтетической пленкой. Линзы позволяют многократно усиливать попадающий на них луч света. Строение пленки обеспечивает видимость при различных углах, а значит, при любых маневрах, в любых погодных условиях, будь то дождь или туман. Что нам и продемонстрировали на ночной трассе. Прежде всего 3M предлагает избрать для запрещающих знаков не привычный белый, а желтый флуоресцентный фон. Нам довелось лично убедиться, что реакция на запрещающие знаки типа "Движение запрещено", "Обгон запрещен", а также "Направление поворота" более адекватная и быстрая в том случае, если пиктограммы расположены именно на светящемся желтом фоне. А вот временную разметку на дорожном полотне 3M предложила сделать тоже светящейся, но оранжевой. "Алмазная" пленка была также нанесена на алюминиевые профили, бетонные заграждения и барьеры.
Еще один из способов снижения аварий на дорогах -- контурная маркировка большегрузных автомобилей. На инсценированной трассе мы хорошо видели контур припаркованного грузовика, оклеенного световозвращающей пленкой 3М "Скотчлайт" алмазного типа. Благодаря точной оценке габаритов машины мы грамотно совершили обгон и не наткнулись в потемках на припаркованный у дороги трейлер. По расчетам специалистов, число столкновений с задней частью маркированных грузовых транспортных средств должно снизиться на 41, а с боковыми частями -- на 37 процентов по сравнению с немаркированными.
Наконец, 3M предложила оснастить дороги знаками, "управляющими скоростью водителя". С помощью радарной технологии знак измеряет скорость движения транспортного средства и показывает ее на табло. То есть снабжает водителя информацией о скорости его движения и предлагает снизить скорость до требуемой величины.
У нас в стране этой функцией пока наделен исключительно инспектор ДПС. Если у ГИБДД не найдется средств или желания заменить их на "управляющие знаки", то пускай хотя бы новые "алмазные" жилетки постовым пошьют, чтобы мы их замечали в темноте гораздо раньше.