(Иван Камынин Auto.KM.RU):
– В начале традиционный вопрос – чем запомнилось прошедшее ралли?
(Фирдаус Кабиров команда «Камаз»):
– В этом году было изменение в регламенте – усложнена работа штурмана. К чести Беляева, мы в трех ловушках не поддались запланированным трудностям. В среднем, выигрывали по 50 минут.
– А что за ловушки были на маршруте?
– Ну, например, выход из долины, расположенный прямо за грядой дюн. Легенда направляет на пересечение дюн, но пилоту инстинктивно не хочется уходить от хорошей дороги. Думаешь – может дальше будет лучше. Но надо четко подчиняться легенде, и пересекать как указано. Некоторые проехали 5-7 километров по хорошей дороге, а потом, попытавшись пересечь эту гряду дюн, сели в непроходимые пески. Потеряли кто по 50 минут, а то и полтора часа. Из засевших нас только Ютта Кляншмидт объехала, и то перед самым финишем (легковые прототипы едут гораздо быстрее грузовиков, максимальная скорость которых ограничена 160 км/ч – прим И.К.). Это очень приятные моменты – едешь по трассе спокойно, и при этом выигрываешь время.
– Неприятные моменты бывали?
– Были. Хуже всего – поломка рулевой тяги, на этом я потерял 3.5 часа. В гонке борешься за каждую секунду, а тут – просто стой и ничего не делай. Потерял время, и с ним – надежду на 1 место.
– Разве без помощи механиков ваш экипаж не может отремонтировать машину?
– В принципе, мы можем без «Assistance» все. Но это потребует больше времени, а главное – боевые машины не перегружаются запчастями, даже сварки у нас в кузове нет. Поэтому мы и ждали третий экипаж, у которого были сваркой и «лишние» 500 килограмм деталей. Но рулевой не оказалось и у них, потому что эта деталь у нас на гонке «летит» первый раз. Поэтому сняли с третьей машины их рулевую тягу, а ребята сваркой спокойно заварили нашу и тихим ходом пошли к финишу.
В песках Африки
– Сидя в жестком КамАЗе, не завидуете «иномаркам»?
– Да, у них есть один плюс – у них комфортность выше, потому что кабины подрессорены. Мы в этом году тоже будем подрессоривать кабину, потому что наша очень жесткая и состояние здоровье уже не позволяет ездить, как раньше. У меня, например, спина уже на грани. Пришлось даже отказаться от участия на чемпионатах России, чтобы не трепать спину.
- Как отношения в команде: не завидуете, когда Владимир приходит первым?
– Конечно, спорт есть спорт и здесь надо выиграть. Но я не только гонщик, я – основатель команды. Поэтому это мое детище, и я рад любой победе. И если по объективным причинам мне не везет – что же делать, все честно. Ну,сломалась рулевая тяга – конечно, обидно, но никакой зависти и вредности по этому поводу у меня нет. Но уж если мой КамАЗ идет хорошо, то тогда ничего никому не отдам и не уступлю.
– Чего не хватает другим командам для побед, чтобы догнать вас?
– Во-первых, не хватает организованности людей. Я считаю, что главная заслуга нашей команды – что мы собрались, сумели сколотить группу людей, вокруг которых все кристаллизовалось и не разбежаться даже в сложные 1990-е годы. Мы все вместе преодолели, не разбежались, выжили. А могли бы разбежаться, ведь у каждого из членов команды большие возможности: высшее образование, неглупые – могли бы и бизнесом заняться. Но мы поступательно, целенаправленно продвигались, занимаясь любимым делом, которому отдали много сил и времени – я вот, например, 26 лет. Так что все зависит от людей – даже если топ-менеджмент какого-нибудь завода захочет в этом году победить и выдаст деньги, например, $5 миллионов на подготовку и создаст все условия, ничего не получится. Хоть 10 миллионов затрать – не выиграешь! Если нет нормальных людей, если они не будут увлечены и не будут слаженно работать, победы не видать. А если удастся сделать качественный, выигрышный автомобиль – то 70% победы, считай, в кармане. Остальное на совести экипажа – доехать и не сломать автомобиль. Вот сейчас, например, Петерансель лидировал, мог бы так и финиша достигнуть, но не удержался, превысил свои возможности, разбил машину – и скатился на 4 место.
– Говорят, в Африке «КамАЗ» хорошо известен не только по гонкам?
– Да в том же Сенегале много «КамАЗов». Им уже лет 15, но они исправно бегают. Есть специальные платформы с тентами – возят западных туристов на сафари. Кстати, многие «КамАЗы» специально приезжают и выстраиваются на берегу океана, где проходит последний этап.
– В России раллийная слава работает?
– Конечно! Водители, гаишники – все узнают. Иногда, правда, говорят, что у нас нет ничего серийного и мы ездим не на «КамАЗах». Но сейчас постепенно понимают, что такое гоночный автомобиль – что не может быть на спортивном, например, «Мерседесе» полностью мерседесовских деталей, или вот возьмем MAN дакаровкий – тоже сборная солянка. Главное – марка, доказательство, что команда может создать конкурентоспособный автомобиль. А у нас, кстати, довольно много отечественных деталей, включая даже двигатель ярославский.
Планы на будущее
– Как вам удается сохранять преимущество над конкурентами?
– Мы постоянно совершенствуем конструкцию – соперники не дают заснуть. В этом году поставим новые мосты – финской компании SISU. Это позволит снизить неподрессоренные массы килограмм на 200-250 без потери прочности. 200 килограмм – это серьезный выигрыш в плавности хода, так что трясти будет меньше. Пока что «КамАЗы» – одни из самых жестких в управлении, так что работать есть над чем. Подвеску улучшим! Да и дисковые тормоза лишними не будут.
– Слышали о планах АвтоВАЗа по участию в Дакаре?
– Да, я слышал об этом, я хорошо знаком с ними. Опыт у «ВАЗа» есть, и Дакаре в частности, ведь в 1980-х они довольно успешно участвовали в мировых соревнованиях. Сейчас, к сожалению, раллийной программы у них нет, но для такого завода, как «АвтоВАЗ», наличие такой команды, как «КаМАЗ-мастер», имело бы большое значение. Это очень помогает на международной арене продавать автомобили. Особенно в таких регионах, где проходит гонка – в Азии и Африке. Вот в Европе нам продавать автомобили не надо, и мы в кольцевых соревнованиях не участвуем. А успехи в марафоне хорошо воспринимаются потенциальными покупателями. Но вообще, все в мире понимают, что Дакар – самое сложное, самое достойное испытание. И если марка выиграла – это достойная марка, достойные машины, достойные люди там работают. И пусть у болида от машины серийной почти ничего нет, но все понимают – побеждает серьезная фирма с большим потенциалом. К сожалению, вазовцы прекратили раллийную программу, хотя участвовали в 1991-92 годах в ралли Париж – Пекин, потом – на Мастер-ралли. Я считаю, что им нужно делать нормальный прототип, а гонщики у нас есть сильные – и на ВАЗе, и в Москве, и в России вообще, – проблем с людьми нет, пилоты бы подходящие нашлись. Проехали бы достойно и смогли бы претендовать на самые лучшие места.
– Фирдаус, а какие у вас, как у гонщика, еще есть амбиции?
– Я с 1980-х автоспортом занимаюсь на легковых автомобилях – конкретно, до 1988 года. Я тогда был членом сборной России, участвовал в чемпионате СССР и в традиционных ралли. Тогда же и организовали команду «КамАЗ» – слово «Мастер» добавилось позднее, в 1996 году, когда нашим спонсором стала московская Мастер-Групп. И сейчас я не забываю свое теперь уже хобби. «КамАЗ» – это работа, а легковые авто – хобби. Участвую в трековых ипподромных гонках, стал чемпионом России, выиграл 14 гонок. Кстати, сейчас призы хорошие – выиграл 14 автомобилей и один «буран». Совсем не то, что раньше , когда давали только кубок и грамоту!