Договор о создании в Елабуге СП "ЕлАЗ-GM" между Елабужским автозаводом (ЕлАЗ) и корпорацией General Motors был подписан 7 декабря 1995 года. Планировалось, что СП будет производить до 50 000 машин Opel Vectra и внедорожников Chevrolet Blazer в год.
Однако СП так и не получило налоговых льгот в рамках СЭЗ "Алабуга", где оно было зарегистрировано. В итоге крупное серийное производство так и не было запущено. В 2000 году СП "ЕлАЗ-GM" собрало всего около 200 Vectra, выпуск внедорожников был прекращен. В 2001-м СП вообще не собирало машин, занимаясь лишь распродажей складских остатков.
Как заявил Херман на прошлой неделе на франкфуртском автосалоне, правительство Татарстана - соучредитель СП - уже решило свернуть деятельность "ЕлАЗ-GM", после чего корпорация также объявила о том, что уходит из Елабуги.
Начальник промышленного отдела правительства Татарстана Александр Володкевич сказал "Ведомостям", что ему ничего не известно о подобном официальном решении правительства. О том же заявил представитель Минэкономики Татарстана Алексей Тайбинский. В то же время, по словам Тайбинского, "идея [закрыть СП] витала в воздухе: отверточная сборка внедорожников показала себя нежизнеспособной".
Действительно, в последние годы "ЕлАЗ-GM" упоминалось преимущественно в связи с судебными исками ростовского автолюбителя Ростислава Рычанова, который требовал от СП компенсации за бракованный Blazer елабужской сборки. В нынешнем году "ЕлАЗ-GM" не занималось сборкой машин, а только распродавало складские остатки. Весной появилась новая идея - выпускать на "ЕлАЗ-GM" комплектующие для нужд СП General Motors и "АвтоВАЗа". Однако и этот проект не заработал. Как говорит собеседник "Ведомостей" на "АвтоВАЗе", всерьез эту идею никто даже не рассматривал.
По словам Дэвида Хермана, убытки GM в елабужском проекте относительно невелики. Инвестиции в СП даже не приблизились к запланированному объему в $250 млн: GM ограничилась вкладом в виде технологий, стоимость которого составила несколько миллионов долларов. Как показал опыт GM в Елабуге, российский рынок не готов потреблять дорогие автомобили местной сборки (татарский Blazer обходился покупателю примерно в $24 500). Но корпорация не оставила намерений производить внедорожники в России. Chevy Niva - модель, производство которой начнется в сентябре 2002 г. в рамках совместного проекта GM с "АвтоВАЗом", - будет вдвое дешевле елабужских Blazer. Chevy разработана "АвтоВАЗом" специально для российского рынка. Это позволяет надеяться, что второму российскому проекту GM не грозит участь первого