Начнем с АБС. Если раньше эта система была относительно дорогой, то с каждым годом она становится все доступнее и доступнее.
Низкая цена - вот залог успеха и популярности в будущем. Но проблема распространения АБС в маленьких машинках заключается в том, что у них практически нет свободного места, куда могла бы встать система. Этой проблемой занимается известная фирма по разработке тормозных систем ITT Automotive Europe GmbH. Примерно три года назад эта фирма разработала две уникальные по своим размерам АБС - модели МК-40А и МК-40С. Последняя расшифровывается как компактная. Ее вес менее трех килограммов.
Есть у ITT Automotive система ABS - plus. В добавление к стандартным датчикам, вычисляющим скорость каждого колеса и его замедление, на всех четырех колесах установлены дополнительные, которые передают на компьютер данные о положении машины на дороге. Компьютер считывает информацию о повороте машины вокруг оси, углу поворота колес и т.п.
Такое дополнение нужно вот почему. Очень часто на зимней дороге колеса находятся на покрытиях с разными сцепными свойствами, например, лед и асфальт. При езде по такой дороге колеса, которые находятся на льду, начнут проскальзывать, в то время как на асфальте колеса еще будут держаться за дорогу. Это может привести к тому, что машину занесет. Особенно опасна такая ситуация в повороте. Дополнительные датчики ABS - plus и сделаны для того, чтобы отслеживать эту ситуацию. В случае если одно из колес заблокируется или будет вращаться с большей скоростью, чем остальные, электроника доведет его до общего уровня. Также ABS - plus препятствует возникновению заноса и при прохождении поворотов подтормаживает те колеса, которые находятся с внешней стороны, т.к. они немного «разгружаются» и начинают вращаться быстрее. В то же время внутренние колеса, наоборот, «загружаются», и их скорость необходимо чуть увеличить.
Третий новинкой от компании ITT Automotive является очень умная система под названием ASMS(Automotive Stability Management System) - в переводе система стабилизации движения. Интегрируя данные, полученные от всевозможных датчиков, которые находятся по всей машине (на рулевой колонке, колесах, тормозах и т.д. и т.п.), компьютер определяет направление движения, скорость, угол поворота и многое другое. Если в повороте машина начинает скользить, то система сама, не дожидаясь реакции водителя, начинает притормаживать нужное колесо, и автомобиль стабилизируется. Когда ведущие колеса во время старта начинают пробуксовывать, электроника убирает лишние лошадиные силы. Также в случае необходимости система может искусственно «придушить» двигатель и сбросить обороты до разумного минимума. Как заявляют производители, автомобиль, оборудованный ASMS, будет всегда ехать ровно и уверенно по любой дороге.
ASMS предназначена для тех водителей, которым не нужно проходить «веером» повороты. В ближайшем будущем эту систему начнут серийно устанавливать на автомобили, а пока она предлагается лишь в качестве опции на некоторые машины, например, Volkswagen Golf четвертого поколения.
Все эти новые электронные устройства, так или иначе, связаны с тормозами и антиблокировочной системой. ITT Automotive предлагает в дополнение к АБС еще одну свою разработку - систему Hillholder, которая при остановке автомобиля не позволяет ему скатываться. Эта штука очень полезна в горной местности. Машины с автоматическими трансмиссиями при включенной передаче на холостом ходу двигаются вперед самостоятельно, такова уж их особенность. Hillholder исправляет этот врожденный недостаток «автоматов», не позволяя колодкам после остановки разжаться.
Это лишь только некоторые электронные разработки, связанные с безопасностью движения, которые уже нашли или скоро найдут свое применение в массовом автомобилестроении.