Будем честны: все перечисленные ниже советы из разряда "не дай Бог" -- в первую очередь, и трудновыполнимых -- во вторую. Потому что в большинстве случаев при авариях счет идет на секунды -- когда уж тут вспоминать советы. И все же специалисты по контраварийной подготовке утверждают, что шансы на спасение можно повысить.
Прежде всего к любой аварии нужно быть готовым. Не только внутренне. Начните с посадки. Оптимальной считается такая посадка, которая обеспечивает наилучший контакт водителя с машиной. В любом случае, следует максимально прижаться к спинке сиденья.
Плохо: лежать или сидеть оловянным солдатиком; рулить одной рукой; держать руки в нижнем секторе рулевого колеса, а также на рычаге КПП; облокачиваться на дверцу. Некоторые инструкторы советуют как можно дальше отодвигать водительское кресло по вертикальной и горизонтальной осям от рулевого колеса -- дескать, в таком случае руль не достанет до тела. Возможно, и так. Но только не в ущерб управлению.
Самая страшная авария -- лобовая, поскольку продольные лонжероны имеют наибольшую жесткость. И чтобы выжить, надо попытаться избежать лобового удара. Для этого можно попробовать съехать с дороги на обочину (в глубокий снег, песок, на болотистую почву).
Даже опрокидывание автомобиля, по статистике, безопаснее фронтальных ударов. При определенных навыках можно попытаться развернуть автомобиль так, чтобы удар пошел по касательной. Лучшими буферными возможностями обладают багажник и крылья. Но если столкновение неизбежно? Вот тут мнения специалистов разделились. Так, Эрнест Цыганков советует перед моментом удара "упереться левой ногой в пол, обеспечить максимальный контакт с сиденьем и стопорящий захват рулевого колеса". Инструкторы одной из иностранных автошкол считают, что удержаться на месте, упираясь в руль или хватаясь за поручни, практически не реально, потому что нагрузки на тело в момент столкновения возрастают в десятки раз. Поэтому, говорят они, никогда не упирайтесь прямыми конечностями -- верный перелом. В лучшем случае, разумеется. Держать их лучше полусогнутыми, тогда они сработают как поршни. В инструкциях по безопасному вождению для сотрудников ГИБДД мы обнаружили такие рекомендации на случай лобовой атаки: если на машине нет подушки безопасности, то необходимо (естественно, моментально!) сдвинуть руки в верхней части рулевого колеса (либо передней панели -- для пассажира) и упереть в них голову. При незастегнутом ремне и при отсутствии пассажира можно упасть на пассажирское сиденье (то же самое, уцепившись и прижавшись к сиденью, рекомендуется и при опрокидывании автомобиля). Если же ремень застегнут -- подтянуть бедра к груди, обхватив их руками. Берегите себя!