• | Калина |
За долгие годы модель сменила не только первоначальный облик, но и рыночную нишу, превратившись из общедоступного «народного автомобиля» в сравнительно дорогую машину, ориентированную на представителей среднего класса.
Этапы большого пути
По большому счету «Калине» уже десять лет. Правда, свой рекордно долгий путь к конвейеру модель начинала с другим индексом — ВАЗ-1116, демонстрационный планшет которой был представлен в мае 1994 года в Лондоне на международной инвестиционной и технологической выставке Ceetex. Тогда в Тольятти жили идеей «народного автомобиля», каковым и должна была стать многообещающая новинка. Причины провала проекта «ВАЗ-1116» — тема отдельной публикации. В рамках сегодняшней ограничимся констатацией фактов: переговоры с General Motors зашли в тупик, равно закончилась неудачей и попытка собрать деньги, распространяя «подписку» на акции «Автомобильного всероссийского альянса».
Однако идея прочно засела в умах тольяттинцев, да и не пропадать же разработке: в 1996-97 годах окончательно оформились внешность и интерьер модели, а в 98-м она «встала на колеса». В общем, на московском Автосалоне-99 несостоявшийся «народный АВВАмобиль» предстал в образе хэтчбека ВАЗ-1119 «Калина». Надо сказать, что экстерьер новинки был вполне в духе времени. В профиль авто напоминало Opel Corsa. Анфас — Hyundai Accent. А броские вертикальные задние фонари вызывают стойкие ассоциации с Fiat Punto (впрочем, кому в действительности принадлежит их авторство — итальянцам или вазовцам — достоверно неизвестно). Линейку «Калины» продолжили седан «1118» и универсал «1117», ставшие столичными премьерами АвтоВАЗа 2000 и 2001 годов. Кроме того, на ее платформе были созданы концепты — родстер и микровэн (заводской индекс «1120»).
Столь же драматически эволюционировала и стоимость проекта «Калина», в разное время оценивавшаяся руководством завода в $1 млрд, $850 млн и $800 млн (теперь, накануне запуска седана в производство, представители АвтоВАЗа говорят, что на закупку оборудования и подготовку автомобиля потребовалось $550 млн).
Как бы то ни было, а в год дебюта «Калины» Волжский автогигант не располагал и этой суммой. Ввиду отсутствия средств начало выпуска новой модели постоянно переносилось. Представляя новинку, руководство АвтоВАЗа планировало собрать первые автомобили ВАЗ-1119 в начале 2001 года. Однако вскоре стало ясно, что эти сроки абсолютно нереальны и конвейерный дебют «Калины» отодвинулся на 2005 год. Как признавались топ-менеджеры предприятия, АвтоВАЗ мог направить на развитие производства менее $200 с каждого проданного автомобиля, в то время как у ведущих компаний мира этот показатель составляет порядка $800. Иными словами, завод остро нуждался во внешних инвестициях. А с этим было тяжело.
В сентябре 2001 года тогдашний генеральный директор АО «АвтоВАЗ» Алексей Николаев заявил, что «к сожалению, запустить «Калину» в массовое производство в 2005 году, как было обещано, мы сможем только с помощью внешних инвесторов, если же привлечь кредиты не удастся, модель пойдет в серию только в 2006-2007 году».
Впрочем, заимствования активно велись как на внутреннем, так и на внешнем финансовом рынке (АвтоВАЗ развернул ряд вексельных и облигационных программ, успешно поработал с банками, в частности, получив $240 млн у Deutsche Bank) и работы над проектом продолжались. В рамках подготовки к запуску в серию в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа было изготовлено несколько десятков прототипов «Калины» в различных вариантах кузовов, отрабатывались новые технологии сборки, велись переговоры о закупке оборудования.
• Калину начнут выпускать уже в этом году |
Как неоднократно подчеркивали на АвтоВАЗе, «Калина» — первая ласточка обновляемого модельного ряда — призвана продемонстрировать новый подход к качеству производства, использующего передовые технологии, созданные в соответствии с последними тенденциями в мировом автомобилестроении. Для воплощения передовых разработок тольяттинских конструкторов в металле и пластике создается отдельный производственный комплекс, объединяющий сварочный, окрасочный и сборочный цеха, рассчитанные на выпуск 220 тысяч автомобилей в год (на проектную мощность предприятие рассчитывает выйти в течение трех лет, а в первый год производства «Калины» — выпустить около 60 тысяч машин).
Здесь будет город заложен
Под «Калину» фактически строится собственный завод. Однако необходимость интеграции нового производства в уже существующее приводит подчас к спорным решениям. К примеру, сваренный кузов ждет многокилометровый путь под крышами цехов и по межцеховым галереям-путепроводам — сначала в окраску, а оттуда назад, минуя сварочный цех, на сборку.
Варить новинку будут отдельно от прочих семейств, для чего на заводе организуют новые производственные участки сварки каркасов кузовов, навесных узлов, укомплектования и рихтовки. Под создание сварочного цеха, встроенного в действующее производство АвтоВАЗа, выделили 45 тысяч кв. м. По словам представителей завода, точечная контактная сварка автоматизирована на 85%. Всего в процессе сварки кузовов автомобилей «Калина» будет задействовано 367 роботов, спроектированных и изготовленных Производством технологического оборудования (ПТО) АвтоВАЗа совместно с немецкой компанией Kuka.
Новое поколение роботов не только виртуозно «владеет» различным сварочным инструментом, но способно наносить клей и мастики, маркировать кузова, фланцевать двери. Умные машины могут нести крупногабаритные захваты и зажимную оснастку для узлов кузова; загружать детали в оснастку линии и выгружать из линии сваренные узлы; манипулировать крупными узлами, сваривая их на стационарных клещах; перемещать узлы по линии, заменяя традиционный транспорт; автоматически менять клещи и сварочные электроды; измерять сваренные части и базы оснастки.
Предмет особой гордости тольяттинцев — окрасочный комплекс. Оборудование, поставленное немецкой компанией Eisenmann, изначально спроектировано под самые современные технологии. Впервые в практике российского автомобилестроения кузов, проходящий предварительную подготовку перед окраской, будет транспортироваться на программируемом челноке «варио-шаттл». С его помощью можно регулировать время прохождения технологических емкостей, а также устанавливать необходимые углы входа-выхода кузовов из ванн для эффективного стекания растворов и исключения их переноса из одной зоны в другую. Участок подготовки поверхности кузова оснащен 26 челноками, а установка катафореза — 13-ю. Грунтовать кузова и наносить лак в окрасочных камерах будут 32 робота: 6 установят на линии грунта и 26 — на двух лаковых линиях. Современное оборудование позволит красить «Калины» в пределах одной партии в 16 различных цветов. Для высокой скорости их чередования планируется использовать современный метод промывки оборудования, обеспечивающий замену краски в течение 30 секунд.
Большое внимание уделено экологической чистоте производства. Специальные дожигатели не позволят вредным парам красок и растворителей попасть в атмосферу. В цокольном этаже на глубине 6 метров расположены гидрофильтры и установка нейтрализации сточных вод. Оборудование для очищения технологических жидкостей уже практически смонтировано.
Впрочем, пуск суперсовременного комплекса запланирован на лето 2005 года, а до того времени «Калину» будут красить в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа.
После окраски кузова отправятся в накопитель, а оттуда — в цех сборки, оборудование для которого также поставила компания Eisenmann. В рамках проекта «Калина» на АвтоВАЗе впервые будет применяться модульная сборка отдельных узлов. По этой технологии в самом начале сборочного процесса с окрашенного кузова с помощью автоматических манипуляторов снимаются двери. Они собираются отдельно, и после тестирования устанавливаются на тот автомобиль, с которого были сняты. Панель приборов также собирается отдельно и после испытаний с помощью робота монтируется на автомобиль. Высокая степень автоматизации — отмечают на заводе, — одно из ключевых отличий технологии сборки автомобилей «Калина». Использование разных типов конвейера (напольные платформы для монтажа интерьера, подвесной конвейер для шасси и пластинчатый на финальной линии сборки), модульной сборки, применение манипуляторов позволят оптимизировать процесс изготовления автомобиля, а также выйти на новый уровень качества.
• Предмет особой гордости тольяттинцев — окрасочный комплекс |
Производство новой модели начнут с седана «Лада-1118» в комплектации «Норма» с 1,6-литровым 8-клапанным мотором (соответствует нормам Евро-3). Через некоторое время после начала производства на «Калину» начнут ставить 16-клапанные моторы того же объема. Отпускная цена на машины в зависимости от комплектации и двигателя будет варьироваться от $6 тысяч до $8 тысяч. Заметим, что изначально модель должна была открывать линейку АвтоВАЗа и стоить не более $4 тысяч. Но, «кто старое помянет…» Сегодня малышке «Калине» уготована совершенно другая роль. Ей предстоит не заменить дешевую «классику» (она останется на конвейере еще пару лет), но… конкурировать с автомобилями десятого семейства. Во всяком случае, по цене. Как это будет реализовано на практике, станет ясно уже в начале следующего года, когда вечно перспективная модель, наконец, доберется до дилерских салонов. Хотя, думается, Тольятти найдет выход из щекотливой ситуации. Причем, вполне традиционный: «десятка» просто подорожает. А дебют ее преемницы, известной сегодня как «Лада-2170», запланированный на 2005 год, поможет оправдать ценовой скачок