Однако время идет, постепенно жизнь в России меняется к лучшему. Вот уже и Волжский автозавод освоил выпуск автомобилей, оборудованных кондиционерами...
История вопроса
Еще в процессе проектирования на ВАЗе автомобилей «десятого» семейства было предусмотрено, что конструкция этих машин должна давать возможность производства «люксовых» модификаций, оборудованных, что называется, «по полной программе». В частности, отопитель ВАЗ-2110 изначально рассчитан на установку в него испарителя системы кондиционирования. А для компрессора и конденсатора с ресивером «забронировано» место в подкапотном пространстве.
Специалистами отдела аэроклиматических исследований дирекции по техническому развитию АО «АВТОВАЗ» в течение нескольких лет проводились испытания «десяток», оборудованных кондиционерами производства ведущих фирм мира. На основе полученных результатов решено было остановиться на системе кондиционирования с использованием узлов известной американской фирмы «Frigette». Работы по «кондиционированию» ВАЗ-21103 выполнялись по принципу международного инжиниринга. Основные узлы (компрессор, конденсатор с ресивером, испаритель и трубопроводы) были закуплены по импорту, а установочные кронштейны, натяжной ролик, блок автоматического управления и приводной ремень - российского производства. В результате на автомобиле вместо банального отопителя появилась климатическая установка, автоматически поддерживающая в салоне заданный температурный режим. В прошлом году управлением специспытаний ДТР ВАЗа были проведены выездные климатические испытания «юг - горы» автомобилей ВАЗ-21103, 21113, 2112, оборудованных кондиционерами «Frigette». Машины с честью выдержали весьма суровый экзамен в засушливых степях Волгоградской области, в условиях жаркого и влажного климата Таманского полуострова, а также на горных перевалах Главного Кавказского хребта. Вазовские испытатели установили, что климатические системы практически во всех условиях эксплуатации создают комфортные условия в салонах автомобилей «десятого» семейства и полностью соответствуют существующим нормативным требованиям.
Ну а выявленные в процессе испытаний некоторые недостатки климатических установок были оперативно устранены в процессе доводочных работ.
Уже на конвейере
В настоящее время на Волжском автозаводе освоен выпуск автомобилей ВАЗ-21103 с кондиционерами «Frigette» по несколько необычной технологии. Часть узлов климатической установки монтируется на машины уже на главном конвейере. Ну а те детали, которые «не вписываются» в конвейерную технологию, устанавливаются на тольяттинской фирме «Евро Альянс», являющейся официальным дилером АО «АВТОВАЗ». Там же системы кондиционирования заправляются фреоном. Затем «Евро Альянс» реализует «оптом и в розницу» автомобили с кондиционерами.
Уже сейчас таким образом дооборудуется порядка 50 - 70 машин в сутки. Пока это только седаны ВАЗ-21103. В дальнейшем к ним добавятся хэтчбеки ВАЗ-2112 и универсалы ВАЗ-21113. Как видим, «кондиционируются» исключительно автомобили с шестнадцатиклапанными двигателями. Почему? Во-первых, такие машины изначально являются более престижными, недаром для них предусматриваются только два «верхних» варианта комплектации - «норма» и «люкс». Во-вторых, компрессор кондиционера «забирает» ощутимую часть мощности двигателя, что в случае более мощного шестнадцатиклапанного мотора не так сильно отражается на динамике и топливной экономичности автомобиля.
Хотелось бы акцентировать внимание на том, что «сто третьи», оборудованные климатическими установками и сертифицированы в установленном порядке, а также имеют фирменную вазовскую гарантию как на автомобиль в целом, так и на систему кондиционирования. В этом плане они выгодно отличаются от тех машин, на которых кондиционеры устанавливаются без согласования с ВАЗом, - ведь на последние заводская гарантия не распространяется.
Не только охлаждает,но и сушит
Внешние отличия «кондиционированных» автомобилей от их обычных собратьев обнаружить непросто. Под капотом узлы климатической установки расположены так, что их сразу и не увидишь. В салоне догадаться о наличии кондиционера можно только по кнопке на панели приборов с изображением снежинки. Ну а какова эффективность работы системы?
Сначала оставляем автомобиль с закрытыми окнами и дверями на открытом солнце на часок. Затем усаживаемся в машину, запускаем двигатель и «врубаем» кондиционер на полную мощность. Для этого включаем вентилятор климатической системы на вторую скорость, задатчик температуры воздуха в салоне устанавливаем на значение 16°, нажимаем кнопки включения рециркуляции и кондиционера. Рукоятку регулирования потока воздуха в салон устанавливаем в положение, когда практически весь воздух проходит через центральные и боковые дефлекторы на панели приборов. Буквально через несколько минут поступающий в салон воздух стал настолько холодным, что стало возможным перейти на второй режим. Режим рециркуляции был выключен, вентилятор переведен на «автомат», задатчик температуры на 18°, а подача воздуха - в ноги. Вот так можно ездить, невзирая на любую жару на улице.
Попробовали мы также оценить динамику разгона при включенном и выключенном кондиционере. Как и ожидалось, для достаточно мощного шестнадцатиклапанного мотора ВАЗ-2112 разница оказалась несущественной. Несмотря на это, при движении в очень плотном транспортном потоке или на затяжном подъеме температура охлаждающей жидкости двигателя может начать повышаться. Однако в этом случае «умная» электроника сама выключит кондиционер.
И еще одно. Система кондиционирования позволяет не только снижать температуру воздуха в салоне, но и осушать его. Чтобы в дождливую погоду быстро очистить запотевшие стекла, нужно просто... включить на некоторое время кондиционер.
Кого вы любите больше?
Странный, казалось бы, вопрос. Естественно себя, своих родных и близких! Так почему же, установив на свой автомобиль внешнюю пластиковую обвеску, радующую глаз окружающих, вы «забываете» про кондиционер, который «заботится» именно о вас? А ведь по цене они сопоставимы - «кондиционированный» ВАЗ-21103 стоит всего-то на 18000 рублей дороже стандартной машины.
В то же время за ближайший импортный аналог (Daewoo Nexia), оборудованный кондиционером, придется выложить на $2500 больше.