У моего автомобиля Mercedes-Benz W210 украли боковые зеркала. Воры сработали быстро и четко. Хотя машина совсем недолго стояла под самыми окнами дома, никто ничего не заметил.
Честно говоря, обнаружив своего "безухого мерина", я посылал проклятия не столько ворам, сколько мастерам из Штутгарта, которые придумали крепить зеркала к кузову снаружи, а не из салона. Любой злоумышленник может спокойно сложить их, прижав к корпусу автомобиля, за минуту открутить несколько винтов, после чего стать обладателем запчастей, которые на вторичном рынке оцениваются в $150--300 в зависимости от состояния и наличия электропривода, подогрева и повторителей поворотников.
Ездить без зеркал неудобно и неэстетично. К тому же небезопасно. Естественно, я сразу позвонил в свою страховую компанию, чтобы узнать алгоритм последующих действий. "Это мелкий ущерб, -- успокоили меня. -- Ничего вам делать не нужно, просто приезжайте к нам за компенсацией". После таких слов я понял, что не зря верил в добровольное страхование.
Поначалу все шло как в рекламном ролике. Я приехал в офис, где мне предложили два варианта решения проблемы: либо я беру компенсацию наличными, сам покупаю детали и сам выбираю сервис, либо они отправляют меня в "свой", уполномоченный центр, где все сделают за безналичный расчет. Первый вариант имел один существенный недостаток: наличные деньги нужно было ждать около десяти дней. Дав время подумать, девушка-менеджер компании послала меня к эксперту.
В очереди к нему я познакомился с владельцами еще двух "Мерседесов", у которых было точно такое же горе. У них я, кстати, спросил совета, как лучше поступить. Мнения разделились. Один аргументированно доказывал, что выплачиваемой суммы не хватит для покупки новых деталей и последующего ремонта на авторизованном сервисе. Другой резонно замечал, что, во-первых, если ты не пижон, можно купить и "бэушные" зеркала, а, во-вторых, установка -- не бином Ньютона и ее можно сделать в любой мастерской. Еще и деньги останутся. В подтверждение своих слов он рассказал историю про знакомого. Когда с его S-Klasse сняли зеркала, он получил деньги и отправился на Кунцевский рынок. И что бы вы думали? В одном из киосков ему предложили его же зеркала, которые он признал по каким-то особым приметам. Владелец S-Klasse был парень не промах и сразу же пригрозил продавцам краденого крупными неприятностями в виде налоговой инспекции, УБЭП и собственной команды вместе взятых. Зеркала он получил бесплатно и с извинениями. Таким образом еще и в плюсе остался.
За разговорами подошла моя очередь. И тут меня ждал первый неприятный сюрприз. Дело в том, что воры, отворачивая зеркала, отверткой изрядно поцарапали еще и двери. Наверное, у них от волнения рука соскальзывала. Эксперт повреждения признал и зафиксировал, но объяснил, что поскольку двери придется перекрашивать, то это потребует больших расходов. "Ничего страшного, -- сказал он. -- Однако я должен проконсультироваться с менеджером". В результате консультаций выяснилось, что ущерб не такой уж и "мелкий", а посему мне необходимо взять в районном отделении милиции справку. "Какую?" -- попытался уточнить я. "Да они там знают", -- беспечно ответила менеджер. В РОВД я ходил три дня. Все это время следователь, который занимается автокражами, был "на выезде". Наконец он приехал назад на место службы. Я написал заявление, в котором изложил суть происшествия и указал, по настоянию все того же следователя, что не настаиваю на возбуждении уголовного дела "в виду незначительности причиненного мне ущерба". Сделано. Однако на просьбу о справке, милиционер вручил мне малоубедительный квиток, где было написано, что мое заявление принято к рассмотрению и зарегистрировано под таким-то номером. Предчувствуя нехорошее, я выразил сомнение в достаточности этой бумажки и попытался добиться от него какого-нибудь более существенного документа. Но следователь уверенно заявил, что это и есть та самая нужная бумажка. "А если у страховщиков возникнут вопросы, пусть позвонят, и мы им все подтвердим".
В страховой компании долго ругались на "тупых ментов", которые не могли сразу выдать "справку номер три", и попросили все-таки ее привезти. Не хочется утомлять читателей подробностями, но эту проклятую справку пришлось ждать еще несколько дней: то не было бланков, то не могли найти того самого следователя, то ее не подписывал начальник, который был "у руководства главка"...
В конце концов я получил то, что мне было нужно. Но ждать денег, ехать вновь за ними в кассу сил и желания не было уже никаких. Я отправился в уполномоченный центр, где мне все пообещали сделать за два дня. "Только вот что с вмятинкой на двери делать?" -- спросил управляющий. О ней-то я и забыл. Дело в том, что эта небольшая ямка была на двери и раньше, и я на нее давно махнул рукой. Однако после посещения страховщика наивно решил, что раз уж мне будут красить дверь, то и ее заодно выровняют. К сожалению, я ошибался. После долгих консультаций со страховой компанией управляющий заявил, что рихтовка двери будет за отдельную плату. "Но сделаем со скидкой, -- утешил он, -- все равно дверь разбирать". Я согласился. Через два дня я забрал машину. Все было сделано хорошо. Вот только в окошке приборов горела лампочка-сигнализатор боковой подушки. "Ой, извините, это мастер, разбирая дверь, забыл отсоединить аккумулятор, -- объяснили мне, -- а снять ошибку компьютера мы не сможем. Мы только кузовным ремонтом занимаемся. Электрика у нас нет". Ошибку компьютера я снимал на другом сервисе. Но это отдельная история.
СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ -- ВСЕГДА ПОТЕРЯ ВРЕМЕНИ И НЕРВОВ. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ.
-- Рассказывая страховщику об обстоятельствах страхового случая, постарайтесь обрисовать полную картину, чтобы не было недоразумений.
-- Не пренебрегайте мелочами и тем, что вам кажется пустой формальностью, -- соблюдение всех бюрократических процедур сэкономит вам время в дальнейшем.
-- Не надейтесь, что "шрамы" прошлых аварий уберут заодно: эксперты на этом собаку съели и быстро вас "вычислят".