Встречный вопрос, если вас беспокоит расход топлива, то как вы его определили? Надеюсь, что даже самые неопытные автомобилисты понимают, что штатный указатель уровня бензина в баке – прибор слишком неточный и делать какие-то расчеты на его основе показаний – дело весьма приблизительное. Поэтому лучше всего поступить так: заполнить бак до предела, записать цифры счетчика пути и ездить, пока машина не встанет.
Расход топлива на 100 километров высчитывают, поделив емкость бака, указанную в инструкции, на расстояние по счетчику. Здесь скрываются сразу две неточности. Показания счетчика могут быть весьма далеки от истины. Полная емкость бака – вовсе не одно и то же, что интересующий нас расходуемый объем: узнать его можно только прямым измерением. Для этого из заполненного бака через разъединенную топливоподающую магистраль сливают топливо в мерную посуду (только действительно мерную, а не "что-то около") до прекращения подачи.
Упомянутые неточности учета – отнюдь не мелочь. Обычно они составляют 5–10 процентов, а это те самые цифры, которыми автомобилисты легко и непринужденно оперируют в своих рассуждениях о топливной экономичности, в оценках минусов и плюсов тех или иных мер.
Определив поправочный коэффициент счетчика пути и фактический объем расходуемого бензина, мы устраняем ошибку, которую можно назвать постоянной. Но это лишь небольшая и легкая часть задачи. С другими факторами, вносящими переменную ошибку, дело обстоит намного сложнее.
Никогда пробег, пройденный на одной заправке, не бывает точным повторением предыдущего. Перечислим хотя бы некоторые изменяющиеся факторы: маршрут, количество остановок и пусков двигателя, насыщенность дороги транспортом, температура и влажность воздуха, погода и состояние дорожного покрытия, загрузка автомобиля и еще многое, многое другое, что объединяется понятием «условия езды». Но, пожалуй, еще более изменчивы действия водителя. Водитель – не робот, у него всегда разное настроение, состояние, озабоченность делами. Установлена и такая любопытная закономерность: если водитель верит, что сделанная им техническая доработка экономит топливо (на самом же деле она совершенно бесполезна), то объективный контроль при опробовании действительно показывает уменьшение расхода бензина. Причина – соответствующий настрой, безотчетно вызывающий внутреннюю собранность, аккуратность.
Предположим, что вы замеряете расход топлива грамотно и аккуратно, с учетом сказанного выше, и у вас уже набралась достаточная статистика. Она свидетельствует, что в такой-то период ваш автомобиль в ваших руках и на вашем обычном маршруте потребляет столько-то бензина. Что делать с этим показателем? Только одно: принять его за базу для последующих оценок в тех же условиях. Если при этом вы придете к выводу, что, например, за последнее время расход вырос, то можно это считать достаточно объективным сигналом о необходимости проверить техническое состояние машины. Сравнивать же свой результат с теми цифрами потребления бензина, которые приведены в заводской технической характеристике, бессмысленно: контрольные расходы при заданных скоростях движения и при испытаниях по городскому циклу (то есть на стенде с беговыми барабанами) не является эксплуатационными показателями, их истинный смысл другой. В равной мере нельзя сравнивать свои результаты с чужими. При полнейшей искренности того, кто их сообщает, вы не можете знать, в каких условиях они получены, с какой степенью достоверности измерены. Не менее важно одно обстоятельство: трудно (технически трудно) дать объективную оценку стилю вождения и индивидуальным особенностям автомобилиста, даже если этот человек хорошо вам знаком. Часто приходится слышать: мой автомобиль на 100 километров потребляет столько-то литров. Когда? Где? Поэтому если всерьез браться за оценку эксплуатационного расхода топлива, следует, прежде всего, позаботиться о том, чтобы исключить неточности измерений, учесть психологические факторы и, что очень важно, грамотно и вдумчиво подходить к вопросу о сопоставимости результатов. В противном случае ваши оценки останутся на уровне досужих мнений.