Московский автосборочный завод вступил в строй 6 ноября 1930 года. Годом раньше компания Ford Motor Co подписала соглашение о создании в Нижнем Новгороде автомобильного завода и строительстве нескольких автосборочных предприятий, в том числе и в Москве. Сначала здесь собирали из американских деталей легковые автомобили Ford-AA, а через два года после постройки нижегородского завода перешли на сборку автомобилей «ГАЗ-А» и «ГАЗ-АА» из отечественных комплектующих.
15 января 1939 года автосборочный завод имени КИМ (Коммунистического Интернационала Молодежи) был переименован в «Московский автомобильный завод имени КИМ», на котором в 1941 году начался выпуск малолитражного автомобиля «КИМ-10». До начала Великой Отечественной войны было изготовлено около 500 автомобилей «КИМ-10-50».
В 1945 году советское правительство приняло постановление о крупносерийном производстве легкового автомобиля, а завод переименовали в МЗМА – Московский завод Малолитражных Автомобилей. Его первым серийным изделием и стал «Москвич-400».
Легковой автомобиль «Москвич-400» появился на улицах столицы в 1947 году. Коллектив завода, который возглавлял тогда Василий Тахтаров, всего за полтора года проделал весь цикл подготовки производства. Это объяснялось тем, что за основу был взят популярный немецкий Opel Kadett A выпуска 1938 года, а оснастка была вывезена с завода в Рюссельхайме. На первый взгляд, в конструкции Opel Kadett A не было принципиальных новшеств. Главное его достоинство заключалось в удачном соотношении параметров, сбалансированной взаимосвязи технических решений и сравнительной простоте – именно такой автомобиль и требовался. Но немецкая конструкция не была слепо скопирована.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Другой стала подвеска передних колес, рассчитанная на эксплуатацию по нашим дорогам. Независимая подвеска типа Дюбонне, названная по имени изобретателя, известного французского гонщика 20-х годов, она обеспечивала колесу качение в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля, а фиксировали колесо два продольных рычага.
Подвеска задних колес на продольных полуэллиптических рессорах представляла собой конструкцию, традиционною для многих поколений автомобилей. А вот тормоза были нестандартными.
Во-первых, гидравлический привод в начале 40-х годов еще не взял верх над механической систем ой тяг, коромысел и тросов. Во-вторых, установленный на «Москвиче» чугунный тормозной барабан одновременно случил и ступицей, и диском колеса. Шпильки крепления колеса были вынесены на максимально допустимый конструкцией диаметр. Поэтому колесо вместо привычного нам диска имело лишь обод с гнездами для гаек. В целом же конструкция подвески, тормозного барабана и колеса обеспечивала малую массу неподрессоренных деталей, что положительно сказывалось на устойчивости автомобиля.
Головку и блок цилиндров нижнеклапанного двигателя отливали из самого дешевого металла – чугуна. А степень сжатия двигателя понизили до 5,8, чтобы он мог работать на бензине второго сорта. В то время по всей стране использовался бензин, получивший впоследствии марку А-66. Первый сорт, то есть марку А-70, можно было достать только в крупных городах.
Изменили конструкцию коробки передач. Вместо немецкой 4-ступенчатой на «Москвич» установили 3-ступенчатую от автомобиля «ГАЗ-А». Динамика при этом несколько ухудшилась, да и зачем она была нужна при почти пустых улицах и дорогах. Рычаг переключения передач до 1951 года размещался на верхней крышке коробки передач, а затем был перенесен на рулевую колонку.
Все электрооборудование было сделано 6-вольтовое, как на большинстве отечественных и американских автомобилей.
ВЫХОД В СЕРИЮ
К началу 1947 года собрали опытную партию, а в подарок Родине, к празднику 1 Мая, изготовили уже сотый автомобиль «Москвич-400-420». Всего до конца года их выпустили почти полторы тысячи штук и пустили в открытую продажу. До этого личные автомобили были редкостью, их имели в основном знаменитости, и были они, как правило, подарены правительством.
Хотя в то время автомобили продавали населению по более низкой цене, чем была их себестоимость, деньги для этого нужны были огромные. «Победа» стоила 16 000 рублей, а «Москвич» – 9 000 рублей. Сначала автомобили покупали неохотно. В Москве первым индивидуальным владельцам стали выдавать номерные знаки серии МИ, которые шутливо расшифровывали как «могу искалечить». И одной этой серии хватило всем желающим на 7 лет. Только в первой половине 50-х годов люди поняли, что такое свой автомобиль, и образовался немыслимый дефицит на автомобили, сохранившийся до 80-х годов.
ОТ ЦИФРЫ К ЦИФРЕ
«Москвичи» тогда имели двойной индекс: первый обозначал модель двигателя, а второй – тип кузова. Первый серийный вариант – седан «Москвич-400-420» имел 4-дверный 4-местный кузов, который был сделан несущим и отличался высокой прочностью. Старые автомобилисты отмечали его высокую устойчивость против коррозии, объясняя это тем, что якобы его кузов изготавливали из луженой стали. Еще одна легенда.
Они заблуждались. Крылья и закругления кузова имели выпуклые, криволинейные формы. Нередко после сварки на них появлялись неровности, которые после покраски становились очень заметными и создавали впечатление мятой поверхности. Поскольку объемы производства были относительно невелики, около сотни автомобилей в день, то дефекты устранялись путем зачистки наждачными кругами и наплавкой в нужных местах оловянного сплава. Иногда эти заплаты были довольно большими, что и вводило в заблуждение автомобилистов при ремонте кузова.
«Москвич-400-420» использовался для перевозки медицинского персонала, обслуживания больных на дому. Такие «Москвичи» окрашивались в темно-синий цвет, на стеклах у них были нарисованы знаки Красного Креста, по бокам надпись «Помощь на дому», а на крыше устанавливалась сигнальная лампа. Салон был обит специальным материалом – текстовинитом, позволяющим легко проводить дезинфекцию.
Всего было выпущено 114 000 седаном «400-420», на которые приходится 84% от общего количества.
Кроме базового варианта, выпускался кабриолет с брезентовой крышей «Москвич-400-420А», предназначенный для южных районов страны. Поскольку кузов на седане являлся несущим, то конструкцию кабриолета пришлось усилить. Брусьям верхнего обвода придали замкнутое сечение, ввели диагональные раскосы с задней части пола и усилители в верхней части передней стойки. Всего было выпущено 17 742 (по другим источникам 17754) кабриолета.
Для нужд народного хозяйства с 1948 по 1956 год выпускался фургон «Москвич-400-422» для доставки почты и мелких партий грузов весом до 250 кг. Он имел деревянный кузов с каркасом из березовых брусков и облицовочные панели из прочной водонепроницаемой бакелитовой фанеры. Крыша обтягивалась дерматином.
На фургоны устанавливали сначала двигатель «400», а с 1954 года – «401» мощностью 26 л.с. Всего было изготовлено 11 129 фургонов. Кроме того, за это же время МЗМА изготовил 2562 шасси «Москвич-400-423», на которые московский кузовной завод Министерства пищевой промышленности устанавливал кузова с металлической обшивкой на деревянном каркасе.
ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ
На основе фургона «Москвич-400-422» был выпущен универсал «Москвич-400-421». Внешними формами и размерами автомобили не отличались. Различие заключалось в том, что у универсала были четыре боковые двери, двухстворчатая задняя дверь и кузов был полностью застеклен со всех сторон. Была построена только опытная партия.
К концу 4-0-х годов внешность «Москвича» стала устаревать. Поэтому в 1949 году была построена малая партия автомобилей, которые имели новые навесные панели кузова и капот аллигаторного типа, но основной каркас и шасси остались без изменений. Запасное колесо разместили горизонтально под багажником. Кузов получил индекс «424», а двигатели были предусмотрены двух типов: верхнеклапанный «403» с алюминиевой головкой блока и мощностью 33 л.с. и стандартный «401». Чтобы внедрить 424-й кузов в производство требовались новые штампы, а самостоятельно МЗМА их изготовить не мог. Валюты не дали и облагороженный «Москвич» в серию не пошел.
На базе модели «403Э-424Э» в 1951 году были построены два опытных спортивных автомобиля «403Э-424Э купе». Оба спортивных «Москвича» неоднократно модернизировались, и за 7 лет на них было установлено несколько всесоюзных рекордов и одержано много побед в различных чемпионатах.
Претерпев ряд модернизаций, «Москвич-400» ушел в апреле 1956 года на покой, уступив место совершенно новой конструкции – модели «Москвич-402». Всего МЗМА выпустил свыше 250 000 «Москвичей» первого поколения».
Технические характеристики «Москвич-400-420» 1947 года.
Длина/Ширина/Высота, мм: 3855/1400/1555
Колесная база, мм: 2340
Снаряженная масса, кг: 855
Размер шин: 5,00-16
Объем топливного бака, л: 31
Запас хода, км: 350
Двигатель: 4-цилиндровый, 23 л.с. при 3600 об/мин
Максимальная скорость, км/час: 90
Цена: 9 000 рублей