Как правило, о резком повышении цен на топливо говорят в основном продавцы бензина. Например, по мнению президента Нефтяного клуба Петербурга и вице-президента российского топливного союза Олега Ашихмина стоимость одного литра самого популярного 92-го бензина вырастет с 10 руб. до 17 руб. Столь значительный рост будет обусловлен вступлением в силу новой схемы уплаты акциза на топливо (увеличен на 45%) который вынуждены будут платить не производители топлива, а продавцы.
Согласно закону каждый посредник в продаже топлива (т.н. контрагент) будет платить всю сумму акциза, а затем, после того, как тот же самый акциз заплатит конечный покупатель (бензозаправка), вся сумма акциза будет возвращена контрагенту. Это приведет к тому, что участники рынка будут вынуждены существенно увеличить оборотные средства.
Новая схема уплаты акциза может разрушить всю поставок топлива через нефтетрейдеров, которые часто не имеют собственных мощностей по хранению и отпуску топлива. По словам Олега Ашихмина, в результате около 90% участников оптовыми продажами на топливном рынке, прекратят свое существование.
Могут возникнуть проблемы и с качеством топлива. По мнению О. Ашихмина, введение нулевой ставки акциза на прямогонный бензин при одновременном увеличении на 45% уже действующих ставок для товарных автобензинов, обострит проблемы обеспечения потребителей качественным моторным топливом. "Данный закон - нелепость, и это определение звучит из уст профессионалов топливного рынка", - сказал О.Ашихмин.
С мнением Олега Ашихмина согласен и президент Российского топливного союза Сергей Борисов. По его словам, после нового года Россию может захлестнуть настоящая волна суррогатного топлива. «В чем суть проблемы? В так называемом прямогонном бензине, который сегодня не облагается акцизом. НПЗ производят его (вернее должны производить) для нужд предприятий нефтехима – для изготовления, к примеру, полиэтилена, полипропилена, кроме того, он используется в лакокрасочной и масложировой промышленности. Но стоит такой бензин значительно дешевле, чем автомобильный, а потому немалое его количество уходит «налево», к недобросовестным дельцам, которые в полуподпольных условиях с помощью различных присадок искусственно повышают октановое число, после чего реализуют прямогонный бензин под видом «настоящего», что наносит немалый вред и двигателям автомобилей, и окружающей среде», - рассказал в интервью журналу «Автомир» Сергей Борисов. Следует отметить, что прямогонный бензин уже сейчас иногда продается на АЗС под видом настоящего…
«Прямогонный бензин с 1 января будет объявлен подакцизным товаром (то есть за ним будет установлен особый контроль) с… нулевой ставкой самого акциза. К чему это приведет – понятно. Когда «нормальное» моторное топливо возьмет на себя груз увеличенного на 45% акциза, прямогон станет для некоторых владельцев АЗС еще более привлекательным. Устоять против соблазна продавать именно его «производные», а не действительно подакцизные бензины кое-кому будет весьма трудно», - считает Сергей Борисов.
Однако, по мнению руководителя департамента налоговой политики министерства РФ на налогам и сборам (МНС) Татьяны Карасевой, скачкообразного роста цен на топливо в 2003 году не будет. Правда, прогноз она дать отказалась. В 2002 году цены на бензин росли без всяких акцизов – общее увеличение стоимости топлива с начала года составило около 25%. По ее словам, в 2003 году произойдет незначительное увеличение доли акциза в цене нефтепродукта, а это значит, что увеличение акциза объективно не может привести к существенному удорожанию бензина.
Ну а пока средние потребительские цены на бензин на 7 октября составляют 7,55 руб. за 1 литр А-76, 9,77 руб. за Аи-92 и 10,95 руб. за Аи-95.