Сусуми Мицуока, президент компании Mitsuoka Motors
Мечта всей жизни Сусуми Мицицуоки – увидеть свое имя на капоте автомобиля, сбылась в 1994 году, когда Министерство транспорта Японии выдало ему сертификат, дающий право выпускать автомобили собственной конструкции. После окончания технического колледжа Мицуока устроился в компанию Hino Motors, где отвечал за сбыт продукции. Но административная работа пришлась ему не по душе и он уволился из компании. История компании Мitsuoka Мotors началась в том же 1968 году.
В префектуре Тояма Мицуока снял пустующую конюшню, привел ее в порядок и организовал в ней мастерскую по ремонту а предпродажной подготовке подержанных автомобилей. Кроме него, в штате мастерской числилось всего 3 человека. Несколько месяцев продажи шли очень скверно, но через год дела пошли в гору, а через несколько лет компания сумела открыть 20 (!) филиалов по всей стране.
После того, как в 1982 году Япония пережила сразу два нефтяных кризиса и цены на бензин подскочили до астрономических величин - по всей стране развернулась кампания за экономию энергоносителей. Энергичный Мицуока быстро сориентировался в создавшейся экономической ситуации и начал импортировать из Франции очень экономичные микроавтомобили с мотоциклетными двигателями объемом 50 куб. см, для управления которыми не требовалось водительского удостоверения, а затем организовал производство автомобилей собственной конструкции с японскими мотоциклетными двигателями объемом 50 куб. см, получивших шутливое название Bobo Shuttle.
Мицуока отправился в Соединенные Штаты, где познакомился с методами работы небольших автомобильных компаний. Особенно его заинтересовали фирмы, выпускающие реплики - копии автомобилей старых марок. Там он понял, что копии иногда стоят дороже оригиналов. Используя накопленный в общении с американскими компаниями опыт, Мицуока открыл в Японии собственное дело. На заводе в префектуре Тояма на шасси серийных автомобилей стали устанавливать кузова из стекловолокна, повторяющие в общих чертах дизайн престижных марок Mercedes-Benz 30-х годов, Jaguar и Daimler, а также знаменитых американских автомобилей. Выпускалось не более 500 образцов каждой модели, поэтому спрос был гарантированным.
В 1993 году Мицуока лично разработал оригинальную конструкцию легкового автомобиля, названный Zero 1. Это был двухместный спортивный автомобиль, стоимостью 3,95 миллиона йен и внешним видом копирующий легендарный Lotus 7, но Мицуока хотел создать автомобиль проникнутый «национальным японским духом».
Мицуока основательно задался вопросом: а что сказать о японских автомобилях кроме как Ferrari с Востока или на худой конец BMW с Востока? Японцы сами не знают ответа на этот вопрос, но Мицуоке удалось выразить неповторимую японскую индивидуальность в своей второй конструкции Zero 2.
Немного Alfa Romeo 30-х годов, немного современный Caterham Super 7, а в остальном чистокровный самурай – именно так можно охарактеризовать творение господина Мицуоки, выполненное как всегда в постоянно модном в Японии стиле ретро.
На сварной металлической раме устанавливается четырехцилиндровый двигатель Mazda объемом 1,8 литра мощностью 130 л.с. Легкий кузов из стеклопластика позволяет развивать максимальную скорость 160 км/час.
Под таким девизом компания Мitsuoka начала в прошлом году супермаленький городской электрокар .Он отличается тем занимает на дороге минимум места и весит всего 300 кг. МС-1 приводится в движение электродвигателем мощностью 5 л.с., который работает от 72-вольтового аккумулятора. Одной подзарядки хватает на пробег в 50 километров со скоростью 60 км/час. В эксплуатации и обслуживании ТС-1 предельно прост. Судя по отзывам японских автомобилистов, МС-1 уже нашел применение как второй-третий автомобиль в семье, несмотря на стоимость 470 тысяч йен или 3900 долларов.
Завод компании не похож на другие японские автосборочные заводы: на нем нет привычных конвейеров с их сварочными роботами и четким ритмом. Вместо них - платформы, на которых собирают автомобили, которые неспешно передвигают с места на место по мере необходимости. После введения в Японии запрета на дополнительные переделки серийных конструкций Мицуока стал использовать стандартные шасси, трансмиссию и двигатели производства компании Nissan. Но огромное количество вариантов позволяет использовать их как конструктор Lego. В день выпускается всего несколько автомобилей, хотя спрос на них значительно выше, несмотря на довольно высокую стоимость: цена любой модели компании колеблется в районе 30 тысяч долларов. Господин Мицуока и в дальнейшем не намерен увеличивать объемы производства: его компания по-прежнему остается в Японии лидером по продажам как подержанных автомобилей, так и новых эксклюзивных. И отдавать пальму первенства он никому не собирается.