Карточки (одна Visa и три MasterCard трех различных российских банков) мы использовали весьма активно. Начали еще в Москве при бронировании номеров в гостиницах через Интернет -- тут карточка необходима.
Мы предпочли заказывать номера напрямую с сайта сети Six Continent -- их "бюджетные" отели Express by Holiday Inn сравнительно недороги: стандартный номер с завтраком обходится в Германии в 60--70 евро в сутки. К тому же при заказе через Интернет часто действуют специальные тарифы, на 5--10 евро ниже. В Амстердаме и Париже стоимость отелей заметно выше, "трехзвездный" номер на одного обходится уже в 80--90 евро.
"Ночевки" для автомобиля пришлось искать "на местах". Пару раз удалось сэкономить благодаря наличию бесплатного паркинга у отеля. Но в большинстве случаев, даже оставляя машину на пару часов, платить приходилось. Обычная стоимость места в крытом гараже более-менее близко к центру города колеблется от одного до трех евро в час. Самым дорогим в этом плане в нашем случае оказался Амстердам. В Брюсселе мы нашли "отстойник", где цена определяется в зависимости от времени стоянки: первый час стоит два евро, второй -- немного дешевле, и так цена падает до 0,25. В итоге постой в течение суток обойдется примерно в 15 евро. Немцы обычно указывают стоимость часа (в среднем 1--2 евро) и предел стоимости в сутки (как правило, от 8 до 15 евро) -- таким образом, час совсем уж длительной стоянки обходится в 25--30 центов.
Владельцы гаражей и городские власти стараются максимально облегчить жизнь водителей указателями, на которых электронные табло сообщают о числе свободных мест. Однако в самом паркинге наиболее удобные этажи обычно зарезервированы за постоянными клиентами, так что приходится нарезать не один кружок. В Германии ближайшие к выходу и хорошо освещенные места предназначены для инвалидов и водителей-женщин.
Франция отличается от северных соседей наличием платных участков на автомагистралях. Те, кто пользуется ими постоянно, могут купить радиоустройство, с помощью которого со счета будет автоматически списываться нужная сумма при проезде через ворота, отмеченные знаком Telepeage. Прочие граждане могут платить как наличными, так и карточками -- только в последнем случае надо выбирать ворота с надписью Cartes Bancaires или логотипом этой универсальной платежной системы -- буквами CB. Принципиальное отличие CB от ставших уже хрестоматийными американских карточных систем в том, что первая построена на использовании микропроцессорных карт (у нас по этой схеме работает "Золотая корона"). К тому же CB объединяет множество французских банков, так что все карточки Visa и MasterCard, выпускаемые во Франции, имеют встроенный чип. К сожалению, к нашим карточкам это не относится. В итоге, выехав из Парижа в воскресенье и свернув с магистрали, мы оказались в рискованной ситуации: когда понадобилось заправиться, мы обнаружили, что в "глубинке" практически все АЗС работали только в режиме самообслуживания. При этом в колонки хоть и встроено устройство для считывания карт, но предназначено оно исключительно для чиповых. Самим французам это обстоятельство, мягко говоря, неочевидно -- водитель стоящей рядом машины искренне уверял нас, что и Visa, и MasterCard на этой заправке принимаются, и демонстрировал свою карточку, с помощью которой только что заправился. Естественно, его-то кусочек пластика был с чипом CB.
Такая же история повторилась и на мойке. Во Франции довольно часто можно встретить, так сказать, полуавтоматы: за пару евро вы получаете на несколько минут "брызгалку" на шланге. Оплата карточками приветствуется скидкой в 15--20 процентов. Но, увы, речь опять же идет только о CB.
С аналогичной проблемой, но меньшей остроты, пришлось сталкиваться и в Германии: некоторые паркинги принимают оплату только через карточки местной чиповой системы GeldKarte или EC. Правда, об этом предупреждает большая надпись перед въездом. К нашему большому удивлению, точно так же работает и симпатичный ресторанчик "У горного озера" в окрестностях Баден-Бадена: взглянув на MasterCard, хозяйка грустно покачала головой и сказала, что работает исключительно с EC. К счастью, удалось наскрести нужную сумму наличными -- в Германии отменно пообедать втроем можно всего за 60 евро.
В общем, проблемы с российскими карточками связаны только с техническими стандартами некоторых отдельных стран и сфер услуг -- практически 85--90 процентов всех расходов мы оплатили именно карточками. Крупные магазины, отели и организации, имеющие дело с иностранцами, принимают классические "магнитки" без проблем. Другой вопрос, что ездить по Европе на автомобиле -- недешевое удовольствие. Даже если поддерживать средний расход топлива на уровне 8--9 л/100 км, 500-километровый перегон обойдется не менее чем в 45 евро. А ведь надо еще учесть стоимость паркинга, не говоря уж о расходах на аренду автомобиля -- прокат машины гольф-класса на несколько дней со всеми скидками обойдется не менее 50 евро в сутки. Поезд может оказаться более выгодным благодаря разнообразным специальным тарифам, которые предлагают железные дороги Германии и Франции. Так, при покупке билета заранее или при использовании разного рода проездных для туристов поездка на те же 500 км обойдется примерно в 40--50 евро на человека. А если взять билет на ночной поезд, к примеру, Вена--Цюрих, то можно сэкономить на гостинице -- самый дорогой билет (одноместное купе с душем, туалетом и завтраком) стоит менее 300 евро. В купе поскромнее можно уехать вдвоем и за полторы сотни.
С РОССИЙСКИМИ КРЕДИТНЫМИ КАРТАМИ В ЕВРОПЕ МОЖНО ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ УВЕРЕННО. ПРОЦЕНТОВ НА 85--90.
КСТАТИ Платная парковка в недельном путешествии "съест" около 100 евро.
-- Из соображений надежности лучше иметь с собой две кредитки: одну теоретически может "съесть" банкомат и вся наличность тогда уйдет на звонки в банки.
-- АЗС, мойки и паркинги вдалеке от основных магистралей могут работать только с местными платежными системами