Учиться никогда не поздно. Это нехитрое правило с успехом применяют на практике многие бухгалтеры, посещающие всевозможные семинары. Вот только выбрать из множества предложений оптимальное порой весьма не просто.
Кирилл Парфенов
Высокое предназначение
Семинары — общепризнанная и весьма популярная среди представителей большинства профессий форма получения новых знаний. Прижились образовательные тренинги и в бухгалтерской среде.
Ведь в силу ненормированного рабочего графика, который столь привычен для большинства отечественных специалистов по учету, далеко не каждый работодатель согласится выделить бухгалтерам время на постоянную учебу. А выкроить день-другой для посещения семинара по интересующей проблеме возможно практически всегда, даже при максимальной загруженности.
К тому же бухгалтеров, как правило, интересуют не общие вопросы, а лишь некоторые нюансы действующего законодательства или очередные нововведения налоговиков. А лучший способ найти на них ответ — это посетить семинар на соответствующую тему. Применение налогового и бухгалтерского законодательства, налоговое планирование, сдача отчетности, минимизация и оптимизация налогообложения, аудиторские и налоговые проверки — одним росчерком пера чиновники могут существенно изменить, казалось бы, сложившийся ход вещей в любой из перечисленных сфер. И разобраться в бесконечном потоке нововведений — нетривиальная, а главное — совершенно неблагодарная задача даже для опытного бухгалтера. Поэтому устроители семинаров никогда не сидят без работы — актуальная тема для проведения тренинга отыщется всегда, будь то разъяснение специфики сдачи отчетности через интернет или психологические нюансы выстраивания отношений с налоговым инспектором.
Осторожно! Ловушка
Помимо бухгалтеров в посещении бухгалтерских семинаров видят большую пользу и аудиторы. Так, Наталья — специалист аудиторской фирмы «Юридический сервис Монолит» — считает, что сотрудники финансовых отделов компаний просто обязаны время от времени посещать указанные мероприятия, для того чтобы повышать уровень своих знаний. «Если человек живет своей профессией, то его не нужно заставлять получать дополнительное образование, он и сам с удовольствием выкроит в своем графике время для учебы. В противном случае — он просто не профессионал», — считает Наталья.
Правда, к выбору компаний–тренеров нужно подходить очень внимательно. Дело в том, что большинство организаторов семинаров не скупится раздавать участникам дипломы и сертификаты, подтверждающие, что «такой-то бухгалтер успешно завершил такую-то программу обучения». И многим это только на руку:
полученными сертификатами можно смело дополнить свое резюме и рассчитывать в будущем на лучшие условия работы. Правда, здесь есть несколько подводных камней, о которых согласился рассказать генеральный директор юридического центра «Глосса» Антон Стружков.
По его словам, большинство фирм, занимающихся проведением семинаров, элементарно не имеет лицензии на ведение образовательной деятельности. Ведь формально семинаром можно назвать любую деловую встречу, например круглые столы, посвященные налоговой проблематике, но к образовательному процессу эти мероприятия никакого отношения иметь не будут. Это, впрочем, не мешает их организаторам заказывать в типографиях красочные бланки, в которые позднее вписываются фамилии доверчивых бухгалтеров. «Никакого криминала здесь, конечно, нет, — рассуждает Антон. Вот только практическая ценность этих бумажек для бухгалтера, решившего сменить работу и указавшего в резюме свои многочисленные “регалии”, на мой взгляд, весьма спорна».
По мнению Антона, можно выделить два типа работодателей — хорошо разбирающихся в специфике ведения бухучета и имеющих о бухгалтерии лишь поверхностное представление. Руководители серьезных компаний на сертификаты смотреть не будут. Они предпочтут самостоятельно проверить соискателя на профпригодность, нежели полагаться на выданные кем-то бумаги.
Впрочем, бухгалтеру, не претендующему на высокую должность в крупной компании, сертификаты могут сослужить хорошую службу. Из примерно одинаковых по своим профессиональным качествам соискателей не искушенный в вопросах подбора сотрудников работодатель вполне может выбрать владельца пары сертификатов по принципу: «Возьму-ка лучше специалиста». «Беда состоит в том, что в России не существует сложившейся культуры подбора персонала, нет единых критериев для оценки профессиональных навыков и знаний кандидатов. И если крупные фирмы могут себе позволить принимать на работу проверенных людей, предлагая им высокую зарплату, то мелкий и средний бизнес попросту не имеет никаких действенных инструментов для проверки сырого соискателя. Именно поэтому им нередко приходится довольствоваться липовыми сертификатами», — заключил Антон.
Безусловно, на рынке бухгалтерских семинаров существует немало лицензированных компаний, которые дорожат своей репутацией. Но большинство из них рядовым финансистам попросту не по карману. Поэтому многим приходится довольствоваться так называемыми «массовыми» предложениями. И наличие большого числа приглашений на бухгалтерские семинары отнюдь не облегчает сам процесс выбора. Как и в любом другом случае, цена здесь далеко не всегда определяет качество. Поэтому при выборе тренинга лучше все же отталкиваться от других критериев, таких как профессиональный уровень лектора и форма проведения мероприятия.
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА
Разброс цен на участие в семинарах довольно велик. Минимальная планка составляет примерно 1500 руб.
Плата зависит от уровня подготовки и статуса лектора, продолжительности занятия, стоимости аренды помещения, в котором проходит семинар, и от качества питания.
Самое «дорогое удовольствие» — отправить бухгалтера на выездной семинар. В среднем день проживания одного участника на российском курорте будет стоить компании около 5000 руб.
Зависит стоимость занятия и от статуса организаторов. Занятия люкс-класса в хорошо зарекомендовавших себя компаниях могут обойтись и в 30 000 руб. с человека за день участия. При этом посещение лекций с участием этих же специалистов, но под эгидой другой, менее раскрученной организации может обойтись вдвое дешевле.
День зарубежной учебы стоит около 500 евро.
Стоимость семинаров, в которых принимает участие несколько лекторов, может существенно превышать цену мероприятия с выступлением одного специалиста.
Теория и практика
Как и любая другая учеба, семинар может иметь двойную направленность: теоретическую или практическую. В первом случае тренинг проводится в форме консультации и будет скорее интересен главным бухгалтерам или финансовым директорам крупных фирм. На подобных мероприятиях можно услышать об изменениях в законодательстве, познакомиться с анализом арбитражной практики — иными словами — получить отличный инструмент стратегического планирования финансовых дел фирмы. На такие мероприятия, как правило, приглашаются наиболее квалифицированные тренеры, в том числе и зарубежные. Отрицательный момент здесь один — высокая цена за полученные знания.
Другое дело — посещение семинара практической направленности. Иногда их еще называют бизнес-курсами. Этот вид проведения тренингов направлен на выработку конкретных рабочих навыков и наиболее популярен в среде начинающих специалистов. Форма подачи материала может быть самая разнообразная — от классической лекции до групповых семинаров. Большим плюсом этого вида обучения можно считать возможность по ходу работы обращаться за разъяснениями к преподавателю.
Существует и еще один довольно любопытный вид семинаров, который на первый взгляд не имеет ничего общего с бухгалтерской профессией. Речь идет о занятиях, направленных на улучшение личностных качеств бухгалтера. Здесь специалиста по учету научат, как грамотно выстраивать отношения с подчиненными и начальством, не впадать в депрессию от рутинной работы, продвинуться по карьерной лестнице и многому другому. Все это звучит весьма заманчиво — бухгалтеру остается уговорить своего директора раскошелиться на определенную сумму.
Полезное с приятным
Пожалуй, наиболее привлекательной и нестандартной формой для повышения квалификации бухгалтера является проведение выездного семинара где-нибудь на российском курорте или даже за границей. Основной контингент подобных «учебных туров» по бухучету и налогообложению — это заинтересованные частные предприниматели, а также бухгалтеры крупных компаний. Для руководства ведущих фирм комфортные условия работы и профессиональное обучение персонала — вопрос престижа. Некоторые работодатели, к примеру, рассматривают такие выезды как способ поощрить толкового сотрудника. Бухгалтеры же на подобных мероприятиях могут завести полезные деловые знакомства.
Курортные семинары позволяют отвлечься от ежедневной рабочей рутины, получить новые впечатления — эти обстоятельства ценны сами по себе. Ну и, конечно же, главное — новая информация, получение профессиональных навыков. Впрочем, для того чтобы обновить багаж своих бухгалтерских знаний, лететь в Сочи или Париж совершенно необязательно. Руководители большинства предприятий это прекрасно осознают, и их сотрудники могут получить путевку на семинар лишь в том случае, если руководство решит таким нестандартным способом премировать работника, а заодно и подстегнуть его интерес к обучению. Рынок платных семинаров полон разнообразных предложений. Присутствует выбор практически на любой вкус и кошелек. Однако теоретически для желающих сэкономить свои средства существует и иная возможность — обращаться за разъяснениями к самим налоговикам, которые проводят бесплатные семинары в инспекциях.
ЛЕКТОР НА ВЫЕЗДЕ
В представлении большинства людей семинары — это разовая тематическая встреча лектора с кругом заинтересованных слушателей. На самом деле вариантов организации тренингов очень много. Так, одной из форм их проведения может стать приглашение специалиста в саму фирму для выступления перед составом бухгалтерии. Такой подход оправдан для крупных компаний с многочисленным бухгалтерским штатом. Преимущества его очевидны — в качестве тренера можно выбрать профессионала, провести семинар на своей территории, договориться об удобном времени.
Однако есть у этого способа и недостатки: услуги высококлассного специалиста обойдутся фирме в крупную сумму денег. К тому же далеко не всегда имеет смысл «тащить» на лекцию весь бухгалтерский штат фирмы — ведь проблемы, волнующие главного бухгалтера отнюдь не всегда пересекаются с вопросами, занимающими рядовых бухгалтеров. Поэтому в большинстве случаев в интересах компании целесообразно отправлять на семинар одного бухгалтера. Ведь если услышанное окажется интересным, то специалист по учету сможет поделиться обретенными знаниями с коллегами.
Бесплатный сыр...
Идея проведения бесплатных семинаров налоговиками сама по себе довольно любопытна. В соответствии с приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-З-01/444, руководители налоговых инспекций на местах получили предписание проводить семинары с целью информирования налогоплательщиков о действующем законодательстве. Правда, в бухгалтерской среде подобного рода образовательные курсы не пользуются популярностью. Показательно, что даже сегодня, спустя 3 года, далеко не все знают о том, что налоговики проводят бесплатные семинары. И это притом, что МНС заранее информирует налогоплательщиков о предстоящих мероприятиях на сайте www.mosnalog.ru или на досках объявлений в инспекциях.
Практический смысл бесплатных налоговых тренингов находится под очень большим сомнением — многие слушатели говорят о низком уровне подготовки лекторов, отсутствии комфортабельных аудиторий и о многом другом. Большинство мероприятий сводится к зачитыванию лектором выдержек из налогового законодательства. Это, впрочем, никоим образом не противоречит самому духу бесплатных семинаров — ведь налоговики не обязаны никому ничего разъяснять, они должны лишь информировать налогоплательщиков и бухгалтеров в том числе о тех или иных изменениях в налоговом законодательстве. А нуждаются ли специалисты по учету в подобной информации — это их личный выбор.
Бухгалтер небольшой столичной фирмы Ирина Котова рассказала, что однажды решила посетить семинар, проводимый налоговиками: «Заявленная тема семинара звучала так: “Порядок заполнения налоговой декларации по ЕСН юридических лиц”. Помню, что до сроков сдачи декларации оставалось всего один или два дня, так что своевременным проведение этого мероприятия назвать было сложно. Но пошла, решила, что на будущее пригодится. Правда, ожидания мои успехом не увенчались — многие вопросы так и остались открытыми».
Помимо налоговиков бесплатные семинары для бухгалтеров проводят производители программного обеспечения или других товаров и услуг, используемых при учетной работе. В большинстве случаев на таких мероприятиях образовательный процесс сводится к расписыванию преимуществ одного продукта над другим. И заинтересовать такие тренинги могут только потенциальных покупателей, решивших ознакомиться с новинкой. Поэтому очень важно внимательнее выбирать организаторов образовательных тренингов, а еще лучше — стремиться попасть на лекции известных специалистов. Так или иначе не стоит останавливать свой взгляд на сомнительных компаниях, обещающих золотые горы после прослушиваниях их семинаров. Гораздо лучше подготовить себя к необходимости расстаться с энной суммой денег, но в обмен на действительно нужные знания. На образовании, как известно, лучше не экономить.
Статья получена: Клерк.Ру