С. В. Маковская, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»
В последнее время неожиданно широкий размах получили мероприятия ФНС, связанные с проверкой и принудительной ликвидацией подозрительных, по их мнению, фирм. Однако у компаний, случайно попавших в число «недобросовестных», гораздо больше возможностей отстоять свои права, чем это кажется на первый взгляд.
Началом решительных действий инспекторов против фирм с «двойными» адресами можно считать письмо Федеральной налоговой службы от 13 сентября 2005 г.
№ ЧД-6-09/761@. Дабы вселить в проверяющих больше уверенности, ФНС в своем письме не поскупилась привести несколько примеров привлечения нерадивых директоров к ответственности.
Получив указание «сверху», многие контролеры мгновенно приступили к действиям. Например, одна из налоговых инспекций разослала по «своим» банкам письмо со списком адресов массовой регистрации фирм. Его содержание сводилось к тому, что проверяющие потребовали от банкиров не открывать таким организациям счета; в результате чрезмерного рвения контролеров пострадало множество добросовестных предпринимателей. В основном те, кто в свое время купил «готовую» фирму («компании на продажу», как известно, обычно получают номинальный юридический адрес).
Эксперты журнала «Консультант» рассмотрели возможные сценарии развития событий и дали рекомендации фирмам, оказавшимся в столь неприятной ситуации.
О переезде надо сообщать
Новые правила регистрации фирм установили еще в 2002 году. Именно тогда начал действовать Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации). С тех пор инспекторы не проводят экспертизу полученных документов. Регистрация стала заявительной – теперь руководителей компании могут оштрафовать на 5 тысяч рублей за предоставление ложных сведений, а судьи вправе и вовсе отстранить их от работы на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП).
Изменился и смысл понятия «местонахождение» компании. Раньше его определяли по адресу, указанному при государственной регистрации фирмы. Теперь же считается, что организация расположена в месте, где фактически находится ее «исполнительная власть» – директор, правление и т. д. (п. 1 ст. 13 Закона о госрегистрации).
Если компания «переехала», она должна внести изменения в свои учредительные документы (п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации), за эту процедуру контролеры возьмут пошлину в размере 400 рублей (подп. 3 п. 1 ст. 333 НК). Исключения составляют некоммерческие организации – они в таких случаях «править» устав не обязаны.
Если у фирмы поменялся только почтовый адрес, ей достаточно лишь уведомить об этом налоговую (п. 1 ст. 19 Закона о госрегистрации), и пошлину в данном случае платить не придется. Постоянный почтовый адрес или хотя бы абонентский ящик нужен каждой организации, причем его реквизиты надо сообщить не только всем партнерам, но и инспекции. Ведь почтой отправляют требования об уплате налогов, акты проверок, а также судебные извещения. Понятно, что фирме очень важно своевременно получать такие документы, да и ознакомиться с ними компания обязана в течение шести дней с момента отправки (п. 5 ст. 101 НК).
Возможна ситуация, когда фирма начала работать «на два адреса» еще до вступления в силу Закона о госрегистрации. Такие компании могут действовать по следующей схеме:
- 1. Подать сообщение по форме № Р17001 в инспекцию по адресу регистрации;
- 2. Внести изменения в учредительные документы;
- 3. «Обновить» старую редакцию устава или утвердить новую.
Когда инспекция передаст документы в налоговую по месту расположения фирмы, ее снимут с учета и зарегистрируют по новому адресу. Не стоит забывать, что компанию необходимо также перерегистрировать и во внебюджетных фондах. Для этого фирма должна встать на учет в их филиалах на новом месте.
Обратите внимание: выражение «юридический адрес» – скорее устоявшийся оборот. В гражданском и налоговом законодательстве такое понятие отсутствует, равно как и «фактический адрес».
Ликвидация – для легкомысленных
В настоящее время у инспекторов появилось много возможностей отслеживать недостоверную информацию о расположении фирм. Проверить, работает ли компания по указанному в документах адресу, контролеры могут только при осмотре помещения (п. 1 ст. 82 НК). Если проверяющие не обнаружат компанию по известному им адресу и поиски результатов не дадут, они вправе обратиться в суд с иском о ликвидации компании. Свои претензии к организации они, скорее всего, обоснуют «неоднократными и грубыми нарушениями закона» с ее стороны (п. 2 ст. 61 ГК).
Заметим, если фирма исправно платит налоги, один только факт, что она не находится по указанному в учредительных документах адресу, не может стать причиной ее ликвидации (постановление Конституционного Суда от 18 июля 2003 г. № 14-П). Ведь компания всегда может устранить нарушение, внеся соответствующие изменения в свой устав.
Также фирму нельзя ликвидировать, если она не ведет коммерческую деятельность (постановление ФАС Центрального округа от 8 апреля 2004 г. № А14-8729-03/222/20).
В группе риска находятся только те компании, которые в течение года не сдавали отчетность и не пользовались ни одним банковским счетом. Их могут ликвидировать в упрощенном порядке по заявлению инспекции (п. 1 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).
«Прописка» для счет-фактуры
Контролеры считают, что в счет-фактуре адрес должен совпадать с фактическим. Инспекторы все чаще отказываются предоставлять налоговые вычеты компаниям с «двойным» адресом. Впрочем, среди проверяющих не существует единого мнения по поводу того, какой из адресов должен быть указан в документе.
Если компания не уведомила налоговую о переезде, ее руководителя оштрафуют на 5 тысяч рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП). Однако это упущение не имеет никакого отношения к налоговому законодательству. Тем не менее инспекторы пользуются положениями Кодекса об административных правонарушениях и аннулируют налоговые вычеты фирм с «неправильными» адресами.
Судьи с сотрудниками налоговой не согласны. Они неоднократно отмечали, что в счетах-фактурах можно указывать любой из адресов – регистрации или фактический. По мнению судов, Налоговому кодексу это не противоречит и поэтому не лишает фирмы права на зачет НДС (например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2006 г. № А19-15638/05-40-Ф02-930/06-С1 и ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2006 г. № А56-18026/2005).
Добавим, ни первая, ни вторая часть Налогового кодекса не содержит определения понятия «адрес». Это еще один аргумент в пользу того, что инспекторы неправомерно лишают компании вычетов по НДС из-за «задваивания» адресов.
Ложный филиал
Предположим, фирма сменила адрес, а соответствующих изменений в устав не внесла. Инспекторы могут посчитать, что компания создала обособленное подразделение. В этом случае организация должна в течение месяца подать заявление о постановке на учет в ту налоговую, которая закреплена за местом фактического расположения фирмы (п. 4 ст. 83 НК).
Если инспекция обнаружит «двойной» адрес у компаний, которые применяют упрощенную систему налогообложения, она может отказать им в праве использовать льготный спецрежим. Чтобы этого не произошло, организация может создать по одному из адресов обособленное подразделение, которое не будет указано в ее учредительных документах как филиал или представительство. Даже если таких отделений будет несколько, фирма сможет без всяких проблем продолжать применять «упрощенку» (письмо Минфина от 12 июля 2005 г. № 03-11-04/2/22).
Нетрадиционная «медицина»
Как показывает практика, компания может решить проблему «двойных» адресов и неофициальным способом. Предположим, фирма не хочет вносить изменения в устав или платить штрафы. Тогда можно попытаться убедить сотрудников налоговой, что руководитель работает именно по юридическому адресу. В данном случае подойдет следующая схема:
- 1. Зачислить директора компании на должность, например, начальника склада. В этом случае на его имя оформляют трудовой договор о работе по совместительству. Понятно, что новые обязанности начальник будет «выполнять» по фактическому адресу.
- 2. Заключить договор аренды помещения по адресу, который указан в уставе. Кроме этого, стоит принять на работу секретаря. Он будет доставлять корреспонденцию директору компании и отвечать на возможные звонки.
Таким образом, фирма может сохранить юридический адрес и избежать ответственности по Кодексу об административных правонарушениях. Заметим, что расходы компании при использовании описанной схемы увеличатся на сумму оплаты труда секретаря и аренды номинального офиса.
Если руководитель принял решение перерегистрировать компанию, нужно помнить, что это дорогостоящий и длительный процесс. Поэтому имеет смысл доверить его специализированной организации. Вполне возможно, в результате фирма избежит множества проблем.
Статья получена: Клерк.Ру