У организаций, оказывающих экспедиторские услуги, нередко возникают проблемы с определением налоговой базы по НДС. Как их решить, попытались объяснить чиновники Минфина в Письме от 21 июня 2004 г. N 03-03-11/103. Разъяснение полезное, но не однозначное...
При осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности проблема заключается в характере оказываемых услуг.
Отношения заказчика и экспедитора регулируются Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и 41-й главой ГК РФ.
По договору транспортной экспедиции одна сторона обязуется выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза за вознаграждение и за счет другой стороны (ст. 801 ГК РФ). При этом согласно ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные им в интересах клиента.
Договором может предусматриваться обязанность экспедитора организовать перевозку по определенному маршруту, обязанность заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза и другие.
К сведению!
Экспедитор может дополнительно:
- получать требующиеся для экспорта или импорта документы;
- выполнять таможенные и иные формальности;
- проверять количество и состояние груза;
- проводить погрузку и выгрузку;
- оплачивать пошлины, сборы и другие расходы, возлагаемые на клиента;
- получать груз в пункте назначения и хранить его;
- выполнять иные операции и услуги, предусмотренные договором.
Отсюда и вытекают следуют спорные моменты при определении налоговой базы по НДС. Можно ли отнести экспедиторскую деятельность к посреднической? Прямо в законодательстве на это не указывается. Однако то, что работы выполняются за вознаграждение, дает основание для приравнивания деятельности экспедиторов к посреднической. На что, собственно, и обращает внимание Минфин, порекомендовав уплачивать НДС с суммы полученного вознаграждения. Таким образом, признав деятельность посреднической, следует применять правила ст. 156 НК РФ, в которой прописано, как определять налоговую базу по доходам, полученным при выполнении договоров комиссии, поручения или агентских. Тогда действительно полученным доходом будет сумма вознаграждения (п. 1 ст. 156). Прочие суммы, полученные экспедитором от заказчиков на исполнение договора, у них в налоговую базу не включаются (п. 34 Методических рекомендаций к главе 21 НК РФ. Утверждены Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447).
По договорам, заключенным с экспедиторами, часто производится предоплата, с суммы которой, как известно, также следует платить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ). Чиновники не забыли разъяснить, что экспедитору как посреднику в данном случае следует включать суммы авансов в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в части платежей, соответствующих размеру вознаграждения.
Казалось бы, все более-менее ясно. Однако, как мы упоминали выше, экспедитор может самостоятельно перевезти груз. И не факт, что налоговики признают такую деятельность посреднической. Более того, ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.99 N 5056/98) указал, что услуги экспедитора (в рассматриваемом случае были оказаны дополнительные услуги) не являются посредническими.
Поэтому, перевозя груз самостоятельно или оказывая дополнительные услуги, экспедитор вряд ли сможет воспользоваться столь удобным Письмом Минфина. Являясь непосредственным исполнителем по договору, он, скорее, должен будет включить в налоговую базу все суммы, полученные от заказчика (стоимость перевозки - п. 1 ст. 157 (кроме пригородных по единым тарифам), п. 1 ст. 154 - стоимость выполненных работ, услуг).
В любом случае следует детально прописать в договоре все предстоящие операции. В "Предмете договора" необходимо указать, что именно будет делать экспедитор - либо сам перевозить груз, либо производить перевозку силами другой организации. В "Порядке расчетов" отдельно прописать стоимость перевозки, сумму вознаграждения, расходы, возмещаемые экспедитору. Закрывая договор, в акте следует выделить сумму вознаграждения.
Еще один вопрос, оставленный в Письме без внимания, касается счетов-фактур и документов, подтверждающих исполнение договора.
Если деятельность экспедитора может быть признана посредничеством, то и документы нужно оформить соответственно. Счет-фактуру получателю или отправителю груза передает экспедитор. Ему необходимо перевыставить счет-фактуру от имени организации-перевозчика на имя своего заказчика (чтобы можно было получить вычет по НДС). От своего имени экспедитор выставит счет-фактуру на сумму вознаграждения, которое он получит.
Что касается документов, то здесь опять-таки важен характер выполненных работ. Всякая хозяйственная операция должна быть отражена в учете, а это возможно только при наличии правильно оформленного первичного учетного документа.
Выступая как посредник, экспедитор будет составлять отчет, предусмотренный для подобных операций (ст. 974, 999, 1008 ГК РФ). Фактически отчет выполнит роль первичного учетного документа. А это значит, что должны быть выполнены требования ст. 9 Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" к реквизитам. К отчету прилагаются документы, подтверждающие понесенные расходы для выполнения договора.
Осуществляя перевозку самостоятельно, экспедитор представит перевозочные документы (транспортная накладная, коносамент) и документы, подтверждающие произведенные расходы.
И. ОРДЫНСКАЯ, эксперт "БП"
Приложение к еженедельнику "Экономика и жизнь" - "Бухгалтерское приложение" N 34, 2004 г.
Статья получена: Клерк.Ру