В тесте участвуют автомобили: BMW 5 Series
Это уже пятое поколение "пятерок" БМВ с 1972 года. С тех пор машина изрядно прибавила в размерах, массе, мощности, динамике и цене. Самый первый BMW 520 весил 1275 кг, имел четырехцилиндровый двигатель мощностью 85 кВт/115 л. с., развивал 175 км/ч и стоил 15 тысяч тогда еще западногерманских марок. Нынешний BMW 520i весит 1485 кг, оснащен шестицилиндровым двигателем в 125 кВт/170 л.
с., развивает скорость 230 км/ч и будет стоить в России 47 тысяч евро. Прежнее "издание" БМВ пятой серии увидело свет в 1995 году. Эти же машины впервые начали собирать в Калининграде. Что изменилось с тех пор? Качественных скачков, по сути, не произошло, конструкторы выжимают соки из прежних решений.
Скорее всего, и в следующий десяток лет революции не случится. Что остается? Дизайн и электроника. Кто мог восемь лет назад уверенно сказать, что микропроцессоры будут работать на частоте свыше 3 ГГц, а микросхема размером с почтовую марку сможет хранить 1 Гбайт информации? Ныне это реальность не научных лабораторий, а ближайшего магазина. Так что оборудование автомобиля восьмилетней давности можно смело считать устаревшим. Ныне в нем "позарез необходимы" технологии Bluetooth (беспроводная коммуникация) и MP3 (воспроизведение сжатых аудиозаписей).
Стиль или конструкция?
Согласитесь, даже в кошмарном сне никому не привидится переднеприводный БМВ с поперечно расположенной V-образной "шестеркой". Внешность не так предсказуема. Появление новейшей 7-й серии вызвало шок, но прошло совсем немного времени, и непривычный стиль нашел немало поклонников, судя по продажам изрядно подорожавшей машины. Серию 5 никак не назовешь уменьшенной "семеркой": собственное "лицо", оригинальные задние фонари, характерный профиль.
Разумеется, машина выросла: на 62 мм по базе, 46 и 56 мм по колее спереди и сзади. Сам же кузов на 66 мм длиннее, 48 мм шире и 40 мм выше. Так что в основном рост пришелся на салон.
Напомним, что прежнюю "пятерку" считали тесноватой для своего класса. Нынешняя не только удобнее для рослых пассажиров на заднем сиденье, но и предлагает очень вместительный багажник объемом 520 л, а в варианте без запасного колеса (комплектация безопасными шинами) 555 л. Впрочем, размеры и стилистика кузова еще не главное - любопытнее подход к использованию легких сплавов в его конструкции.
Атипичная алюминизация
Этот процесс начался еще в предыдущем поколении, когда впервые были опробованы легкосплавные рычаги подвесок. Теперь пошли дальше - из алюминиевых сплавов изготовлена вся передняя часть кузова, включая щит моторного отсека. Столь необычное решение продиктовано стремлением обеспечить идеальную (50% на 50%) развесовку автомобиля по осям. Большинство алюминиевых деталей соединяются со стальными клепкой и склеиванием, а передние лонжероны крепятся болтами. В случае серьезной аварии проблем с восстановлением машины быть не должно - "морда" меняется в сборе. При менее серьезном столкновении деформируется брус внутри бампера, для замены которого специальное оборудование и подавно не требуется. Из алюминия и карданный вал, чья легкосплавная труба соединяется со стальными фланцами сваркой трением. Общий результат "диеты" впечатляет: изрядно подросшая машина похудела на 75 кг, став похвальным исключением.
Электронная лавина
Эргономика "пятерки" гораздо более консервативна, чем "семерки". Регулировка сидений - привычными клавишами сбоку подушки. Характерного мини-джойстика и кнопок на подлокотнике нет. Подвинуть руль - стоит только пожужжать моторчиками. Где включить? Естественно, на рулевой колонке. Словом, важнейшие органы управления там, где обычно. В результате стиль торжествует без потерь для здравого смысла. На пульте управления климатом все просто и понятно с первого взгляда, читать толстенную инструкцию не требуется. Хотите большего? Толкните рукоятку I-drive влево и посмотрите настройки. Что-то не устраивает в алгоритме работы? Уверяю, там есть с чем "поиграться".
Знаменитый "джойстик" системы
I-drive на "семерке" вызвал не меньше споров, чем ее внешность. Оказалось, что одна кнопка вместо нескольких десятков - это отнюдь не всегда проще. Вторая версия I-drive намного удачнее.
Из восьми направлений перемещения контроллера оставили только четыре; добавилась кнопка возврата в главное меню; наконец, появилось цветовое кодирование. Так, навигационные функции отображаются на зеленом фоне, связи - на голубом, климатической установки - на красном, а настройки аудиосистемы и мультимедиа - на желтом. Похожая схема применена на "Audi А8". Стало ли управление проще? Да, и намного.
Прежде чем отправиться на маршрут, поговорим о погоде, той, которую делает климатическая установка. Обычная сначала охлаждает воздух до 1-3°С, используя примерно 60-70% производительности вентилятора. По мере охлаждения салона обороты постепенно снижаются, а с какого-то момента охлажденный воздух подогревается. В результате очень сильно падает влажность в салоне, появляется дискомфорт для водителя и пассажиров - свербит в носу. У новой "пятерки" алгоритм другой - по мере охлаждения салона снижается степень охлаждения воздуха радиатором кондиционера, что позволяет поддерживать более комфортную влажность. Опасаться запотевших стекол не стоит - датчик конденсации отслеживает температуру лобового стекла и воздуха.
Разумеется, есть и раздельное управление климатом по сторонам салона, фильтр с активированным углем на входе, собирающий пыль и цветочную пыльцу, электронный "нос", способный автоматически включить рециркуляцию, почувствовав "дым отечества" или миазмы придорожной фермы. Но это уже не новость, как и тепловой аккумулятор, и возможность работы отопления при выключенном двигателе. Впрочем, это уже о "продвинутом" климат-контроле, который за доплату.
Довольно о климате и комфорте. БМВ всегда были автомобилями для водителя, и нынешняя "пятерка" подтверждает это правило. Нововведений немало. Главное - активное рулевое управление: в нем от скорости зависят не только характеристики гидроусилителя, но и передаточное число рулевого механизма. Система Dynamic Drive самостоятельно регулирует жесткость амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости, DTC отвечает за сцепление ведущих колес с дорогой, DSC за управляемость в предельных режимах, СBС за управляемость при экстренном торможении, DBC за наиболее эффективное распределение тормозных сил. Говорить про АБС и увеличенный диаметр тормозных дисков спереди и сзади (базовые шины теперь 16-дюймовые) уже просто не хочется.
Результат налицо
На извилистых дорожках юга Сардинии из четырех вариантов "пятерки" удалось опробовать лишь два: бензиновый BMW 530i и дизельный BMW 530d - оба с "автоматом". По статистике дилеров, девять из десяти "пятерок" предыдущего поколения продавались с автоматической трансмиссией. Что лучше? В чем разница? Что выбрать?
Пренебрежительное отношение к дизелю надо оставить в прошлом, хотя характер у бензиновой и дизельной машин разный. BMW Z8530i активнее отзывается на педаль газа, а его "автомат" охотнее подстраивается под манеру водителя. Динамические характеристики машин практически равноценны, только субъективно дизель кажется более мощным. Секрет во внушительном крутящем моменте (500 Н.м) и показателях эластичности, сравнимых лишь с прежним BMW М5.
Заметна и разница в управляемости: бензиновый БМВ ощущается более легким и вертким, дизельный не столь охотно входит в повороты, но более уверенно держится на скоростных прямых. Кстати, работа "активного руля" практически незаметна. Лишь в конце поездки приходит понимание, что на столь извилистой дороге так и не пришлось перехватывать обод даже на самых хитрых "загогулинах" серпантина.
А главное - там, где бензиновый БМВ израсходовал более 14 л/100 км, его дизельный собрат уложился в 10 л. Так что для бизнесменов, беспрестанно разъезжающих по Европе, BMW Z8530d будет более удачным выбором. А вот в наших условиях бензиновый автомобиль наверняка интереснее.
Ограниченное время не позволило проверить, насколько удобна система проецирования приборной информации на стекло, как работает адаптивный круиз-контроль, сколь совершенны возможности коммуникации. Детальное знакомство пришлось отложить до Москвы. Впрочем, ждать осталось недолго...
В расчете на успех
Похоже, все шишки периода экспериментов достались "семерке". БМВ пятой серии - не столь авангардный автомобиль с очень высокими ездовыми характеристиками и незаурядным комфортом. Для рынка это своего рода посредник между безоглядными поборниками новизны и более консервативными покупателями. Даже став более дорогим, чем предшественник, он, думается, найдет достаточно поклонников.
Первым европейским покупателям предложат бензиновые BMW 530i во всех вариантах и BMW 520i с механической коробкой передач, а также дизельные BMW 530d. Осенью к ним прибавятся BMW 520i с "автоматом", 2,5-литровый бензиновый BMW 525i (141 кВт/ 192 л. с.) с двумя вариантами трансмиссии и самый мощный пока BMW 545i с 4,4-литровой V-образной "восьмеркой" Valvetronic в 245 кВт/333 л. с. Россиянам, как и всем европейцам, "пятерки" станут доступны уже в июле. BMW 520i - минимум за 47 000 евро, более мощные модификации - дороже. Вторую половину года займет налаживание сборки машин в Калининграде.