Отношения экспедитора и клиента регулируют глава 41 Гражданского кодекса и Закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон).
По договору транспортной экспедиции с грузовладельцем (или с грузополучателем) экспедитор за вознаграждение и за счет клиента должен выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перемещением груза. При этом все расходы экспедитора, понесенные им в интересах клиента, должны быть возмещены последним в полном объеме (п. 1 ст.
801 ГК).
Помимо перевозки, отправки, доставки и выдачи груза получателю фирма-экспедитор может оказывать ряд дополнительных услуг:
– получить необходимые для экспорта или импорта документы;
– выполнить таможенные формальности;
– проверить количество и состояние груза;
– оплатить пошлины, сборы и другие расходы клиента;
– погрузить, выгрузить и хранить груз;
– получить товар в пункте назначения и т. д.
Отметим, что перечисленные услуги должны быть отмечены в транспортно-экспедиторском договоре.
Спорный момент
Как мы уже говорили, экспедитор может как выполнить перевозку самостоятельно, так и просто организовать ее за вознаграждение. В последнем случае получается, что он по сути становится посредником. Однако ни в Гражданском кодексе, ни в Законе не прописано: можно ли применять к такого рода договорам правила, установленные для договора поручения, комиссии или агентского договора. В то же время экспедиторскому договору нельзя отказать в признаке посреднической сделки, хотя бы из его определения «за вознаграждение и за счет клиента».
Такую особенность не раз отмечали и налоговики в своих письмах (см., например, письмо УМНС по г. Москве от 20 ноября 2002 г. № 24-11/56384). К аналогичному выводу пришли и чиновники Минфина в письме от 21 июня 2004 г. № 03-03-11/103.
Если же экспедитор осуществляет перевозку самостоятельно, то это обычная услуга. Ведь в этой ситуации он выступает в роли исполнителя. Такой вывод подкрепляет и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 26 января 1999 г. № 5056/98. В нем сказано, что деятельность в рамках договора транспортной экспедиции не является посреднической. Минфиновцы в своем документе ни словом не обмолвились о самостоятельных экспедиторах. А это самый существенный критерий в вопросе о НДС. Объясним почему.
Проблема с НДС
От характера экспедиторского договора зависит то, каким будет НДС – посредническим или обычным.
В случае, если фирма-экспедитор работает за вознаграждение и за счет клиента, то базу по НДС она может определять как посредник согласно статье 156 Налогового кодекса. Получается, что экспедитор должен заплатить НДС только с суммы своего вознаграждения.
Как правило, фирма-экспедитор работает по предоплате. При этом, согласно статье 5 Закона, клиент обязан перечислить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. Может ли ее бухгалтер в части суммы, причитающейся другой организации, например транспортной компании, заплатить НДС только со своего вознаграждения? Или же он должен начислить налог со всей суммы, поскольку с аванса надо платить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 162 НК)?
На этот вопрос и ответили чиновники Минфина в письме № 03-03-11/103. Они разрешили начислять НДС только с суммы вознаграждения. Таким образом, получив от фирмы аванс, из него надо выделить премиальную долю и учесть ее при расчете налога.
На практике договор транспортной экспедиции может содержать как элементы договора возмездного оказания услуг, так и элементы посреднического договора. Чтобы избежать путаницы и проблем с налоговиками, следует предусмотреть все возможные нюансы в договоре. Вот основные моменты, на которые нужно обратить внимание:
– предмет договора. Нужно четко сформулировать обязанности экспедитора, чтобы сразу было видно: организует он перевозку сам либо поручает это другой фирме;
– права и обязанности сторон;
– стоимость работ и порядок расчетов. Отдельно укажите стоимость перевозки, величину вознаграждения и возмещаемых расходов.
Обратите внимание: если в договоре отдельно прописать стоимость услуг, которые экспедитор перепоручит другой фирме, и сумму его вознаграждения, то уплату НДС можно немного отсрочить. Нужно только указать одно условие: клиент компенсирует стоимость услуг авансом, а вознаграждение перечисляет после того, как они будут оказаны.
Отметим, что в акте об оказанных услугах сумму вознаграждения также следует прописать отдельно.
Про счет-фактуру
К сожалению, и проблему выставления счетов-фактур минфиновцы также обошли вниманием в рассматриваемом письме. Мы считаем, что порядок выставления этих документов напрямую зависит от характера экспедиторского договора.
Если фирма-экспортер оказывает услуги самостоятельно, то счета-фактуры следует выставлять по общим правилам.
Если деятельность по договору транспортной экспедиции относится к посреднической, то и оформлять документы нужно так же, как для посредников. При этом возможны два варианта. Все зависит от условия договора.
В первом случае экспедитор действует от своего имени. Тогда, получив счет-фактуру от исполнителя услуг, нужно перевыставить ее на имя клиента. Во втором – экспедитор действует от имени клиента. В этой ситуации никакого переоформления счетов-фактур не требуется. Нужно лишь передать документ, полученный от исполнителя, своему клиенту.
Обратите внимание: независимо от условий договора экспедитор должен передать клиенту счет-фактуру на сумму своего вознаграждения. Этот порядок указан в постановлении правительства от 2 декабря 2000 г. № 914.
Пример
ООО «Планета» (грузовладелец) приобрело товар на сумму 800 000 руб. Для его транспортировки фирма заключила договор с ООО «Экспедитор» на транспортно-экспедиционное обслуживание. В свою очередь «Экспедитор» заключил договор с ЗАО «Доставка» на железнодорожную перевозку груза. Кроме того, в рамках договора экспедитор взял на себя обязательства по хранению товара.
Стоимость услуг по договору – 35 400 руб., из которых:
– 23 600 руб. – сумма, перечисленная ЗАО «Доставка»;
– 9440 руб. – стоимость услуг по хранению;
– 2360 руб. – сумма вознаграждения за оказание посреднических услуг.
«Планета» перечислила всю сумму по договору транспортной экспедиции авансом. Бухгалтер «Экспедитора» должен сделать в учете следующие проводки:
Дебет 51 Кредит 76
– 35 400 руб. – получены денежные средства от грузовладельца; Дебет 76 Кредит 62 субсчет «Авансы полученные»
– 11 800 руб. (35 400 – 23 600) – учтен аванс, полученный от «Планеты» под предстоящее выполнение услуг; Дебет 62 субсчет «Авансы полученные» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1800 руб. (11 800 руб. х 18/118) – начислен НДС с аванса; Дебет 002
– 800 000 руб. – принят товар на хранение; Кредит 002
– 800 000 руб. – груз передан ЗАО «Доставка» для перевозки; Дебет 60 субсчет «Расчеты с поставщиками» Кредит 51
– 23 600 руб. – оплачены услуги перевозки «Доставки»; Дебет 76 Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками»
– 23 600 руб. – расходы по перевозке списаны за счет «Планеты»; Дебет 62 субсчет «Авансы полученные» Кредит 62 субсчет «Расчеты с покупателями»
– 11 800 руб. – зачтен аванс, ранее полученный от «Планеты»; Дебет 62 субсчет «Расчеты с покупателями» Кредит 90-1
– 11 800 руб. – учтена выручка за хранение товара и комиссионное вознаграждение; Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1800 руб. (11 800 руб. х 18/118) – начислен НДС; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 62 субсчет «Авансы полученные»– 1800 руб. – принят к вычету НДС с аванса
Статья получена: Клерк.Ру