Весьма полезное разъяснение Минфина России оказалось на прошлой неделе в распоряжении редакции (письмо от 13.05.05 № 03-04-08/118). Ценность заключается в том, что оно касается практической ситуации, которая не урегулирована в НК РФ. Налоговые органы по-своему интерпретируют порядок действий налогоплательщиков в этих случаях, что приводит к спорам. Теперь в таких ситуациях можно будет дополнительно ссылаться на разъяснения Минфина.
Письмо Минфина России от 13.05.05 № 03-04-08/118 "О порядке принятия к вычету сумм НДС, если товары, использованные при производстве экспортированной продукции, не оплачены"
Ну а вычеты?
А вычеты потом
Касается же разъяснение порядка предоставления вычета по НДС в ситуации, когда товар экспортирован, все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, собраны. А вот входной НДС по сырью, купленному для производства этого товара, не оплачен.
Напомним, что НК РФ такой ситуации не предусматривает. Статья 176 кодекса прямо указывает на то, что в результате подачи «нулевой» декларации налоговики принимают решение именно о возмещении налога или об отказе в этом. Право же применять нулевую ставку специальным решением инспекции не оформляется. То есть законодатели предусмотрели ситуацию, когда есть и реализация, и оплата входного налога.
По мнению Минфина, если входной налог не оплачен, плательщик все равно должен сдать декларацию, подтверждающую нулевую ставку экспортного НДС. Иначе ему начислят налог на добавленную стоимость по ставке 18 (или 10) процентов. А это несправедливо - ведь у плательщика есть все документы, подтверждающие право применить нулевую ставку (п. 9 ст. 165 НК РФ).
А вот заявить сразу и вычеты по НДС, входящему в стоимость сырья экспортируемой продукции, нельзя - налог-то не оплачен. Поэтому Минфин рекомендует после оплаты сырья подать еще одну «нулевую» декларацию по НДС. Причем сделать это надо независимо от того, есть ли в текущем периоде операции по реализации на экспорт. Оплаченные суммы надо отразить в такой декларации именно как налоговые вычеты. Сделать это можно в течение трех лет со дня оплаты налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).
Кроме того, Минфин обращает внимание и на то, что, подавая вторую декларацию, надо предоставить и документы, обосновывающие вычеты. В том числе к ним относят и те, которые подтверждают правомерность применения нулевой ставки налога. Но ведь все нужные документы налогоплательщик уже подавал в инспекцию при подтверждении права на нулевую ставку! Минфин учел и это, указав, что в нашей ситуации вполне достаточно будет указания в сопроводительном письме к декларации на то, что все документы уже есть в инспекции.
Вопросы между строк
А вот надо ли в такой «вычетной» декларации повторно указывать нулевую реализацию, в письме не указано. Поэтому за разъяснениями мы обратились непосредственно в Минфин. По мнению специалистов этого ведомства, указывать реализацию не надо. Ведь декларация на вычеты не является уточненной. Поскольку подается не за тот же период, за который подавалась декларация при подтверждении экспорта.
Неуточненная она еще и потому, что в декларации на подтверждение нулевой ставки не было допущено никаких ошибок. Ведь права на вычеты тогда еще объективно не было.
Значит, декларация для получения вычета подается за другой налоговый период. И если в этом периоде не было экспортной реализации, то подтвердить цифру в графе декларации «Реализация...» будет нечем.
Кстати, если в периоде подтверждения вычетов были и другие экспортные операции, специалисты Минфина советуют подать отдельные декларации по каждой из них, а не суммировать вычеты. А вот специалисты ФНС России при обсуждении этой ситуации не были против подачи единой декларации. Правда, с оговоркой, что не должно пройти 180 дней с момента экспортной поставки, к которой относятся те вычеты, которые не возместили вовремя. Если же этот срок истек, то подается уточненная декларация к той, где стояла нулевая реализация, но не были отражены вычеты.
Но, на наш взгляд, позиция Минфина более обоснована. Ведь действительно уточнять в данном случае нечего.
Статья получена: Клерк.Ру