Андреева Ирина Викторовна, эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ
Код бюджетной классификации (КБК) имеет ровно двадцать знаков, в нем зашифровано значительное количество информации: об оплачиваемом налоге, администраторах поступлений в бюджеты РФ, о классификации доходов РФ и т. д1. Неудивительно, что в этой ситуации редкий бухгалтер застрахован от просчетов. В данной статье рассматриваются различные варианты операций с денежными средствами при совершении ошибки в КБК.
Рассмотрим порядок совершения операций с денежными средствами при оплате налогов.
Банк принимает платежные поручения и при наличии на расчетном счету организации достаточных средств переводит их на единый казначейский счет. Федеральное казначейство в течение операционного дня группирует поступления по КБК, потом распределяет их по бюджетам и лишь затем оформляет платежные поручения и перечисляет средства в соответствующие бюджеты2.
Денежные средства без КБК или с указанием несуществующего кода попадают в раздел неклассифицированных, невыясненных поступлений3. Затем казначейство обращается с уведомлением об уточнении вида и принадлежности платежа4 в соответствующее управление ФНС России, которое направляет реквизиты платежей в ИФНС5. И если платежное поручение оформлено не по правилам6, специалисты инспекции обязаны:
- зафиксировать данные по платежам в ведомости невыясненных поступлений; начислить пени согласно ст. 75 НК РФ при возникновении недоимки;
- определить самостоятельно или уточнить у налогоплательщика правильность заполнения платежного поручения и его реквизитов;
- информировать Федеральное казначейство, другие финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления о необходимости исправительных проводок или возврате денежных средств, поступивших не по принадлежности в форме уведомления (N 54)1;
- уведомить налогоплательщика в установленном порядке и форме об ошибочном указании информации в расчетном документе.
Получив от УФНС РФ уведомление с правильными реквизитами платежного документа, Федеральное казначейство составляет извещение о направлении администрируемым налоговым органам дополнительных поступлений по доходам. И лишь после этого платеж попадает в карточку «РСБ». Как видим, схема достаточно сложная, поэтому пени могут быть начислены налогоплательщику за длительное время. Что же он должен предпринимать при обнаружении ошибки? Здесь возможны различные варианты действий.
Если ошибку совершил банк, организация письменно заявляет в ИФНС об ошибке в расчетном документе и прикладывает копии платежных поручений. После получения заявления инспекция направляет запрос в банк и при наличии документов, подтверждающих добросовестность плательщика налога (сбора), пересчитывает пени, начисленные ввиду ошибки банка8.
При совершении ошибки налогоплательщиком (при заполнении платежного поручения может быть совершена техническая ошибка, например пропущена цифра или внесен несуществующий КБК) необходимо написать в налоговую инспекцию заявление с просьбой о зачете средств по назначению. К данной бумаге прикладывается копия платежного поручения и выписка с отметкой банка о списании с расчетного счета денежных средств. Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ налоговый орган в течение пяти дней после получения заявления от налогоплательщика обязан зачесть указанную сумму платежа.
Иногда из-за неправильного КБК платеж попадает не в тот бюджет. Это наиболее серьезная ситуация. Как следствие, возникает недоимка и пени по налогу, который начислен к оплате, и переплата по налогу, чей КБК ошибочно указан в расчетном документе. Ведь НК РФ разрешает засчитывать излишне оплаченные суммы лишь в пределах одного бюджета9. В результате налогоплательщик оплачивает необходимый налог вторично, перечисляет пени и обращается в налоговую инспекцию с заявлением о возврате ошибочно перечисленных платежей. Налоговая инспекция осуществляет возврат в течение месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления10 (срок его подачи может составлять три года со дня совершения переплаты11). Необходимое условие возврата средств – отсутствие задолженности по пеням и штрафам бюджета, в который перечислялся налог.
Итак, простая операция перечисления налогов может привести к значительным финансовым потерям со стороны налогоплательщика, поэтому она требует его внимания. Следовательно, крупным налогоплательщикам во избежание неприятных сюрпризов необходимо как минимум раз в квартал сверять платежи с налоговой инспекцией.
1) Федеральный закон от 15.08.1996 N
115-ФЗ
«О бюджетной классификации в Российской Федерации»
2) п. 5 Порядка учета Федеральным
казначейством поступлений в,br> бюджетную систему Российской Федерации и их
распределения между бюджетами
бюджетных систем Российской Федерации, утв.
Приказом Минфина РФ от
16.12.2004 N 116н
3) п. 9 Порядка учета, утв. Приказом
Минфина РФ
от 16.12.2004 N 116н
4) п. 2.4 Приложения N 18 к Порядку,
утв.
Приказом Федерального казначейства
от 22.03.2005 N 1н «Об утверждении
порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов
Российской
Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального
казначейства»
5) Приказ ФНС РФ от 12.05.2005 N
ШС-3-10/201@
«Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых
органах
базы данных «Расчеты с бюджетом», ред. от 16.02.2006
6) Приказ Минфина РФ от 24.11.2004 N
106н
«Об утверждении правил указания информации в полях расчетных
документов
на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную
систему Российской Федерации»
7) разд. V п. 3 Приложения к Приказу ФНС РФ
от 12.05.2005
N ШС-3-10/201@
8) разд. V п. 2 Приложения к Приказу ФНС РФ
от 12.05.2005
N ШС-3-10/201@
9) п. 4 ст. 78 НК РФ
10) п. 9 ст. 78 НК РФ
11) п. 8 ст. 78 НК РФ
Статья получена: Клерк.Ру