В ходе своего развития компания нередко совершает сделки, целью которых является увеличение масштаба бизнеса. Например, организация покупает сторонние предприятия, проводит процедуры слияния и поглощения, открывает новые направления. Создание групп компаний выгодно с точки зрения оптимизации налогообложения и эффективного использования денежных и материальных ресурсов. И все же у подобной формы бизнеса есть свои недостатки — например, отчетность отдельно взятых компаний не позволяет оценить финансовый результат всей группы. Для того чтобы показать инвесторам, как же в целом работают их инвестиции, организациям приходится составлять консолидированную отчетность.
Анна Романовская, главный бухгалтер НОУ «Академия развлекательного и игрового бизнеса»
Основная задача сводной отчетности — представить работу холдинга или группы взаимосвязанных компаний (материнских, дочерних и зависимых) как деятельность единой хозяйственной организации. Законодательно процедура подготовки консолидированной отчетности регламентируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, где сказано, что при наличии дочерних и зависимых обществ организация дополнительно составляет консолидированную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов этих фирм. Основные методологические положения по составлению единой бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности». Для инвесторов и акционеров более показательной является консолидированная финансовая отчетность, составленная по группе или холдингу исходя из Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), а не РСБУ. Поэтому в большинстве случаев компании готовят документы и в той форме, которая понятна инвесторам. Можно выделить несколько стандартов, которые имеют отношение к процедуре формирования единой финансовой отчетности:
- МСФО 3 — Объединение компаний;
- МСФО 27 — Консолидированная и отдельная финансовая отчетность;
- МСФО 28 — Инвестиции в ассоциированные компании;
- МСФО 31 — Участие в совместной деятельности.
Незыблемый фундамент консолидации
Как гласит МСФО 27, консолидированная отчетность — это финансовая отчетность группы, представленная так, как если бы она была подготовлена единой экономической организацией. Под группой компаний в данном случае понимается материнская организация и все дочерние фирмы, которые она контролирует. Рассматриваемый международный стандарт подразумевает под контролем наличие у главной компании полномочий управлять финансовой и операционной политикой «дочек» таким образом, чтобы получать выгоды от их деятельности. Если материнская компания владеет не более чем половиной акций фирмы, дающих ей право голосовать на собрании акционеров лично или через доверенное лицо, то она также осуществляет контроль за ее деятельностью. Однако при этом следует принимать во внимание некоторые условия. Компания считается контролирующей, если она может управлять более чем половиной акций, имеющих право голоса, по договоренности с другими инвесторами, определять финансовую и операционную политику компании согласно уставу или соглашению, назначать или смещать большинство членов совета директоров или владеть наибольшим количеством голосов на заседаниях данного органа управления.
В некоторых случаях головная организация освобождается от представления консолидированной отчетности. Например, если материнская компания сама является дочерней фирмой, полностью или частично принадлежащей другому предприятию. Головной компании также удастся избежать процедуры составления сводных документов, если ее долговые и долевые инструменты не имеют котировки на открытом рынке или если она не представляла финансовую отчетность признанной фондовой бирже. И последняя категория «везунчиков», ускользнувших от обременительной обязанности, — предприятия, промежуточные или главные материнские компании которых представляют консолидированную отчетность согласно МСФО.
Финансовая отчетность материнской компании и ее «дочек» должна готовиться по состоянию на одну дату. Когда отчетные даты предприятий не совпадают, дочерняя фирма для целей консолидации формирует дополнительную финансовую отчетность на тот же момент, что и материнская компания. В таком случае необходимо корректировать данные с учетом воздействия существенных сделок и событий, произошедших в период между этой датой и датой составления отчетности материнской компании. Следует отметить важный момент: консолидированная отчетность в холдинге или группе предприятий должна составляться на основе единой учетной политики.
Методичка для специалиста
Сводная отчетность формируется путем построчного сложения активов и обязательств материнской и дочерней компаний, отраженных в балансе этих предприятий. Кроме того, в ходе составления документа производится ряд исключающих проводок, которые не отражаются в учете материнской и дочерней компаний, а служат лишь для процедуры консолидации и подготовки сводной отчетности. Можно выделить несколько групп исключающих проводок в целях формирования общего баланса:
- вся дебиторская и кредиторская задолженность внутри группы;
- стоимость инвестиций в дочернюю компанию;
- дивиденды к получению от дочерней компании;
- валовая прибыль, входящая в балансовую стоимость товаров, материалов или основных средств от операций внутри группы;
- займы внутри группы.
В процессе подготовки консолидированного Отчета о прибылях и убытках в целом по холдингу применяются следующие группы исключающих проводок:
- выручка и себестоимость внутри группы;
- все прочие доходы и расходы внутри группы;
- прибыль по дивидендам.
Когда основные действия по составлению консолидированной отчетности произведены, наступает очередь корректировки полученных данных. Существует несколько типов корректировок сводной отчетности, рассмотрим каждый из них подробнее. Так, открывает перечень гудвил — разница между стоимостью инвестиций материнской компании в дочернюю и справедливой стоимостью чистых активов дочерней компании на дату их покупки у материнской организации, умноженной на долю ее владения «дочкой». В консолидированном балансе гудвил отражается среди активов и согласно МСФО 36 «Обесценение активов» должен проверяться на обесценение ежегодно. Если стоимость гудвила снижается, то данный факт должен находить отражение в Отчете о прибылях и убытках. Следующая корректировка связана с долей меньшинства. Доля меньшинства — это часть результатов деятельности и чистых активов «дочки», приходящаяся на долю, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно (через подконтрольные фирмы). Доля меньшинства в чистых активах указывается в консолидированном балансе в разделе капитала отдельно от обязательств и капитала акционеров материнской компании. Важное замечание: необходимо признание убытков, относящихся к доле меньшинства, даже в случае если их доля в капитале уже снижена до нуля.
Правим прибыль
Групповая нераспределенная прибыль рассчитывается как сумма данной нераспределенной прибыли материнской компании и доли последней в приросте нераспределенной прибыли дочерней фирмы с даты покупки до даты составления отчета. Из полученного результата следует исключить величину прироста резервов и обесценения гудвила.
Нереализованную прибыль необходимо исключить из суммы товарно-производственных запасов. Это можно осуществить двумя способами. В первом случае всю сумму корректировки нереализованной прибыли берет на себя материнская компания. В консолидированном балансе и Отчете о прибылях и убытках сокращается стоимость товарно-материальных запасов (ТМЗ). Такое уменьшение приводит к снижению прибыли за год и, следовательно, к сокращению нераспределенной прибыли. Второй вариант — когда в консолидированном балансе и Отчете о прибылях и убытках сначала сокращается стоимость ТМЗ, а затем выделяется доля меньшинства в этой корректировке. Компании могут с прибылью продавать товарно-материальные запасы внутри группы. В балансе ТМЗ учитываются по меньшей из двух сумм: себестоимости или чистой стоимости реализации. В консолидированной отчетности группа рассматривается как единое предприятие, поэтому ТМЗ должны показываться по себестоимости или чистой стоимости реализации для группы.
Если на конец отчетного периода товарно-материальные запасы остаются у дочерней фирмы, то в сводной отчетности следует исключить прибыль компании-продавца, поскольку считается, что холдингом эта прибыль не получена.
Существует два варианта исключения нереализованной прибыли из сводной отчетности. Первый — путем корректировок отчетности материнской компании и группы после консолидации дочерней фирмы. Нужно исправить консолидированные ТМЗ в балансе и консолидированные ТМЗ на конец отчетного периода, а также нераспределенную прибыль в Отчете о прибылях и убытках. Второй — путем корректировки отчетности компании-продавца до консолидации. Изменить ТМЗ в балансе компании-продавца и ТМЗ на конец периода в Отчете о прибылях и убытках.
Круговорот основных средств в холдинге
В соответствии с концепцией единой компании основные средства должны отражаться в финансовой отчетности группы по стоимости, по которой они были бы показаны, если бы передачи не было. Компания-продавец в своей отчетности указывает прибыль/убыток от реализации основных средств, при консолидации же эти суммы необходимо исключить. Компания-покупатель учитывает полученный актив по той стоимости, по которой он был ею приобретен. Эта величина будет отличаться от стоимости актива с точки зрения группы, если рассматривать ситуацию так, как если бы продажи ОС не было. Необходимо устранить сумму прибыли и скорректировать амортизационные отчисления.
Прозрачность никто не отменял
В консолидированной финансовой отчетности необходимо раскрывать информацию, касающуюся взаимодействия компаний, входящих в группу или холдинг. Так, в сводных документах следует указать, каков характер отношений между материнской компанией и дочерней, в которой первая владеет не более чем половиной акций, имеющих право голоса. Если в группе отсутствует контроль над фирмами, в которых материнская компания владеет более чем половиной акций, имеющих право голоса, то причины этого должны найти отражение в консолидированной отчетности. В том случае, когда отчетная дата дочерней организации не совпадает с отчетной датой головной компании, ее необходимо обозначить в сводных документах. Кроме того, в консолидированной отчетности также нужно предусмотреть описание существенных решений о переводе ресурсов в пользу материнской компании в форме дивидендов, возврата кредитов или авансов.
Кейс в помощь
Рассмотрим принцип составления консолидированной отчетности на конкретном примере. Предположим, компания «Грейт» приобрела 1 января 2005 года 100 процентов акций «Лайт» за 5000 долларов США. На дату приобретения справедливая стоимость чистых активов фирмы «Лайт» была равна их балансовой стоимости. В 2005 году компания «Грейт» продала организации «Лайт» 100 единиц продукции на сумму 6000 долларов США. Прибыль от продажи составила 20 процентов в общем объеме прибыли материнской компании. На 31 декабря 2005 года на складе фирмы «Лайт» оставалось десять единиц приобретенных товаров. В тот же день она купила у компании «Грейт» основные средства за 2000 долларов США, причем их остаточная стоимость на дату продажи составляла 1900 долларов. Дебиторская задолженность материнской компании составила 800 долларов, причем 200 из них — долг «дочки».
Поставлена задача — составить консолидированный баланс и Отчет о прибылях и убытках на 31 декабря 2005 года. Ввиду того, что компания «Грейт» владеет 100 процентами акций фирмы «Лайт», т. е. она ее полностью контролирует, последняя является дочерней организацией. Приведем пошаговый алгоритм действий при консолидации:
Шаг 1. Построчное сложение активов и обязательств.
Шаг 2. Исключение внутригрупповых расчетов: дебиторской и кредиторской задолженности.
Шаг 3. Исключение инвестиций в дочернюю компанию и определение гудвила.
Поскольку справедливая стоимость чистых активов дочерней компании на дату покупки была равна балансовой стоимости, получаем, что компании «Лайт» активы достались 1 января 2005 года по цене 1700 долларов США.
Гудвил рассчитывается следующим образом:
5000 – 1700 = 3300 долларов США.
Из консолидированного баланса необходимо убрать стоимость инвестиций материнской компании в «дочку» — 5000 долларов США — и добавить гудвил.
Шаг 4. Исключение внутригрупповой прибыли от продажи запасов.
Внешним компаниям из 100 единиц запасов компанией «Лайт» было продано 90 процентов. Таким образом, остаток запасов на складе на 31 декабря 2005 года составил:
10% × 6000 доларов США = 600 долларов США.
Сюда же относится и часть прибыли предприятия «Грейт» в размере:
600 долларов США × 20% = 120 долларов США.
Полученную величину следует исключить при формировании консолидированной отчетности.
Шаг 5. Внутригрупповые продажи основных средств.
Прибыль от продажи основных средств составила:
2000 – 1900 = 100 долларов США.
В балансе на эту сумму уменьшается стоимость основных средств и нераспределенная прибыль. В Отчете о прибылях и убытках результат учитывается в графе «Прочие доходы».
Таблица 1. Исходные данные
Баланс на 31.12.2005 г. | Грейт | Лайт |
---|---|---|
Долгосрочные активы | ||
Основные средства | 2300 | 2800 |
Инвестиции в дочерние компании | 5000 | |
Гудвил | ||
Краткосрочные активы | ||
Запасы | 1050 | 2000 |
Дебиторская задолженность | 800 | 1020 |
Денежные средства | 3450 | 3780 |
Итого активы: | 12 600 | 9600 |
Капитал и обязательства: | ||
Капитал и резервы | 3000 | 1700 |
Нераспределенная прибыль | 4900 | 1500 |
Доля меньшинства | ||
Краткосрочные обязательства | ||
Кредиторская задолженность | 3400 | 6400 |
Долгосрочная кредиторская задолженность | 1300 | |
Итого пассивы: | 12 600 | 9600 |
Отчет о прибылях и убытках на 31.12.2005 г. | Грейт | Лайт |
Выручка от продаж | 97 000 | 63 000 |
Себестоимость продаж | 74 000 | 47 000 |
Валовая прибыль | 23 000 | 16 000 |
Административные затраты | 4000 | 3200 |
Затраты на сбыт | 4600 | 4100 |
Операционная прибыль | 14 400 | 8700 |
Прочие доходы | 1000 | |
Прочие расходы | 6570 | 4880 |
Прибыль до налогообложения | 8830 | 3820 |
Налог на прибыль | 3930 | 2320 |
Чистая прибыль | 4900 | 1500 |
Таблица 2. Консолидированная отчетность
Консолидированный баланс на 31.12.2005 г. | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Грейт | Лайт | Шаг 1 | Шаг 2 | Шаг 3 | Шаг 4 | Шаг 5 | Данные консолидации | |
Долгосрочные активы | 18 400 | |||||||
Основные средства | 2300 | 2800 | 5100 | -100 | 10 100 | |||
Инвестиции в дочерние компании | 5000 | 5000 | -5000 | 5000 | ||||
Гудвил | 0 | 3300 | 3300 | |||||
Краткосрочные активы | 0 | 23 880 | ||||||
Запасы | 1050 | 2000 | 3050 | -120 | 5980 | |||
Дебиторская задолженность | 800 | 1020 | 1820 | -200 | 3440 | |||
Денежные средства | 3450 | 3780 | 7230 | 14 460 | ||||
Итого активы: | 12 600 | 9600 | 22 200 | -200 | -1700 | -120 | -100 | 42 280 |
Капитал и обязательства: | 0 | 20 280 | ||||||
Капитал и резервы | 3000 | 1700 | 4700 | -1700 | 7700 | |||
Нераспределенная прибыль | 4900 | 1500 | 6400 | -120 | -100 | 12 580 | ||
Доля меньшинства | 0 | 0 | ||||||
Краткосрочные обязательства | 0 | 22 000 | ||||||
Кредиторская задолженность | 3400 | 6400 | 9800 | -200 | 19 400 | |||
Долгосрочная кредиторская задолженность | 1300 | 1300 | 2600 | |||||
Итого пассивы: | 12 600 | 9600 | 22 200 | -200 | -1700 | -120 | -100 | 42 280 |
Консолидированный Отчет о прибылях и убытках на 31.12.2005 г. | ||||||||
Грейт | Лайт | Шаг 1 | Шаг 2 | Шаг 3 | Шаг 4 | Шаг 5 | Данные консолидации | |
Выручка от продаж | 97 000 | 63 000 | 160 000 | -6000 | 154 000 | |||
Себестоимость продаж | 74 000 | 47 000 | 121 000 | -5880 | 115 120 | |||
Валовая прибыль | 23 000 | 16 000 | 39 000 | 39 000 | ||||
Административные затраты | 4000 | 3200 | 7200 | 7200 | ||||
Затраты на сбыт | 4600 | 4100 | 8700 | 8700 | ||||
Операционная прибыль | 14 400 | 8700 | 23 100 | 23 100 | ||||
Прочие доходы | 1000 | 1000 | -100 | 900 | ||||
Прочие расходы | 6570 | 4880 | 11 450 | 11 450 | ||||
Прибыль до налогообложения | 8830 | 3820 | 12 650 | -120 | -100 | 12 430 | ||
Налог на прибыль | 3930 | 2320 | 6250 | 6250 | ||||
Чистая прибыль | 4900 | 1500 | 6400 | -120 | -100 | 6180 |
Статья получена: Клерк.Ру