Компанию, которой удалось за время своего существования избежать столкновения с финансовыми мошенниками, можно считать счастливицей. В наш век, когда все области экономики стремительно развиваются, махинаторы также оттачивают свое мастерство и придумывают новые обманные схемы. Поэтому современной компании необходимо быть начеку и не упустить момент, когда на ее пути встретится подобный «волк в овечьей шкуре», чтобы вовремя его разоблачить.
Вадим Пучинкин, заместитель генерального директора ЗАО «Инфокон»
Финансовое мошенничество – совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения. Данная формулировка вытекает из статьи 159 Уголовного кодекса, где мошенничество определяется как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием».
Приведем пример финансовой махинации, которая в просторечье называется «прикармливание клиента». Реализуя схему, имеющую конечной целью похитить 1 миллион долларов США, мошенник обещает инвестору выплатить доход в размере 50 процентов за один месяц с суммы 10 000 долларов США. Ровно через месяц инвестор получает со своих 10 000 «доход» в размере 5000 долларов США, как ему и было обещано. Таким образом мошенник выманивает у клиента деньги несколько раз, всегда выполняя свое обязательство по выплате процентов. Поверив в реальность предлагаемых проектов, инвестор снова размещает деньги – на этот раз в сумме 1 миллион долларов США – в программу, обещающую доход в 500 процентов на срок в один год. На этот раз мошенник присваивает все средства и благополучно исчезает.
Это классическая схема, которая успешно используется и сегодня, чаще всего в торговле. Многие иностранные поставщики товаров потеряли в результате таких махинаций немалые деньги.
Банк – благотворная почва для обманщиков
Отечественные компании, предоставляющие услуги по обеспечению безопасности бизнеса, за последние несколько лет приобрели богатый опыт. Практика показывает, что в десятку самых востребованных входят услуги по расследованию случаев финансового мошенничества. Наиболее часто данное явление встречается в банковской сфере.
Например, на практике нередко встречаются следующие схемы махинаций:
- Списание средств со счетов клиента.
В случае, когда бухгалтер компании невнимательно следит за движением денег по счету своего предприятия, деньги могут списываться на третью фирму. Если клиент обнаружил операцию, то мошенник перед ним извиняется и деньги возвращаются, а если ничего не заметил – доход получен. - Перечисление денег от имени банка.
Деньги не снимаются с расчетного счета клиента, а перечисляются от имени банка на какую-либо фирму с назначением платежа, предположим, «на покупку компьютера», «за консультационные услуги» или «доход по депозиту». Подтверждающие документы либо отсутствуют, либо фабрикуются. - Списание недостачи на другие подразделения банка.
Если у работников кассово-расчетного центра есть доступ к бухгалтерским документам, возникшая недостача часто списывается на другие подразделения банка, где она может быть обнаружена лишь через определенный период времени. Задержка позволяет запутать ситуацию.
«Ценные» хитрости
В структуре большинства банков имеются отделы по работе со свободными финансовыми ресурсами и с ценными бумагами (облигациями, акциями) для выгодного инвестирования как собственных денег, так и свободных средств клиентов. Обычно эти же подразделения осуществляют и трастовые операции. В маленьких банках их обычно оформляет один из руководителей, а учетные документы хранятся у рядового исполнителя, который также контролирует работу с ценными бумагами. Распространена практика, когда работники низшего и среднего звена банка предоставляют информацию о своих клиентах банкам-конкурентам. При этом клиентам, желающим положить значительные суммы денег на депозит, специально сообщаются заниженные депозитные ставки. При «наглом» подходе к клиенту сотрудник банка сообщает ему, что ставка по депозиту в банке-Х намного выше. Тот благодарит и размещает деньги в рекомендованной кредитной организации. Непорядочный работник регулярно наведывается в банк-Х, перечисляет имена клиентов, которых он «привел», и получает комиссионное вознаграждение от конкурента. Другой вариант заключается в создании банковским работником личной финансовой компании, учредителем которой является подставное лицо. После чего используется стандартная схема привлечения средств: клиента убеждают, что у банка депозитные ставки низкие, а у финансовой компании – высокие. Он отдает финансовой компании деньги, которые сотрудник-махинатор тут же кладет на депозитный счет в своем банке под значительно более высокий процент.
Клиент, продающий свои ценные бумаги через брокера банка, часто не сравнивает процентный доход, указанный в полученном от него отчете о продаже акций, с их действительной рыночной котировкой в день продажи. Это позволяет сотруднику занижать в документе реальную цену и тем самым обеспечивать личный доход, часто оформляемый на третью фирму как комиссионные за посредничество. Подобная деятельность на практике мало контролируется, и у специалиста по таким операциям практически не бывает проблем до того момента, пока клиент не возмутится постоянным неудачным операциям банковского брокера с его ценными бумагами. Так как на брокера «жалуются» прежде всего ему же самому, он имеет возможность переоформить результаты сделок и мирно уладить конфликт, не информируя о нем руководство банка. В результате начальство будет не в курсе относительно этих злоупотреблений и не примет мер по их пресечению.
Данный вид мошенничества встречается не только при продаже ценных бумаг клиентов, но и при их приобретении, когда в отчете о покупке ценных бумаг приводится цена выше фактического биржевого курса.
По статистике среди банковских мошенников бухгалтеры занимают не последнее место. У грамотного счетовода всегда есть хорошие возможности скрыть свои действия. Какие же недобросовестные операции могут совершаться через бухгалтерию банка? У работников данного подразделения обычно нет доступа к наличным деньгам или к бухгалтерским проводкам за пределами своего отдела, поэтому они вынуждены ограничиваться манипуляциями с собственными записями. Обычно мошенничество совершается путем отнесения своих личных расходов на счет клиента или на счет подставной фирмы, созданной с целью поглощения таких расходов.
Компьютерный «картель»
Особый быстроразвивающийся вид финансовых махинаций – компьютерный. Здесь настоящий рай для аферистов. Анонимность и несовершенность программного обеспечения – основные двигатели компьютерного мошенничества.
В одном из ведущих московских банков начальник отдела автоматизации неторговых операций модернизировал компьютерную программу учета движения валютных средств банка по счетам граждан. В результате эта программа при введении коммерческого курса рубля завысила на 700 000 долларов США курсовую разницу, предназначенную для зачисления на счета клиентов. Появившуюся дельту нужно было «разбросать» по счетам. С этой целью на 121 банковский счет граждан были перечислены суммы от 4000 до 6000 долларов. При этом использовались счета владельцев, имеющих незначительные остатки (от нескольких центов до 10 долларов) и обращение которых в банк было маловероятно. Поскольку таких счетов оказалось недостаточно, то мошенник был вынужден восстанавливать уже закрытые счета, а также открывать новые. Естественно, что юридические дела на вновь открываемые счета отсутствовали, а на закрытые – были уже в архиве. Оставалось «вытащить» распределенную по счетам валюту. Компьютерная программа и здесь оказала помощь. Путем ее очередной модернизации все деньги были переведены на открытые сообщником счета. Последний воспользовался шестью украденными или потерянными паспортами других граждан, в которые вклеил свои фотографии и, предъявляя документы в банке, спокойно снимал деньги. Часть похищенной валюты получал и начальник отдела автоматизации.
Мазаика финансовых махинаций
Методы обмана одного предприятия другим многочисленны, и каждый из них имеет различные вариации. Остановимся лишь на наиболее распространенных схемах.
Круговорот предоплаты в бизнесе. Под договоры на поставку конкретных товаров с клиентов собираются деньги в виде предоплаты и помещаются в банк под процент. При этом фирма, собравшая средства, изначально не планирует выполнять свои обязательства по поставке. По прошествии оговоренного в контракте срока клиенты начинают требовать деньги обратно. Работники предприятия-мошенника оправдываются, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства и показывая липовые документы о том, что предварительно оплаченный товар скоро поступит. Время всячески затягивается, а проценты в банке идут. Далее собранные деньги действительно направляются на закупку товара, который компания впоследствии продает сторонним фирмам. Клиенту же сообщается, что поставщики оказались аферистами и предприятие, собравшее деньги, «погорело», но, поскольку компания честная, она эти деньги обязательно вернет, как только сможет. И действительно, после нескольких «прокруток» собранных денег вложенная клиентом сумма ему возвращается. В результате весь доход от операции достается аферистам. Об уплате штрафных санкций в данном случае и речи не идет. Клиентов заранее предупреждают, что попытка добиться компенсации неустойки будет означать невозврат основной суммы долга. Кроме описанного варианта, существует еще один. Организация может столкнуться с фиктивным предприятием, которое нигде не зарегистрировано, его директор использует паспорт на чужое имя, а счет в банке открыт за небольшую взятку. Поступившие на такой счет деньги быстро переводятся в офшор, где они благополучно обналичиваются. Сам директор компании исчезает из поля зрения как клиента, так и правоохранительных органов. Как правило, с неформальными группировками по возврату долгов он договаривается предварительно.
Покупка авторитета фирмы. Осторожные бизнесмены не спешат делать предоплату малознакомым фирмам.
В этом случае мошенники, обладающие достаточным первоначальным капиталом, перекупают известную своей порядочностью фирму, которая ранее добросовестно выполняла свои обязательства по контрактам. Важнейшим условием перекупки является конфиденциальность сделки, когда смена собственника держится сторонами в строгом секрете. Убеждая клиента сделать предоплату, новые владельцы называют предприятия, с которыми прежние собственники работали долго и успешно. Мошенники даже дают телефоны партнеров, не информированных о смене собственников фирмы, которые подтверждают клиенту исполнительность предприятия. У клиента нет причин сомневаться, и он соглашается на авансовый платеж. Далее мошенники действуют по рассмотренной выше схеме с использованием системы предоплаты.
Заморский саботаж. Метод обычно применяют бывшие советские граждане, с некоторых пор постоянно проживающие за границей, но мошенниками могут оказаться и истинные иностранцы. Они предлагают отечественному предприятию создать совместную компанию для реализации внешне весьма перспективного торгового проекта. Фирму регистрирует отечественная сторона и вкладывает в ее уставный фонд свою долю. От иностранцев поступает информация о том, что у них какие-то затруднения, и они предлагают сформировать свою долю уставного фонда за счет полученной прибыли от торговой сделки, намеченной к осуществлению. Где взять деньги для реализации проекта? Русские бизнесмены перечисляют деньги из своей доли уставного фонда и берут банковский кредит. Иностранцы также обещают воспользоваться заемными средствами. В результате деньги, составляющие долю уставного фонда отечественной стороны, вместе с кредитными средствами перечисляются иностранному партнеру для закупки товара за границу, где они исчезают.
Заговор «спроса» и «предложения». К посреднику обращается малоизвестная фирма с просьбой помочь купить определенный товар. Причем компания согласна приобрести его по высокой цене. «Совершенно случайно» через несколько дней к посреднику обращается клиент, который может продать запрашиваемый товар, но весьма недешево. При этом он согласен работать только при условии предоставления залога и уплаты значительной неустойки в случае отказа от получения товара. Посредник предварительно согласовывает ситуацию с покупателем, заключает с ним договор, содержащий условие об аналогичном размере неустойки (но без залога), после чего подписывает договор с поставщиком и предоставляет ему залог. Когда посредник привозит товар покупателю, оказывается, что фирма – «пустышка» без уставного фонда и с липовой печатью, а ее офис арендован на подставных лиц. Посредник остается с товаром, купленным по баснословной цене, и несет неизбежные убытки, в то время как продавец и «покупатель» делят полученный доход.
Давление на жадность. Поиск деловых партнеров через массовую рассылку писем по электронной почте так же успешно освоен мошенниками, как и добросовестными бизнесменами. Теперь жертву не нужно выискивать – она сама приходит к махинатору. «Электронное» мошенничество имеет несколько основных модификаций.
Например, в письме, поступившем на имя процветающей отечественной фирмы, отмечается, что его отправители имеют тесные связи с правительственными кругами и вследствие этого могут распоряжаться крупными суммами с государственных счетов, полученными в результате завышения контрактных цен. Теперь эти деньги им требуется обналичить. В связи с этим авторы письма обращаются к компании с просьбой помочь, обещая от 30 до 50 процентов обналиченной суммы. Якобы для перевода денежных средств фирме предлагается предоставить «подателям письма» свои банковские реквизиты, официальные бланки с соответствующими печатями и подписями. После получения информации и документов деньги не зачисляются, а, наоборот, снимаются со счета наивного клиента. Встречаются также письма, которые присланы якобы из Индии или Израиля, где содержится просьба о помощи в получении наследства, переводе денег из страны в страну и т. д. На первый взгляд может показаться, что только мелкая, наивная фирма – охотница за легкими деньгами – может «клюнуть» на подобную приманку. Практика же показывает: письмо, грамотно составленное благодаря неисчерпаемой фантазии мошенников, может ввести в заблуждение даже недоверчивую компанию.
Будьте начеку!
Изобретательности мошенников нет предела. Этот факт заставляет компании уделять серьезное внимание вопросу безопасности бизнеса. Зачастую организация начинает принимать меры по предотвращению проблемных ситуаций только после того, как уже пострадала от мошенников. Необходимо отметить, что наиболее осторожными в этом смысле являются иностранные фирмы, которые хотят выйти на российский рынок. Именно они чаще всего обращаются к компаниям, предоставляющим услуги по обеспечению безопасности бизнеса, за помощью в оценке рисков и разработке мер по предотвращению финансовых потерь. Как правило, это позволяет им избежать встречи с махинаторами.
Как же не попасть на крючок к мошенникам? Прежде всего, необходимо обратиться к профессионалам. Финансовое мошенничество – это только малая часть айсберга под названием «Риски». Вся проблема намного шире и должна решаться комплексно. Компания, конечно, может попробовать выстроить систему защиты самостоятельно, но обычно «самодеятельность» против профессионального мошенничества – малодейственное средство. Опыт расследования финансовых преступлений отечественными компаниями позволяет утверждать, что клиенты и их риски уникальны, и в каждом конкретном случае сочетание мер противодействия мошенничеству тоже будет нестандартным. Поэтому лучший способ снижения риска столкновения с финансовыми махинациями – осуществление мер по их предупреждению. Многие компании не считают необходимым тратить деньги на подобные мероприятия, однако, однажды пострадав от действий аферистов, убеждаются, что «экономия» оказалась убыточной.
Новый портрет афериста
Финансовое мошенничество расцвело в период образования первых финансовых институтов и вместе с ними развивалось, приобретало новые формы и виды. Так, в конце 90-х годов это были простые по замыслу операции, однако их организаторы отличались напористостью и наглостью. Тогда довольно часто проводились расследования, связанные с невозвратом кредитов. Схема обмана сводилась к тому, что мошенники находили подход, как правило, к начальнику кредитного отдела банка и предлагали ему определенный «откат». После достижения договоренности кредит выдавался, а впоследствии не возвращался.
Сегодня таких махинаций проводится крайне мало. Уровень мошеннических схем значительно вырос. Современный финансовый аферист – это человек, имеющий отличное образование, связи во властных структурах и бизнесе, одним словом – профессионал. Нередко в «операциях» участвует целая группа мошенников.
Правовой элемент
«Мошенники отвечают перед государством по статье 159 Уголовного кодекса. Имущественная ответственность мошенника перед потерпевшим регулируется нормами гражданского законодательства. Как правило, в результате махинаций у нарушителя возникают обязательства вследствие неосновательного обогащения, которые регулируются главой 60 Гражданского кодекса.
Нормы о неосновательном обогащении применяются, в частности, к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке. Напомним, что, согласно гражданскому законодательству, «сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности, мнимые и притворные сделки, а также совершенные под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств, являются недействительными».
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса, лицо, которое без законных оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить его потерпевшему. Возмещению подлежат также все доходы, которые были извлечены мошенником в результате использования полученного имущества. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 1107 ГК РФ)».
Руслан Украинский, юрисконсульт компании «Гарант»
Статья получена: Клерк.Ру