"Спутник главбуха" (Москва и Московская область) №6, 2005
Чиновники никак не могут определиться, нужно ли рекламным фирмам, переведенным на ЕНВД, вставать на учет в каждой налоговой инспекции, на территории которой они размещают рекламу. За последнее время вышло несколько официальных разъяснений, противоречащих друг другу. За разрешением противоречий мы обратились к чиновникам Минфина и ФНС, налоговикам столицы, а также к юристам.
Московское УФНС против повторной регистрации
Недавно УФНС России по г. Москве выпустило письмо (от 12 апреля 2005 г.
№ 14-06/23979), в котором чиновники разрешили фирмам и предпринимателям не регистрироваться в каждой инспекции, на территории которой у них размещена наружная реклама (текст письма опубликован в этом номере на стр. 35). Но московские рекламщики все равно нервничают - ведь у федеральных властей мнение противоположное, да и столичные налоговики за последние полгода несколько раз меняли свое видение этой проблемы.
Сначала работники столичного УФНС в письме от 14 декабря 2004 г. № 21-14/81624 указали, что московские рекламные агентства должны регистрироваться как "вмененщики" только по местонахождению фирмы. Если же наружную рекламу распространяет ПБОЮЛ, то встать на учет ему нужно там, где он прописан. Такой порядок должен применяться даже в том случае, если наружную рекламу фирмы или предприниматели размещают в разных районах Москвы.
Чуть позже появились совместные рекомендации Минфина и ФНС России: рекламщики все же должны регистрироваться по каждому месту распространения наружной рекламы (письма ФНС России от 20 января 2005 г. № ШС-6-09/35@ и Минфина России от 27 декабря 2004 г. № 03-06-05-02/25). Эти документы были разосланы налоговой службой по нижестоящим органам для использования в работе.
Естественно, после этого в столичном УФНС поняли, что поторопились с выводами, и поспешили отменить свои прежние указания. Московские налоговики предписали руководствоваться рекомендациями федерального начальства (письмо от 11 февраля 2005 г. № 14-06/08370).
Но солидарность в строю госслужащих продержалась недолго - к счастью. В письме от 12 апреля 2005 г. № 14-06/23979 специалисты УФНС России по г. Москве вновь наперекор позиции федеральных ведомств разрешили рекламщикам не вставать на учет во всех налоговых инспекциях столицы, где они ведут свою деятельность.
Нужно сказать, что закон на стороне московских налоговиков. Требование о постановке на учет в налоговых органах прописано в пункте 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что "вмененщик" должен зарегистрироваться в том субъекте Российской Федерации, где он ведет свою деятельность. Для этого нужно обратиться с заявлением в налоговые органы этого субъекта. Про округа и районы в Налоговом кодексе РФ пока ничего не сказано.
В инспекциях "чужих" рекламщиков не регистрируют
Чтобы выяснить, есть ли единодушие в рядах рядовых налоговиков, мы решили поговорить с чиновниками разных столичных инспекций. Учитывая разлад в вышестоящих структурах, немудрено, что в инспекциях ответы нам дали самые разные.
Так, в ИФНС № 28 сообщили, что если фирма разместила щит или другой рекламный объект, то ей придется зарегистрироваться в ИФНС, на территории которой оказалась реклама. Поэтому, как говорят чиновники, лучше не ждать проверок, а встать на учет и платить единый налог с таких объектов в каждой инспекции (то есть рассчитывать ЕНВД по каждому рекламному объекту). Однако, как оказалось, о письме УФНС России № 14-06/23979 инспекторы пока ничего не знают.
У инспекторов ИФНС № 31 противоположная точка зрения. В информационных листах, висящих на стенде в инспекции, чиновники приводят следующие объяснения. Если рекламные объекты расположены в Москве, то и сам рекламщик должен зарегистрироваться в столице, причем только один раз - по местонахождению фирмы или по месту жительства (для предпринимателя).
В ИФНС № 30 вообще затруднились ответить. Нововведений, мол, сейчас много, поэтому лучше напишите письмо на имя руководителя инспекции.
А вот в ИФНС № 13 уже скопилось большое количество заявлений от рекламщиков, у которых размещены щиты или вывески на ее территории, с просьбой о постановке на учет. Однако сотрудники инспекции вовремя получили разъяснения столичного УФНС (письмо № 14-06/23979), поэтому советуют фирмам и предпринимателям заявления забрать - ставить на учет по ним не будут.
Но во всех перечисленных инспекциях, а также в ИФНС № 19 и № 24, куда мы тоже обращались, несмотря на разность мнений, чиновники ведут себя одинаково осмотрительно. С нового года они не зарегистрировали "повторно" ни одно агентство или предпринимателя, чьи рекламные объекты были расположены на территории подведомственной им инспекции.
С регистрацией можно не торопиться
Фирме или предпринимателю, занимающимся размещением рекламы, можно посоветовать не спешить вставать на учет в каждой налоговой инспекции, где размещены его рекламные щиты и стенды. Ведь прямо законодательство делать это не обязывает. К тому же в случае спора всегда можно сослаться на разъяснения столичных налоговиков в письме № 14-06/23979. Для пущей уверенности можно последовать совету налоговиков ИФНС № 30 и обратиться за разъяснениями в инспекцию по местонахождению рекламных объектов. Ведь, согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 111), официальные разъяснения освобождают налогоплательщика от ответственности.
Добавим, что и в самом Минфине России не все специалисты согласны с повсеместной регистрацией рекламщиков. Ведь чиновники Министерства финансов, выпустившие письмо № 03-06-05-02/25, несколько поторопили события. Так, грядущие в 2006 году изменения в порядок регистрации (о них читайте ниже), минфиновцы незаконно распространили на 2005 год. Причем было почему-то решено, что большинство "вмененщиков" все равно регистрировались везде, где вели деятельность. Однако оказалось, что это далеко не так. Конечно, такое вольное применение законодательства недопустимо.
Комментирует начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России
Алексей Валентинович СОРОКИН :
- Из положений пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ следует, что применяются они в 2005 году к тем "вмененщикам", которые состоят на налоговом учете в одном субъекте РФ, а осуществляют свою деятельность в другом, где введен ЕНВД. Например, фирма зарегистрирована в Москве, а помимо столицы рекламные щиты этой фирмы установлены еще и в Ярославской области. В таком случае нужно дополнительно встать на учет в одной из инспекций этой области.
Столичным фирмам или предпринимателям повторно вставать на учет в разных инспекциях Москвы не нужно. Они уже регистрировались в своей ИФНС на основании пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ, а этого достаточно. Ведь, когда деятельность ведется в разных городах (районах города) одного субъекта РФ, вставать на учет везде, где работает "вмененщик", законодательство не требует.
Эта позиция не раз была поддержана судьями. В качестве примера можно привести постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 марта 2004 г. № А19-19656/03-33-Ф02-597/04-С1 и ФАС Уральского округа от 8 апреля 2004 г. № Ф09-1336/04-АК. В Московском округе пока такой практики нет.
В следующем году москвичей защитит закон
С 1 января 2006 года вступит в силу Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ, который внесет существенные изменения в главу 26.3 Налогового кодекса РФ. Суть их сводится к тому, что "вмененный" налог будут устанавливать не субъекты РФ, как сейчас, а органы муниципальных районов и городских округов. Соответственно "вмененщикам" придется регистрироваться в каждом округе, районе, где они ведут деятельность, ведь порядок расчета и коэффициенты будут везде разные.
Однако для Москвы и Санкт-Петербурга сделано исключение. Здесь единый налог будет вводиться законами этих городов. Так, если столичные фирмы или предприниматели размещают рекламу только в Москве, то новшества с регистрацией их не коснутся. Вставать на учет во всех инспекциях, на территории которых ведется бизнес, не придется. Ведь 90 процентов налога по муниципалитетам не распределяются, а платятся полностью в бюджет Москвы, остальные 10 - во внебюджетные фонды (об этом говорится в статье 146 Бюджетного кодекса РФ). А потому и регистрироваться во всех инспекциях нет необходимости. Это нужно сделать в одной, туда же надо сдавать отчетность.
Комментирует партнер группы компаний "Беседин, Аваков, Тарасов и партнеры"
Дмитрий Алексеевич ТАРАСОВ:
- Прежде всего нужно сказать, что любой налогоплательщик должен руководствоваться только Налоговым кодексом РФ. Письма налоговой службы и Минфина не носят нормативного характера. Из действующей сейчас редакции статьи 346.28 Налогового кодекса РФ следует однозначный вывод - плательщику ЕНВД достаточно встать на учет только в одной инспекции субъекта РФ, в котором он осуществляет свою деятельность.
Что же касается будущей редакции главы 26.3 Налогового кодекса РФ, то она действительно содержит требование о постановке на учет в каждом муниципальном районе и городском округе, где ведется деятельность, облагаемая ЕНВД.
Однако для Москвы и Санкт-Петербурга сделано исключение - зарегистрироваться обязаны лишь те "вмененщики", которые не состоят на учете в налоговых органах этих городов. Таким образом, налогоплательщику достаточно быть зарегистрированным только в одной инспекции на территории г. Москвы. И никакие дополнительные приказы и письма не смогут изменить этот порядок.
С Подмосковьем будут проблемы?
Возможно, усложнятся правила регистрации для тех московских фирм и предпринимателей, которые размещают рекламу не только в столице, но и, к примеру, в Подмосковье. Напомним, что сейчас в Московской области вообще не предусмотрен единый налог для рекламной деятельности. Но если с будущего года областные города и муниципальные районы Московской области введут на своей территории ЕНВД для услуг по размещению рекламы, то регистрироваться рекламщикам придется в каждой инспекции, на территории которой расположены их рекламные объекты. В те же инспекции придется сдавать декларации.
Получается, что рекламным агентствам придется отслеживать законотворчество каждого муниципального района или городского округа, на территории которых ведется бизнес. Несмотря на то что новшества нужно будет применять только с 1 января 2006 года, отследить изменения лучше заранее. Ведь для подачи заявления о постановке на учет отводится лишь пять рабочих дней (п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ). А ознакомиться за этот срок с нормативными актами местных органов власти успеют далеко не все.
В свою очередь мы обязательно будем отслеживать такие документы и сообщать о новых требованиях на страницах "Спутника Главбуха".
Подготовил Василий Некрасов,
эксперт журнала "Главбух"
Статья получена: Клерк.Ру