"Учет в строительстве"
В настоящее время в России действует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В нем подробно прописан порядок привлечения на работу иностранных работников. Но не совсем ясно определено, как же получить на этих работников соответствующее разрешение. С этим вопросом мы обратились к Юрию Александровичу Прокофьеву, заместителю начальника миграционной службы МВД России.
– Юрий Александрович, в России активно практикуется использование иностранной рабочей силы. Особенно это касается строительных организаций. Но из Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не совсем ясно, какие разрешения нужно получать работодателю, принимающему на работу иностранцев?
– Надо сказать, что сам процесс получения разрешений на привлечение иностранных работников двухступенчатый. Первая ступень – это когда работодатель получает разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а вторая – когда работодатель получает разрешение на работу конкретного работника.
– Чем же они отличаются друг от друга?
– Отличие существенное. Первая ступень – это квота, общий список, в котором указывается общее количество потенциальных работников, без упоминания фамилий, возраста и пола. Это, так сказать, разрешение, которое выдается государством работодателю, на привлечение определенного количества иностранных работников. А вторая ступень – это фиксация в России уже конкретного иностранного гражданина как работника. Иностранец получает индивидуальное разрешение на работу, в котором указываются его паспортные данные, его отношения с конкретным работодателем, специальность, срок, в течение которого ему разрешается осуществлять трудовую деятельность в России, и прочие сведения.
– То есть разрешение на работу получает сам иностранец?
– Нет, его тоже получает работодатель. По закону о правовом положении иностранных граждан в РФ обязанность по выполнению всех формальностей по получению как разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, так и разрешений на работу конкретных иностранных граждан возложена на работодателя.
– То есть все расходы по получению разрешений ложатся на работодателя. Какую сумму ему придется заплатить?
– За выдачу разрешений установлена государственная пошлина. Плата за разрешение на привлечение одного иностранного работника равна 3000 руб., а за получение разрешения на работу иностранному работнику – 1000 руб. Получается, что за привлечение одного иностранного работника работодателю придется заплатить 4000 руб. в год.
– Юрий Александрович, где работодатель может получить оба вида государственных разрешений?
– Разрешение на привлечение иностранных работников выдает Федеральная миграционная служба РФ по адресу: г. Москва, Боярский переулок, дом 4. Но это касается только работников из дальнего зарубежья. Потому что в соответствии с приказом МВД России оформление разрешений по работникам из ближнего зарубежья мы передали в ведение подразделения по делам миграции соответствующих подразделений МВД России в субъектах. Там же выдаются и индивидуальные разрешения на работу каждому иностранному работнику.
– Кстати, об индивидуальных разрешениях. С июля 2003 года стали выдаваться разрешения на работу иностранцев в виде пластиковой карточки. А старые (бумажные) разрешения действительны или их теперь нужно менять?
– Нет, менять не надо. Разрешения на работу иностранцев в России действительны в течение года. Замена старых разрешений (на бумажных носителях) на пластиковые будет производиться постепенно.
– Карточки вводятся на всей территории России?
– Да. Но пока они еще внедряются. На покупку специальной техники были выделены бюджетные средства, во многих регионах ее уже закупили, отработали программы и начали выдавать карточки. Но начали, естественно, в таких крупных регионах, как Москва и Московская область. Сейчас в Москве начиная с 1 июля выдано уже более 15 000 пластиковых карточек.
– Когда завершится процесс замены бумажных разрешений на пластиковые?
– Я думаю, что только в следующем году.
– А все-таки какие документы следует предоставить работодателю на каждом этапе? Может он самостоятельно где-то найти их перечень?
– Как я уже сказал, в законе о правовом положении иностранных граждан в РФ отсутствует положение о порядке выдачи работодателям разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. Но до настоящего времени действует Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146, который эту процедуру прописывает. И мы руководствуемся им при выдаче разрешения на привлечение иностранных работников. Что касается выдачи разрешения на работу иностранцам, то исходя из закона было издано постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941, где вся эта процедура расписана.
Документы для получения разрешения на привлечение иностранных граждан на работу нужны следующие. Работодатель должен написать заявление в произвольной форме, в котором обосновывает, в каких целях он приглашает иностранных работников (например, для выполнения контракта, договора), в каком количестве. Это первое. Второе: в нынешнем пакете документов есть изменения по сравнению с предыдущим. Ранее мы требовали согласия администрации субъекта Российской Федерации на привлечение определенного количества иностранных работников. А сейчас по закону мы требуем заключение службы занятости того субъекта, на территории которого будет использоваться иностранная рабочая сила.
– Какого уровня должна быть служба занятости? Например, заключения службы занятости того города или района, на территории которых планируется использовать труд иностранцев, будет достаточно?
– Нет. Заключение дается на уровне департамента занятости субъекта РФ. Ведь такой контроль вводится с единственной целью – защитить права российского гражданина на занятие свободного вакантного рабочего места.
– Какие еще документы должен будет собрать работодатель?
– Далее есть перечень регистрационных документов. Это свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет. Если у нас есть сомнения или работодатель недостаточно ясно указал виды деятельности, в которых планирует использовать иностранных работников, то мы просим его представить устав. Это нужно для того, чтобы сравнить то, какими видами деятельности занимается работодатель и соответствует ли им специализация запрашиваемых работников. И последним пунктом – квитанция об оплате пошлины.
– Сколько времени это занимает? С какими сложностями работодатель может столкнуться в процессе оформления бумаг?
– Работодателю я посоветовал бы начать подготовку минимум за 3 месяца до того, как он хочет увидеть у себя иностранных рабочих.
– Почему так долго?
– Потому что, казалось бы, срок большой, но работодатель должен понимать, что процесс многоступенчатый, в нем задействовано несколько разных служб, что, возможно, какие-то документы придется дополнять, согласовывать, возможны проверки предоставленной им информации, а это тоже требует времени.
– Распространяются ли правила приема иностранных граждан на работу на жителей Белоруссии?
– Нет. В соответствии со статьей 8 Договора об образовании Сообщества между правительствами РФ и Республики Беларусь от 2 апреля 1996 года стороны обеспечивают равные права граждан при трудоустройстве, оплате труда и предоставлении других социальных гарантий. Поэтому в плане трудоустройства на граждан Белоруссии распространяются те же правила, что и на трудоустройство российских граждан.
– Как быть с приемом иногородних граждан на работу в Москву? Они теперь приравнены к иностранцам или все же нет?
– Нет, конечно. Они граждане России. Есть же Конституция, гражданские права. Приравнивать российского работника к иностранному гражданину совершенно незаконно.
– Юрий Александрович, спасибо вам за разъяснения.
Интервью подготовила Светлана Стрельникова
Статья получена: Клерк.Ру