Исправление неисправимого налога
Ольга САЛЬНИКОВА, эксперт "Расчета"
Журнал "Расчет" N 2 2002г.
/redir.php?url=www.raschet.ru%2F%3C%2Fa%3E
Не успела 25-я глава Налогового кодекса вступить в силу, а ее уже начали править. В конце декабря Госдума в первом чтении приняла законопроект почти на сотне страниц. Большинство поправок касается налога на прибыль.
О том, что в 25-й главе Налогового кодекса огромное количество недоработок, говорили все: депутаты, налоговики, правительственные чиновники.
Да и бухгалтеры, как только стали разбираться, как по-новому платить налог на прибыль, сразу заметили очевидные огрехи в законе и столкнулись с неразрешимыми противоречиями. А представители МНС на все вопросы отвечали: "Подождите, не стоит вникать во все сразу. Вот примут поправки, и тогда все будет понятно".
Посмотрим, какие изменения и дополнения могут в скором времени появиться в 25-й главе.
Прямые и косвенные расходы
Разделять расходы на прямые и косвенные планируется несколько иначе, чем прописано в действующей редакции Налогового кодекса.
Напомним, что все затраты, принимаемые для целей налогообложения, 25-я глава делит на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В свою очередь расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые расходы должны распределяться между незавершенным производством, остатками готовой и отгруженной, но нереализованной продукции. Только оставшаяся после такого распределения часть прямых расходов уменьшает налогооблагаемую прибыль текущего периода. Напротив, косвенные расходы не распределяются, а полностью уменьшают налогооблагаемую прибыль этого периода.
В действующей редакции кодекса к прямым расходам отнесены материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизационные отчисления. Причем здесь имеется в виду лишь незначительная часть материальных расходов, предусмотренных статьей 254 Налогового кодекса, а именно затраты на приобретение сырья и материалов. Получается, что целый ряд производств не имеет прямых материальных расходов. Например, у сборочного завода нет сырья и материалов, а есть только комплектующие.
В новой редакции кодекса планируется исправить эту недоработку. В список прямых материальных расходов добавлены затраты на приобретение комплектующих и полуфабрикатов, а также других материалов, используемых для обеспечения технологического процесса.
Подправлено и определение прямых расходов в части фонда оплаты труда. Сейчас в 25-й главе установлено, что все расходы на оплату труда являются прямыми. То есть зарплата и рабочего из производственного цеха, и секретаря генерального директора должна распределяться между незавершенным производством и остатками готовой продукции. Поправки предусматривают, что в состав прямых расходов будет включаться только фонд оплаты труда производственного персонала (в том числе персонала вспомогательных производств), а также начисленные по нему суммы единого социального налога. Зарплата административных работников станет косвенным расходом.
Амортизация старого имущества
Еще один важный момент законопроекта - в нем определено, как вести налоговый учет основных средств, приобретенных до 1 января 2002 года.
Начисление амортизации по такому имуществу производится исходя из его остаточной стоимости по состоянию на 1 января 2002 года. При этом под остаточной стоимостью понимается разница между восстановительной стоимостью и накопленной амортизацией с учетом переоценок. Если же организация не проводила переоценки, то в таком случае восстановительная стоимость принимается равной первоначальной. Срок полезного использования устанавливается по состоянию на 1 января 2002 года с учетом утвержденной правительством классификации амортизируемого имущества.
Отдельно стоит сказать о тех обЪектах основных средств, срок амортизации которых в соответствии с новой классификацией уже истек, но они до сих пор полностью не самортизированы. В нынешней редакции Налогового кодекса никак не обЪясняется, каким образом начислять амортизацию на такое имущество. В новом законопроекте этому вопросу уделено должное внимание. Там четко прописано, что остаточная стоимость таких основных средств равномерно амортизируется в течение 2002 года.
Работа над ошибками
Некоторые положения законопроекта устраняют очевидные "ляпы" Налогового кодекса. Например, в действующей редакции установлено, что проценты по кредитам учитываются в пределах ставки рефинансирования Центробанка (сейчас это 25%), увеличенной в 1,1 раза по рублевым займам и на 15 процентов - по валютным. То есть, если буквально следовать кодексу, получается, что сегодня предельная ставка по валютным кредитам - 40 процентов, в то время как по рублевым всего - 27,5.
Конечно, большинство специалистов не отнеслись к этой норме серьезно, восприняв ее как очередной конфуз депутатов. Депутаты только сейчас обратили внимание на это недоразумение и решили его устранить. В новой редакции предлог "на" исключат: проценты по валютным займам будут учитываться в пределах 15 процентов.
Изменено определение нематериальных активов. Ими могут быть любые права, в том числе неисключительные, на произведения науки, литературы, искусства, компьютерные программы, базы данных, патенты на изобретения, товарные знаки. Сейчас к нематериальным активам относятся только исключительные права, поэтому право пользования, скажем, программой "1С" или "КонсультантПлюс" в нематериальные активы не включается.
К неамортизируемому имуществу планируется относить не все предметы стоимостью до 10 тысяч рублей, а только те из них, которые имеют срок полезного использования менее одного года.
От прошлого к будущему
Законопроект изменяет не только Налоговый кодекс, но и некоторые другие федеральные законы, в том числе Федеральный закон от 6 августа 2001 г. ? 110-ФЗ, в котором определен порядок перехода организаций на метод начисления. Для этого в соответствии со статьей 10 Закона ? 110-ФЗ предприятие должно по состоянию на 1 января 2002 года отразить в составе доходов неоплаченную выручку, а в расходах - себестоимость соответствующей продукции, а кроме того, учесть некоторые внереализационные доходы и расходы.
Новая редакция 10-й статьи уточняет, какие именно доходы и расходы нужно отразить 1 января 2002 года в связи с переходом на метод начисления. Также она устанавливает, что от суммы полученного финансового результата нужно заплатить налог на прибыль. Сделать это надо так:
- l сумму, которая не превышает 10 процентов от налога на прибыль за 2001 год, нужно заплатить равными долями в течение 2002 года;
- l сумму, составляющую от 10 до 70 процентов от налога за 2001 год, - равными долями в течение 2003-2004 годов;
- l оставшуюся сумму - в 2005 году.
Судя по тем изменениям, которые вносит законопроект в Налоговый кодекс и другие федеральные законы, он будет принят уже в I квартале 2002 года. И похоже, что вступят в силу эти поправки по российской традиции задним числом - с 1 января 2002 года. Ведь самые существенные уточнения касаются переходных положений и порядка определения налоговой базы.
Что еще готовят... |
: в Госдуме Изменения в Налоговый кодекс. Сейчас в Госдуме более 20 законопроектов, изменяющих Налоговый кодекс. Одни из них уже приняты в первом чтении, другие еще только готовятся в комитетах. Планируется пополнить кодекс новыми главами: "Государственная пошлина", "Таможенная пошлина и таможенные сборы", "Налог на игорный бизнес", "Налог на лотерейную деятельность", "Налог на имущество предприятий". Кроме того, депутаты подготовили поправки в первую часть кодекса, в которых уточняется понятие "налогоплательщик", порядок привлечения к ответственности предприятий, совершивших налоговые правонарушения, и процедура взыскания недоимок и пеней. Подправят и список региональных налогов и сборов. В апреле Дума собирается поправить статью 40: уточнить понятие рыночной цены и назначить государственный орган, который будет за этими ценами следить. Изменения в закон о бухгалтерском учете. В феврале депутаты должны внести в закон изменения, касающиеся порядка назначения и освобождения от должности главного бухгалтера. : в МНС Методические рекомендации. Налоговики обещают в самое ближайшее время выпустить Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций". Впрочем, когда они доделают свои рекомендации - неизвестно. Обещают они уже с сентября, а методических указаний до сих пор никто и не видел. Декларация по акцизам. В предыдущем номере мы рассказали об изменениях, внесенных в декларацию по акцизам. Не прошло и месяца, как стало известно, что МНС приняло новые формы этих деклараций. Приказ МНС, вводящий их в действие, уже находится на регистрации в Минюсте. : в Минфине Новые ПБУ. Минфин, как обычно, собирается порадовать нас новыми положениями по бухгалтерскому учету. В 2002 году планируется принять аж восемь ПБУ. |
Статья получена: Клерк.Ру