Выездная налоговая проверка, наверное, является самым нервозным мероприятием в жизни налогоплательщика. Тем не менее, некоторых трудностей можно абсолютно законно избежать еще на этапе подготовки к встрече с гостями-контролерами.
О. Попова, налоговый консультант
В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса проверкой может быть охвачен только период в течение трех лет деятельности фирмы, предшествовавших году проверки.
Следует помнить, что пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса предусмотрено также общее ограничение числа выездных проверок: в течение одного календарного года налоговые органы не смогут проводить более двух выездных проверок вне зависимости от проверяемого налога и периода, но самостоятельные выездные проверки в отношении филиалов и представительств при этом не учитываются.
Кроме того, у сотрудника налоговой инспекции, пришедшего для проведения проверки нужно попросить документы, подтверждающие его полномочия, и решение о проведении выездной налоговой проверки, обязательные реквизиты которого прописаны в пункте 2 статьи 89 Налогового кодекса. Ошибки в данных документах могут дать налогоплательщику дополнительное время.
Подготовка по пунктам
При подготовке к выездной проверке следует принять несколько обязательных мер предосторожности:
- Осуществить ревизию документов.
- Провести инструктаж персонала. Сотрудники организации не должны предоставлять налоговикам никакую информацию без разрешения главного бухгалтера или лица, уполномоченного на предприятии на взаимодействие с контролерами. В крайнем случае, они имеют право вести разговор о делах компании, ограниченных их трудовыми обязанностями.
- Провести сверку с налоговым органом и при необходимости доплатить налоги и пени. Это поможет избежать хотя бы штрафов.
- Сверить платежи, наличие и правильность заполнения документов, подтверждающих взаимодействие с контрагентами. В случае обнаружения ошибки и невозможности ее исправить в связи с отсутствием бывшего партнера, можно ссылаться на то, что фирма не отвечает за чужие ошибки. Хотя арбитражная практика здесь очень противоречива (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2005 г. по делу № А19-27790/04-43-Ф02-996/05-С1, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 июня 2004 г. по делу № Ф08-1967/ 2004-1035А).
- Подготовить документальную базу по сделкам, которые могут вызвать сомнение в своей обоснованности у инспекторов. В такую библиотечку можно включить: кодексы, законы, письма местных налоговых инспекций, ФНС России, Минфина России и решения судов.
- Если позволяет время, можно отправить свой частный запрос в уполномоченные органы.
Статья получена: Клерк.Ру