К нам в руки попала «тайна за семью печатями» – методичка по проведению камеральной проверки декларации по транспортному налогу для служебного пользования налоговиков.
«Секретная» методичка утверждена приказом МНС от 17 июня 2004 г. № САЭ-4-21/37дсп (в информационно-правовых базах этого документа нет). К сожалению, а может быть, и к счастью, она, как и другие последние материалы налоговиков «для своих», далеко не сенсационна и не может похвастать неизвестными ранее разъяснениями. Методичка разъясняет, как проверить декларацию по транспортному налогу по форме, которая утверждена приказом МНС от 29 декабря 2003 г.
№ БГ-3-21/724.
Напомним также, что камеральную проверку инспектор проводит по месту нахождения налоговой инспекции. При этом выписывать решение на ее проведение не требуется. Об этом говорится в статье 87 Налогового кодекса.
С чего начинается проверка
Получив в руки декларацию, проверяющий инспектор визуально оценит правильность ее оформления и обратит внимание на соблюдение срока ее подачи.
Затем ревизор проверит правильность арифметического подсчета. То есть пересчитает приведенные в декларации показатели. При этом если для проверки раздела 1 декларации инспектору хватит простого калькулятора, то раздел 2 потребует от инспектора побольше трудозатрат. Ему нужно будет покопаться в бумагах. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что без этого он вообще не сможет провести камеральную проверку. Дело в том, что фирма заполняет строку 050 «Налоговая база» (мощность двигателя в лошадиных силах) и некоторые другие строки декларации на основании технического паспорта машины и документа о ее госрегистрации. У налоговиков этих документов нет. Однако у них есть сведения о регистрации транспорта, полученные из ГИБДД, в которые они и будут смотреть.
Если данные декларации не совпадут с информацией, полученной из ГИБДД, то инспектор направит фирме требование показать ему техпаспорт и документ о госрегистрации. А вот если сведения с этих двух сторон не совпадут между собой, тогда налоговики будут искать правды в ГИБДД. При этом в методичке не оговариваются возможные варианты развития событий. Тем не менее можно сделать вывод, что вина фирмы в таком случае совершенно исключается.
Объект налогообложения
С прямыми владельцами транспорта все понятно: являешься собственником машины – плати налог. Неясности могут возникнуть, например, по транспорту, передаваемому в лизинг. Владелец у него до окончания договора лизинга одно лицо, а пользователь – совсем другое. И транспортный налог в данном случае не всегда должен платить фактический собственник транспорта.
Для прояснения ситуации налоговики дают ссылку на пункт 2 статьи 20 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В нем сказано, что транспорт регистрируется по соглашению сторон на лизингодателя или лизингополучателя.
Регистрация машины на лизингодателя проводится в общем порядке по месту его нахождения. И в таком случае он становится плательщиком налога. А вот регистрация транспорта на лизингополучателя имеет некоторые ограничения. В частности, ГИБДД делает на такое лицо временную регистрацию на срок действия договора лизинга. И по такой временной регистрации лизингополучатель должен сам платить транспортный налог.
Налоговики рассмотрели в методичке еще одну ситуацию. Лизингодатель может передать лизингополучателю транспорт, который уже зарегистрирован в ГИБДД на имя лизингодателя, и временно его зарегистрировать в ГИБДД по месту нахождения лизингополучателя. В таком случае, по мнению налоговиков, плательщиком налога останется лизингодатель.
Методические рекомендации обязывают инспекторов проверить и специальный коэффициент. Его рассчитывают фирмы, которые в течение отчетного года приобретали и (или) продавали транспорт, то есть владели им меньше 12 месяцев. Напомним, что коэффициент рассчитывается следующим образом: количество месяцев владения транспортным средством в отчетном году делится на количество месяцев всего отчетного года.
Газель – грузовик или нет?
Кроме того, инспекторы будут волноваться о том, правильные ли вы применяете ставки по транспортному налогу. И не решили ли вы, что небольшой грузовик – на самом деле машина легковая? Ведь водителю не нужна дополнительная категория в правах для управления такой машиной.
Все спорные моменты налоговики собираются решать с помощью пункта 5 приложения 6 к Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. Однако остается загадкой, чем им сможет помочь указанный пункт. Данное приложение полностью посвящено порядку оформления водительских прав. Вероятно, они имели в виду таблицу к приложению 6 указанной конвенции. В ней кратко описаны категории транспорта. Так, например, к грузовым отнесены автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг.
Более убедительно выглядит предложение чиновников определять категорию транспорта по Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденному совместным приказом МВД, ГТК и Госстандарта от 30 июня 1997 г. № 399/388/195. В приложении 3 к этому документу приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств. Она составлена по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении. Однако по тексту таблица почти полностью повторяет трактовку, приведенную в вышеуказанном приложении 6 к конвенции.
А сколько это в лошадиных силах?
Другая головная боль налоговиков при проверке деклараций – это правильный пересчет налоговой базы из метрических единиц мощности (кВт) в лошадиные силы.
Порядок пересчета приведен в пункте 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса. Они утверждены приказом МНС от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. Так, для пересчета нужно воспользоваться переводным коэффициентом: 1 кВт = 1,35962 л. с. Полученный результат округляется до двух знаков после запятой.
Пример
Водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя 155,0 кВт. Мощность двигателя в лошадиных силах составит:
155 кВт х 1,35962 = 210,74 л. с.
Пересчитать киловатты в лошадиные силы, пожалуй, не самая сложная задача для бухгалтера. Главное – знать, что для определения налоговой базы основополагающую роль играет техническая документация на машину. Если же вдруг – а такое случается, вероятно, очень редко – в документах нет сведений о мощности двигателя ни в киловаттах, ни в лошадиных силах, то расчеты «по аналогии» здесь будут неуместны. По мнению налоговиков, в сложившейся ситуации обязательно нужно получить экспертное заключение.
Бумаги прежде всего
В заключение следует отметить, что все данные по машине, которые вы укажете в декларации, налоговики должны сверить с информацией, поступившей к ним из ГИБДД. Это и вид транспорта, и показатели мощности его двигателя, и идентификационный номер, и регистрационный знак, а также и время, в течение которого вы пользуетесь автомобилем.
При любых расхождениях вас попросят показать инспектору техпаспорт и регистрационные документы. Если вы уверены в своей внимательности, то ничего плохого такая просьба для вас не предвещает. Она будет значить либо то, что ошибся сам ревизор, либо то, что опечатались работники ГИБДД. А их ошибки – это не ваше дело.
Т.В. Амитова, эксперт АГ «РАДА»
Статья получена: Клерк.Ру