В западных фирмах и кампаниях работа построена по-другому... Тем не менее, у бухучета и здесь, у нас, и там, по другую сторону границы, можно найти много общего там, где бы вы никогда не подумали, и колоссальные различия там, где, как кажется, не может быть ничего неожиданного. К тому же, многие фирмы в Москве, не только иностранные, давно перешли на так называемые международные стандарты.
Материал предоставлен
журналом «Вестник московского бухгалтера» № 39 - 2003г.
Наш разговор об особенностях национальной бухгалтерии с Хафизом Хасяновичем КУТЛАЛИЕВЫМ, главным бухгалтером ООО Международный институт маркетинговых и социальных исследований "ГфК-Русь" как раз об этих самых стандартах.
Кстати, головной офис кампании находится в Германии.
- Хафиз Хасяночив, скажите, существуют ли, на ваш взгляд, специфика "маркетинговой" бухгалтерии?
- В сфере консультационных и маркетинговых услуг конечный продукт в момент заказа отсутствует. Например, исследования могут проходить в течение нескольких месяцев. Отсюда у нас большая доля незавершенки, которую в разных странах оценивают по-своему: например, в России, в отличие от Германии, незавершенка не включается в сумму дохода.
Еще один момент - в отличие от, например, услуг по ремонту, у нас нет производственных
материалов, что тоже влияет на учет.
Каждый сотрудник в течение месяца занят в нескольких проектах, и ведется позаказный, попроектный учет 75% затрат, их можно распределить только через время работы по проекту по ежемесячному табелю рабочему времени. В табеле зафиксировано, над каким заказом работал исполнитель, и дальнейшее распределение идет в соответствие с этим документом.
- В целом, чем отличаются ритмы работы бухгалтерии в России и Германии?
- В Германии работают в более спокойном режиме за счет того, что сроки сдачи квартальной отчетности ближе - в середине месяца. А 4 февраля мы отчитываемся за год. Поэтому, у бухгалтера просто нет возможности что-то отложить "на потом" и работать в авральном режиме.
Иностранцы не обсуждают рабочие вопросы после 18 часов. А у нас бухгалтера можно в 20-х числах в гости не приглашать, поскольку говорить с ним придется только о сдаче НДС.
Внутренние инструкции по ведению бухучета "там" разрабатывают аудиторы, а у нас, как правило, этим занимается главный бухгалтер. А он, во-первых, не всегда доработает такой документ до конца, а во вторых, рекомендовать, как надо работать должен заказчик : акционеры или директор, а придерживаться инструкций и предлагать изменения исполнитель.
Бухгалтерский учет в России пока только избавляется от вынужденных "ходов" 1992 года.
- А как с отчетностью?
- Для наших стран она, в основном, совпадает. Расхождение возникает только в оценке резервов и отложенных налогов, влияющих на отчетность для концерна.
Что касается оформления - Западный "электронный" вариант намного удобнее.
При таком положении вещей бухгалтеру или руководителю проще проконтролировать свои или чьи-то отчеты. К тому же, в этом больше уважения, как к своему труду, так и к работе инспектора, который не всегда может проверить все листы деклараций.
Все, даже первичку, они могут хранить на электронных носителях. Любой финансовый документ в течение трех месяцев сканируются, а дальше налоговая будет проверять по электронным версиям документов.
- Сложно ли работать бухгалтером "Гфк-Русь"?
- Работать здесь сможет далеко не каждый, поскольку у нас очень креативные коллеги-исследователи, уровню которых нужно соответствовать. Чаще возникают неординарные ситуации, больше сложных операций, валютный учет, раздельный учет, план счетов по затратам шире, чем обычно.
- Бывает ли, что у ваших немецких коллег возникает непонимание нашего законодательства?
- Проблемы возникают, когда вещи названы одинаково, а их суть изменена. Например, это касается законодательства по НДС, который в России, как известно, сложно засчитывается к возврату. Все сложности с этим налогом приходится долго объяснять.
Или, допустим, на Западе вексель - это финансовый инструмент, которому иностранцы доверяют в течение сотен лет, а у нас он используется больше при финансовом или налоговом планировании.
- Кого больше в Вашем коллективе - мужчин или женщин?
- Женщин - как, кстати, и в Германии. Вообще, наверное, причина в том, что мужчины часто не справляются с этой работой, в которой требуется максимум внимательности и терпения. В бухучете, по моему, женщина "сильнее".
Иногда мужчину отпугивает в среднем более низкая, чем, скажем, в продажах, зарплата.
Хотя, руководители практически во всем мире, в основном, представители сильного пола. И в контрольных, ревизионных органах, отделах планирования их тоже больше.
Вообще, если есть специальности, где больше мужчин, то должна быть работа, которой занято больше женщин.
- Как коллектив держится в курсе изменений в работе коллег из Германии. Меняется ли что-то в "западном" бухучете?
Часто говорят, что "там" ничего в бухучете не меняется. На самом деле, это всего лишь красивая сказка: и налоги, и формы отчетности, и процентные ставки изменяются даже чаще, чем здесь. К тому же, у компании могут появляться новые льготы, которыми нужно учиться пользоваться. Был год, когда мы сдавали отчетность по трем стандартам: российскому, немецкому и американском. Через два года будет по общеевропейскому.
Раз в год ведущие специалисты посещают корпоративные семинары в Германии, где получают оперативную информацию по всем соответствующим изменениям и обмениваются опытом.
- Есть ли какие-то корпоративные принципы в бухгалтерии компании?
Первое - мы должны сдавать отчетность в установленные сроки. Имидж у России в Европе не самый высокий, и как российская компания мы стараемся, чтобы в профессиональном плане нас не обошел никто.
Второе - каждый сотрудник может сделать ошибку, но никто не должен ее скрывать. Такой подход создает определенный уровень доверия в коллективе.
Третий, идущий "оттуда" принцип - в 18:00 рабочий день должен быть закончен. Работа во внеурочное время никак не поощряется: напротив, если бухгалтер задерживается - значит, он не работает в рабочее время, или допускает ошибки и переделывает. А если такие задержки происходят постоянно - главный бухгалтер не умеет или не может организовать работу этого сотрудника.
Беседовал Константин МАКСИМЮК
Статья получена: Клерк.Ру