Осуществляя хозяйственную деятельность, нередко организации вступают в экономические связи с иностранными юридическими лицами. Заключая различные договора на покупку товаров (работ, услуг) с иностранной фирмой, необходимо обратить особое внимание на два следующих обстоятельства:
- На территории какого государства приобретаются товары (работы, услуги)?
- Зарегистрирована ли иностранная компания на территории Российской Федерации, как налогоплательщик по НДС?
Дело в том, что налоговое законодательство по НДС, связывает возникновение обязанностей налогового агента по данному налогу с одновременным выполнением двух условий, а именно:
- Товары (работы, услуги) приобретены у иностранного юридического лица на территории России;
- Иностранное юридическое лицо не состоит в России на налоговом учете.
Если эти два условия выполняются, то, перечисляя денежные средства за товары (работы, услуги) своему иностранному партнеру, организация должна будет удержать из этих денег соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.
В том случае, если хоть одно из вышеперечисленных условий не соблюдается, то делать этого не нужно, иначе говоря, обязанностей налогового агента у организации не возникает.
Пример.
Предположим, что российская торговая фирма приобрела партию компьютеров у представительства немецкой фирмы, имеющей аккредитацию в Российской Федерации и состоящей на учете в налоговом органе. Стоимость договора, согласованная сторонами составляет 1 416 000 рублей с учетом налога на добавленную стоимость.В данной ситуации не соблюдается наличие второго условия, выдвигаемого налоговым законодательством, поэтому российская организация не будет являться налоговым агентом. Осуществляя выплату продавцу за приобретенный товар, организация перечислит полную сумму по договору с учетом налога, а немецкая сторона, исчислит и уплатит налог на добавленную стоимость самостоятельно.
Определяя выполнение первого из условий, организация должна особое внимание обратить на следующие статьи Налогового Кодекса РФ: статья 147 «Место реализации товаров» и статья 148 «Место реализации работ (услуг).
Как уже было отмечено, в Налоговом Кодексе этому вопросу посвящена статья 147 НК РФ*
*В целях настоящей главы местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации;*
Правильное определение места реализации товаров представляется одним из самых важных моментов при расчете налога на добавленную стоимость. Определение места реализации товаров играет значительную роль при осуществлении операций, когда товары, реализуемые российскими налогоплательщиками российским налогоплательщикам, находятся за пределами территории РФ или когда одной из сторон контракта является иностранное лицо. Если операция осуществляется на территориях нескольких стран, то место реализации играет важнейшую роль при распределении налога между этими странами, то есть место реализации выступает основным инструментом для избежания двойного налогообложения.
Обратите внимание!
Согласно Конституции РФ (статья 67) российская территория включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России.
Таким образом, сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша, находящаяся под суверенитетом Российской Федерации. Водная территория охватывает национальные воды, находящиеся в пределах границ России: воды внутренних рек, озер, каналов, внутренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу (территориальные воды). Воздушная территория включает воздушное пространство над сушей, водами государства, в том числе территориальными. Морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак Российской Федерации, в теории международного права именуются «плавучей», «летучей» и «космической» территориями России.
Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких обстоятельств, перечисленных в статье 147, а именно:
- если товар находится на территории России и не отгружается и не транспортируется;
- если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ;
Рассмотрим пример, чтобы было более понятно.
Пример 1.
Российская организация имеет на балансе организации здание, находящееся за пределами России. При реализации данного объекта другому российскому налогоплательщику местом реализации данного здания будет являться не территория РФ, а территория иностранного государства.
Пример 2.
Российская организация имеет на балансе организации здание, находящееся на территории России. При продаже данного строения иностранному лицу, местом реализации данной операции будет являться Российская Федерация.
Согласно статье 147 НК РФ, при совершении налогоплательщиками операций по вывозу товаров с территории РФ в режиме экспорта по контракту с иностранным лицом местом реализации товаров является территория Российской Федерации.
И соответственно, при закупе товаров российским налогоплательщиками на территории иностранных государств, местом реализации товаров будет признана территория иностранного государства.
Напоминаем, что операции по реализации российскими налогоплательщиками товаров в таможенном режиме экспорта попадают под налогообложение по НДС по ставке 0%.
Если налогоплательщик приобретает товары за пределами России, то при ввозе данных товаров на территорию России объектом налогообложения является ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и налогоплательщик будет обязан заплатить НДС на таможне, не как налоговый агент.
В соответствии с федеральным законом от 22 мая 2001 года №55-ФЗ Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств перешла с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
Во взаимоотношениях с Республикой Беларусь действует порядок налогообложения установленный статьей 13 федерального закона от 05 августа 2000 года №118-ФЗ .
Статья 13
Установить, что с 1 июля 2001 года главы 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации применяются с учетом следующих особенностей.
Реализация товаров в Республику Беларусь, реализация с территории Республики Беларусь товаров, являющихся продуктом переработки товаров, вывезенных с территории Российской Федерации для переработки и ввезенных на территорию Российской Федерации, а также реализация нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются в государства - участники Содружества Независимых Государств , приравниваются к реализации товаров на территории Российской Федерации.
При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь , а также при ввозе нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств налог на добавленную стоимость и акцизы (за исключением акцизов по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными и (или) специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию Российской Федерации) таможенными органами Российской Федерации не взимаются.
При реализации товаров, указанных в части третьей настоящей статьи, на территории Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории Российской Федерации . При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.
Сумма акциза по подакцизным товарам, указанным в части третьей настоящей статьи, происходящим и ввозимым с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, подлежит уплате за вычетом суммы акциза, уплаченной в стране их происхождения, в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.
Реализация драгоценных металлов Национальному банку Республики Беларусь с 11 июня 1997 года по 1 января 2001 года не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Особенности на основании статьи 147 НК РФ:
- Если организация купила товар в Белоруссии и там же реализовала, то объекта налогообложения нет, и вычет по расходам не принимается;
- Если организация купила товар в Белоруссии и реализовала, например, в Украине, то объекта налогообложения нет, и вычет по расходам не принимается;
- Если организация купила товар в Белоруссии и реализовала в России, то объекта налогообложения есть, и вычет по расходам принимается на общих основаниях. При этом вычет принимается на основании счета – фактуры оформленному в соответствии с законодательством Белоруссии.
Обращаем внимание, что в статья 13 федерального закона распространяется только на товары. По работам и услугам необходимо руководствоваться статьей 148 НК РФ.
Статья получена: Клерк.Ру