Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » «Мобильный» учет

 

«Мобильный» учет

 

 

Материал предоставлен журналом "Расчет" /

Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи. Прошли те времена, когда человек, говорящий на ходу по невиданному доселе устройству, повергал окружающих в легкий шок, а сама сотовая связь была по карману лишь немногим избранным. Сегодня это чудо технической мысли перестало быть роскошью и проникло в самые отдаленные уголки нашей необъятной страны. Специфика учета в компаниях, оказывающих услуги мобильной связи, стала предметом интереса корреспондентов журнала «Расчет».

Татьяна Ищенко

В последние годы наша страна переживает бум «мобилизации» — всем хочется иметь самую последнюю модель телефона с максимумом функций и привлекательным дизайном.

загрузка...

 

 

Однако хороший аппарат — это полдела, не менее важен и выбор оператора. Российские сотовые компании стремятся ни в чем не уступать западным, и у них это, похоже, получается. Основные игроки на этом рынке хорошо известны, а с представителем одного из них — главным бухгалтером ОАО «Мобильные ТелеСистемы» или, проще говоря, компании «МТС» — нам и удалось побеседовать.

С места в карьер

Ирина Борисенкова работает здесь почти год, однако со спецификой учета в этой сфере знакома давно — предыдущим местом ее работы была одна из организаций, предоставляющих услуги фиксированной связи. По мнению Ирины Радомировны, резких отличий в учете их организации и любой другой компании, оказывающей услуги, нет. Есть нормативный документ, регламентирующий деятельность телекоммуникационных предприятий — «Закон о связи» — а также документы, связанные с регистрацией и функционированием линейно-кабельных сооружений связи.

Кроме того, компании, оказывающие услуги сотовой связи, должны учитывать нюансы отрасли. Их также немало, и основные из них — расчеты, связанные со спецификой биллинга, который является одним из основных элементов инфраструктуры провайдера практически любых телекоммуникационных услуг.

Одна из особенностей бухгалтерии такой компании — в большом, если не сказать огромном, документообороте. Ведь клиентами МТС являются многие крупные фирмы, сотрудники которых пользуются услугами корпоративной связи. Естественно, у сотовой компании возникает необходимость составлять громадное количество отчетов, которые она должна предоставить своим абонентам:

— И здесь не обходится без сложностей, связанных опять-таки с несовершенством законодательной базы. Счета-фактуры, которые мы предоставляем, без оригинальной подписи нелегитимны. Поэтому приходится нанимать штат людей, которые получают доверенность от имени президента компании, а они, в свою очередь, подписывают тонны вот таких бумаг. Затем их рассылают нашим юридическим лицам.

На вопрос, нет ли перспективы того, что процесс оформления такого рода документов упростится, Ирина Радомировна ответила, что Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ изменил редакцию п. 6 ст. 169, в связи с чем отменено обязательное заверение счетов-фактур печатью организации. Также были внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». К сожалению, это не коснулось вопроса о подписи: факсимильную подпись на отчетных документах ставить по-прежнему нельзя, можно только собственноручную. По мнению главного бухгалтера МТС, решение этого вопроса на законодательном уровне значительно облегчило бы жизнь не только им, но и вообще любым компаниям, оказывающим услуги по договору. Наша собеседница вспомнила, что некоторое время назад группа депутатов лоббировала такие инициативы, но они не увенчались успехом.

Налоговая шутит

Когда зашла речь о проверках в компании, главный бухгалтер рассказала, что у них бывает много встречных проверок — до 30 запросов в неделю. Налоговая проверяет контрагентов компании, а та, в свою очередь, по требованию предоставляет желаемую информацию, подтверждает или опровергает получение услуг связи. Правда, по словам Ирины Радомировны, последнее случается крайне редко, и, как правило, это связано с желаниями некоторых предпринимателей увеличить расходы своей компании путем составления несуществующих документов.

— А как вообще складываются ваши отношения с налоговой?

— ОАО «МТС» — крупнейший налогоплательщик, и, соответственно, являемся объектом повышенного внимания со стороны инспекторов. Бухгалтерский отдел компании ежемесячно сталкивается с необходимостью предоставления документов по разным видам налогов. Постоянно проходят камеральные и выездные проверки. Вниманием мы не обделены. Правда, несмотря на это, проблем с ревизорами у нас не было никогда. Пусть мы в какой-то степени находимся по разные стороны баррикад с представителями этого ведомства, однако я могу только похвалить их работу — это профессионалы высочайшего класса, работать с ними очень приятно.

Тут же наша собеседница вспомнила забавный случай из практики общения с налоговиками, правда, на предыдущем месте работы. Инспектор, не будучи знакома со спецификой телефонной отрасли, поинтересовалась, есть ли у компании туалетные кабинки — раз есть канализация (по которой прокладывают кабель), то она для чего-то должна быть предназначена. Самым трудным в этой ситуации, по словам Ирины Радомировны, было не рассмеяться. В свете этого ей приятно осознавать, что сегодня она общается со специалистами, досконально знающими все тонкости «мобильной» бухгалтерии.

Прогресс налицо

Отчетность в компании МТС сдают в электронном виде. Причем в бухгалтерии главного офиса работа кипит постоянно: ведь сюда стекаются отчетные документы из филиалов по всей стране, и налоговая видит уже общую картину. По мнению Ирины Радомировны, эта технология очень удобна. Во-первых, налицо экономия времени. Кроме того, версии бланков в электронной отчетности обновляются своевременно, происходит автоматический контроль правильности заполнения деклараций. И, самое главное, — доступ к своему лицевому счету в налоговой инспекции, который дает бухгалтеру возможность пройти сверку с налоговым органом, не выходя из собственного офиса.

В течение 2006 года все девять макро-регионов МТС перешли на сдачу отчетности в электронном виде. В целом по компанни, консолидированная отчетность в электронном виде, также сдается, начиная с 2006 года.

— Даже сверки мы проходим в электронном виде, все данные доступны и приходят оперативно. Учет у нас, естественно, компьютеризированный. С 1 января в нашей компании действует единая система учета.

Словарь

Биллинг — автоматизированная система, которая на основе учета трафика генерирует счета за оказанные услуги. По желанию абонента мобильная компания может дать ему детализированный отчет о предоставленных услугах, их количестве и объеме полученных за них средств.

Провинция? Как бы не так!

Однако в регионах многие пользователи мобильной связи не спешат подключаться к широко разрекламированным операторам. Как выяснилось, в провинции свобода выбора компании, оказывающей услуги такого рода, зачастую гораздо больше. Причем многие из этих фирм настолько успешно действуют на рынке, что вполне могут составить конкуренцию так называемой «большой тройке» операторов. Многие из них представлены не в отдельно взятом регионе, а в нескольких.

Одной из таких компаний является «СМАРТС». Главный бухгалтер фирмы Марина Палаткина рассказала нам, что ЗАО «СМАРТС» образовано в 1991 году в Самаре. Ее услугами пользуются в 16 регионах России. Самарский офис — центральная компания в группе, объединяющей профильные дочерние организации.

По словам Марины Алексеевны, отраслевая специфика учета в телекоммуникационных компаниях обусловлена технологиями оказания услуг многомиллионной аудитории абонентов и взаимодействием с мобильными контент-провайдерами.

— Принципиальных отличий в методах и подходах учета у разных телекоммуникационных компаний, думаю, нет, разница кроется разве что в масштабах применения IT-технологий, автоматизирующих учетные процессы.

Не обходится и без трудностей. По словам нашей собеседницы, основной их причиной является несовершенство законов, регулирующих налогообложение. По мнению Марины Алексеевны, обусловлено это относительно молодым возрастом законодательства Российской Федерации:

— Не стали исключением и законы, относящиеся к телекоммуникационной отрасли. Неоднозначность трактовок многих положений нами и налоговиками иногда приводит к спорам. Порой дело доходит и до арбитражного суда.

Сложность состоит еще и в том, что законы подчас просто не поспевают за развитием рынка таких услуг.

— Мобильная связь — на то она и мобильная, — шутит собеседница. — Возьмем, к примеру, ситуацию с виртуальными операторами. Возможность существования виртуального оператора и механизм оказания им услуг есть, а в законодательстве — пробел. Трудности такого рода — наиболее значимые в нашей работе, но хочу отметить, что хоть они подчас и становятся тормозом на первом этапе, но в отдаленной перспективе стимулируют дальнейшее развитие компании: приходится искать пути решения неясностей и противоречий. Да и разработчики законов потом берут эти решения на вооружение.

Вся налоговая отчетность в компании «СМАРТС» сдается в электронном виде, а вот бухгалтерская — на бумаге. Связано это с тем, что формы отчетности, утвержденные учетной политикой компании, содержат более подробную и детальную информацию, чем те, которые рекомендует Минфин.

Вопрос о компьютеризации учета Марину Алексеевну удивил: по ее словам, в наше время это уже является нормой даже для небольших фирм, а уж для таких крупных компаний, как «СМАРТС», подобные программы нужны как воздух. Правда, эти достижения технического прогресса не делают отношения компании с налоговой безоблачными. Проверки здесь носят тотальный характер. По словам главного бухгалтера, это не связано с исключительным вниманием именно к «СМАРТСу», скорее причиной этому является пристальный контроль деятельности всех крупнейших налогоплательщиков, в число которых входит и ЗАО «СМАРТС»:

— Многие вопросы решаем мирно — мы ведь общаемся с инспекторами уже довольно давно, но по отдельным аспектам налогообложения подчас возникают полярные мнения, и свою позицию мы успешно отстаиваем в арбитражных судах.

Услуги мобильной связи — очень динамичный и быстрорастущий сектор рынка, и это является едва ли не главной причиной тех сложностей, с которыми сталкиваются специалисты по учету, занятые в этой сфере бизнеса. Хочется пожелать нашим собеседникам успехов в своей ответственной и нелегкой работе.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "«Мобильный» учет":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Мобильный шиномонтаж - экономия времени

Покупка и смена шин – это утомительная, но необходимая часть обслуживания автомобиля. Два раза в год приходится терять по половине выходного дня. Это потеря целого дня жизни.

» Разное - 3377 - читать


Мобильный шиномонтаж - экономия времени

Покупка и смена шин – это утомительная, но необходимая часть обслуживания автомобиля. Два раза в год приходится терять по половине выходного дня. Это потеря целого дня жизни.

» Разное - 0 - читать


Настоящее и будущее мобильного маркетинга

Уже в 2005 году количество абонентов сотовой связи в России превышало численность населения. Согласно опросу ВЦИОМ, мобильный телефон имеют более 80% респондентов с высшим образованием и заработком больше среднего уровня. Среди молодежи услугами связи пользуются 86% опрошенных.

» Продвижение и оптимизация - 2339 - читать


Учет мобильных телефонов в организации. Часть 1

Юлия Латкина, юрист Налоговое право Мобильный телефон – привычное средство связи. Благодаря своей доступности в настоящее время он используется менеджерами организации как наилучшее средство коммуникаций. Для бухгалтера мобильный телефон – это всего лишь объект учета.

» Бухгалтерия и аудит - 7408 - читать


Учет мобильных телефонов в организации. Часть 2

Окончание. Начало статьи вот здесь /redir.php?url=www.klerk.ru%2Farticles%2F%3F22613%3C%2Fa%3E%3C%2Fp%3E Юлия Латкина, юрист Налоговое право Оплата организацией личных переговоров непроизводственного характера с мобильных телефонов Рассмотрим ситуацию, при которой организация, пользуясь услугами мобильной связи, оплачивает оператору стоимость переговоров своих сотрудников, не относящихся к производственной деятельности, произведенных со служебного мобильного телефона. Стоим ...

» Бухгалтерия и аудит - 2752 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » «Мобильный» учет

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru