Александр Бутурлин
Наши чиновники порой искренне удивляются, почему, несмотря на снижение ставки того или иного налога, предприниматели продолжают считать налоговую нагрузку высокой. А дело в том, что снижение ставок часто сводится на нет целым комом людоедских процедур и правил.
Прекрасной иллюстрацией этого стало вступившее 27 февраля в силу постановление правительства (№ 908 от 31 декабря 2004 г.), утвердившее список товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС) по пониженной ставке — 10% вместо 18%. Это товары первой необходимости — продукты питания и детские изделия.
Поскольку НДС в цене товара в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем выше будет размер этого налога, тем дороже при прочих равных условиях будет этот товар.
Это тем более относится к социальным товарам, спрос на который, как говорят экономисты, неэластичный. Можно (в определенных пределах, конечно) повышать цены на хлеб, крупу и молоко. Меньше покупать не станут, так как заменить их нечем. Еще жестче это правило распространяется на продукты, от которых прямо зависят здоровье и даже жизнь определенной группы покупателей. Например, больных диабетом. Которые при употреблении обычных продуктов могут просто умереть.
Согласно Налоговому кодексу (п. п. 1 п. 2 ст. 164), к товарам, облагаемым НДС по ставке 10%, отнесены “продукты детского и диабетического питания”. Казалось бы, категория товаров очерчена достаточно широко, и потребители могут спать спокойно — какая-нибудь шоколадка с сорбитом подорожать не должна. Но в той же статье есть следующая оговорка: “Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ”.
Что должно делать разумное правительство, получив подобное поручение от своего законодателя? Наверное, собрать сведения обо всех продуктах для диабетиков и определить для них коды “в соответствии с классификатором”. А если кодов не найдется, то поступить так, как это сделала Госналогслужба еще в 1996 г., включив в перечень товаров, облагаемых по ставке 10% “также другие продукты детского и диабетического питания, не поименованные в общероссийском классификаторе”.
Но это разумное правительство, а не наше. Соответствующая глава Налогового кодекса вступила в силу 1 января 2001 г., а утвержденный правительством список появился лишь сейчас, спустя четыре года. Несчастные налогоплательщики и налоговые органы немного помучились без постановления, но в конце концов договорились, что считать продуктом диабетического питания. Если в отношении некоторых товаров и были какие-то разногласия, то по хлебу и кондитерским изделиям споров не было, их реализация облагалась по ставке 10%.
Правительство все-таки решило вспомнить о своих обязанностях, но лучше бы оно этого не делало. Мало того, что “перечень кодов видов” льготируемых продуктов в нем просто-напросто закрыт. Он еще и не включил в себя множество принципиальных позиций товаров, определенных в классификаторе как диабетические. Например, хлеб, кондитерские изделия, консервы.
Что получается. Формально ставка налога на продукты диабетического питания ничуть не изменилась. Но Федеральная налоговая служба на основании постановления № 908 сможет с легким сердцем требовать начисления НДС по ставке 18% при реализации таких продуктов. Практически всех. Смотрите, обычный хлеб (код которого вошел в постановление) должен реализоваться со ставкой 10%. А диабетический — 18%. Что немедленно скажется на его цене.
Это предновогоднее похмелье, нежелание думать или принципиальная позиция? Может быть, унификацию ставок НДС действительно разумно начинать за счет больных диабетом? Ведь их (только зарегистрированных) сейчас в России всего лишь 2,5 млн человек. Впрочем, вполне достаточно, чтобы зарегистрировать соответствующую партию и пройти в Думу.
Если на первый из двух извечных русских вопросов ответить просто — достаточно посмотреть на подпись под документом, то относительно второго — что делать? — стоит порассуждать. Можно, конечно, дабы избежать конфликтов с фискалами, начислять с момента вступления в силу постановления на соответствующие обороты налог по ставке 18%. Но здесь есть два момента. Первое. Неизвестно, будут ли наказаны организации, которые ранее платили НДС по ставке 10%. Ведь постановление правительства новых налоговых норм не создает и ранее действующих не отменяет. Второе, если вскоре выяснится, что платить налоги по ставке 18% было необязательно (постановление изменится или отменится), то переплаченные налоги никто не вернет. “Плавали, знаем”. Достаточно вспомнить судебные пляски с бубном вокруг переплаченного НДС при реализации мороженого.
Что же делать российским производителям продуктов для больных диабетом, которых так любит наше правительство. Как это ни покажется страшным, наверное, стоит вести себя так же, как и ранее. Начислять НДС на реализацию хлеба для диабетиков по ставке 10% в точном соответствии с Налоговым кодексом. И если постановление № 908 станет препятствовать этому, то судьба постановления — стать вторсырьем для отменяющего решения Верховного суда Российской Федерации. Хотелось бы на это надеяться.
Автор — директор юридического агентства “Ирсан”
Статья получена: Клерк.Ру