Андрей Бельц
Чиновники начинают и выигрывают. Сегодня они уже в который раз начинают говорить о необходимости понижения налогов и снятия административных барьеров. Это начинание закономерно и ожидаемо. Современное общество больно экономикой. Средства массовой информации четко объяснили каждому гражданину зависимость его индивидуального благосостояния от развития национальной экономики в целом.
Люди, по роду деятельности далекие от топливно-энергетического комплекса, сегодня с замиранием сердца следят за колебаниями мировых цен на черное золото - основу бюджета и стабильности финансовой сферы. "Физики" и "лирики" с одинаковым интересом внимают экономическим прорицателям, в красках описывающим зависимость вожделенного экономического роста от минимизации налогов вкупе со снижением административного давления.
Возрастающая активность чиновников в предвыборное время и их искреннее внимание к чаяниям и бедам простого человека - явление, регулярно повторяющееся в нашей новейшей истории. Так что все правильно. Чиновники говорят именно то, что от них хотят услышать. И даже что-то делают. Не все получается, не все идет так быстро, как хотелось бы, но налоги-то снизили.
Однако те, кто сегодня предлагает добиваться продолжения экономического роста за счет дальнейшего снижения налогов, и те, кто ставит уже прошедшее снижение себе в заслугу, вряд ли достойны рукоплесканий. Возможно, даже наоборот - их есть за что укорить. Подобная - странная на первый взгляд - реакция должна основываться на простом сопоставлении целей, стоящих перед страной, и способов, которыми эти цели пытаются достигнуть.
Чего мы хотим? Того, чтобы экономика стала более конкурентоспособной. Это достигается большой совокупностью факторов, среди которых снижение издержек и рисков - ключевые. Таким образом, понижение налогового бремени и создание прозрачной системы налогообложения, безусловно, правильные шаги. Но являются ли налоги единственным и главным сдерживающим фактором для экономического развития страны? Являются ли они первичным генератором тех рисков и необоснованных затрат, что вынуждены нести российские предприниматели?
Ответ очевиден: нет. Особенно если принимать во внимание сложившуюся и получившую большое распространение систему схем минимизации налогообложения. А вот то, что в современной России именуется административными барьерами и чиновничьим произволом, представляет куда более серьезную угрозу экономическому росту страны, чем плохая налоговая система.
Во-первых, именно сложившаяся система госуправления, эффективной которую назвать крайне сложно, является генератором явно завышенного налогового бремени. Что, как не бездарное, часто своекорыстное использование чиновниками средств бюджетов всех уровней, заставляет держать высокие налоговые ставки?
Во-вторых, административный пресс представляет собой систему двойного налогообложения предприятий. Без чиновничьего дозволения что-то сделать весьма трудно, а что-то - вообще невозможно. Для преодоления где-то возведенных плохо составленными законами, где-то явочным порядком установленных административных барьеров существует целая система материального вспоможения государевым людям. Эти расходы ложатся дополнительным грузом и ухудшают конкурентоспособность национальной экономики.
В-третьих, завышенный объем функций государственных структур отнимает у частного сектора значительную часть экономически активного населения. Многие из тех, кто сегодня вставляет палки в колеса предпринимателям, могли бы с успехом работать "по другую сторону баррикад".
Перечень можно продолжить. Но стоит ли?
Имеет смысл обратить внимание на другое. Что есть налоги? Инструмент перераспределения доходов. Как ни крути, но у налогов есть положительные качества. Они являются источником финансирования социальной сферы, фундаментальной науки, армии, органов правопорядка и т. д. А есть ли положительные качества у чиновничьих взяток? Боюсь, что без изрядной доли сарказма найти таковые невозможно.
Именно поэтому в проблеме "высокие налоги и административные барьеры" последние должны подлежать радикальному снижению в первую очередь, а не наоборот. Минимизация налоговой нагрузки при высоком уровне коррупции и обилии законов, предоставляющих чиновникам полную свободу своей трактовки, может стать вредной. Освобожденные средства в этой ситуации могут пойти не на развитие предприятий, а перетечь в карманы чиновников.
Чиновничеству, особенно в преддверии всевозможных выборов, нужны яркие примеры государственной заботы об экономике. Отсюда снижение налогов. Конечно, сократить налоги сегодня легче, чем ослабить имеющийся чиновничий пресс. Уменьшить доходы какого-то там бюджета чиновникам, естественно, оказывается куда как проще, чем разрушить систему своего сегодняшнего материального благополучия.
Однако нам нужно совсем другое. Именно поэтому радикальное сокращение госаппарата как в количестве занятых там людей, так и в функциях, которые ему вменяются, - дело первостепенной важности. Избыточное бюрократическое администрирование сегодня для нашей экономики страшнее, чем падение цен на нефть. Справимся с ним - и президентский двукратный рост ВВП станет не заоблачной мечтой, а реальной целью ближайших нескольких лет.
Автор - начальник кредитного отдела МДМ-банка
Статья получена: Клерк.Ру