Р.Ф. Галимзянов
"Минимизация налогов" -- термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов.
Это не всегда одно и то же. Вот простой, но наглядный пример: если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации.
Другой упрощенный пример. Очень легко добиться, чтобы предприятие вообще не платило налог на прибыль. Пусть выручка предприятия равна 100 рублей. И пусть затраты тоже равны 100 руб. Тогда прибыль=0, налог на прибыль=0. Однако, что самое главное, финансовых ресурсов у предпрития -- 0 (ноль)! Это не минимизация, а крах.
Теперь пусть выручка предприятия равна 100 рублей, затрат нет. Тогда прибыль=100 руб., налог на прибыль=35 руб (ставка 35%). У предприятия осталось 65 руб. Это тоже не минимизация, но шанс выжить.
Теперь предположим, что законным путем предприятию удалось уменьшить ставку налога до 17,5%. Тогда при отсутствии затрат налог на прибыль составит 17 руб. 50 коп., в распоряжении предприятия сохранится 82 руб. 50 коп. Это минимизация налогов.
Минимизация налогов -- это только часть более крупной -- главной -- задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием).
Мы не будем касаться таких вопросов финансовой оптимизации, как уменьшение издержек производства и т.п. Однако и минимизация налогов, если освещать ее с точки зрения финансовой оптимизации, открывает новые грани.
Например, проанализируем такой параметр, как срок уплаты налогов. Существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на необходимый период времени (без штрафных санкций). При этом уменьшения налогов не происходит, но с позиций финансового менеджмента налицо положительный результат -- средства остались в обороте и, следовательно, принесли ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПРИБЫЛЬ.
С этих же позиций можно подойти к исследованию вопроса о штрафных санкциях за неуплату налогов в установленный срок. С точки зрения финансовой оптимизации к упомянутым штрафным санкциям нужно относиться так же, как к любым другим платежам, т.е. рассматривать их в разрезе выгоды.
К примеру, предприятие использует заемные средства. Если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то разумно платить налоги в срок. В противном случае выгодно задержать уплату налогов, но взять меньшие кредиты.
Эту мысль можно представить и в более общем виде: что выгоднее: заплатить меньше, но раньше, или больше, но позже? Это -- проблема финансовой оптимизации, и только Вы, зная конкретную ситуацию на Вашем конкретном предприятии, сможете ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в условиях инфляции очень часто бывает, что выгоднее "больше, но позже". Другое дело, что это самое "больше" надо стараться сделать как можно меньше -- это уже та часть задачи, которая связана с минимизацией налогов.
Финансовая оптимизация. Всегда имейте ее в виду.
Как Вы уже поняли, цель минимизации налогов -- не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.
И в этой связи встает вопрос: какие налоги наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы предприятия?
Один ответ очевиден: те, чьи размеры самые большие.
Второй ответ требует небольших пояснений. Дело в том, что существует несколько групп налогов.
Наиболее сильно финансовые ресурсы предприятия уменьшают налоги групп В и Г.
Не всегда. Следует оценить "стоит ли овчинка выделки". Если эффект от минимизации мал, то надо ли вообще этим заниматься?
Но как оценить эффект от минимизации налогов?
В 1994 году я написал книгу "Практическое руководство по снижению налогов", в которой вывел громоздкие формулы для расчета эффективности минимизации налогов. Это универсальные формулы, и любители строгих вычислений могут воспользоваться ими, взяв книгу в библиотеке.
Для остальных я приведу более простой алгоритм приблизительного расчета финансового эффекта от минимизации налогов.
Без формул, все таки, обойтись невозможно.
Итак, в упрощенном виде финансовый результат предприятия выражается формулой
где
Пусть ставка налога на прибыль (в процентах) -- Сп. Тогда сумма налога на прибыль будет выражаться формулой:
а финансовый результат -- выражением:
Обозначим красным цветом финансовый результат предприятия до минимизации:
а синим цветом -- после минимизации:
Тогда эффект (экономия) от минимизации будет:
Э = Ф - Ф = В - В - З + З - Нп * ( В - В - З + З - Ндр + Ндр ) - Ндр + Ндр - Нпр + Нпр.
Поскольку В=В, то
Э = - З + З - Нп * ( - З + З - Ндр + Ндр ) - Ндр + Ндр - Нпр + Нпр.
Эта формула позволяет оценить эффект от минимизации налогов.
Пример. Пусть все затраты состоят только из оплаты труда (100 рублей) (З=З). Пусть отчисления в социальные фонды составляют 40%, а налог на прибыль -- 35%. Допустим, что в результате законного использования методов минимизации удалось снизить отчисления в социальные фонды до 30%. Тогда экономия от такой минимизации будет:
Э = - 100 + 100 - 0,35 * ( - 100 + 100 - 0,3 * 100 + 0,4 * 100 ) - 0,3 * 100 + 0,4 * 100 = 6,5.
Вы сэкономили 6 руб. 50 коп., что составляет 6,5% от базовых затрат -- оплаты труда (100 руб.). Теперь Вы можете подумать -- использовать метод минимизации, либо отказаться.
Однако более взвешенное решение можно принять если выяснить, как отразится данная экономия на финансовом результате.
Пусть выручка В=1000 руб. Тогда до минимизации налогов будем иметь:
= 1000 - 100 - 0,35 * ( 1000 - 100 - 40 ) - 40 - 0 = 559,
а после минимизации -- на 6 руб. 50 коп. больше:
= 1000 - 100 - 0,35 * ( 1000 - 100 - 30 ) - 30 - 0 = 565,5.
По отношению к первоначальному финансовому результату (559 руб.) экономия (6,5 руб.) составляет около 1%.
Теперь предположим, что выручка составляет 200 рублей. Тогда до минимизации налогов будем иметь:
= 200 - 100 - 0,35 * ( 200 - 100 - 40 ) - 40 - 0 = 39,
а после минимизации -- на 6 руб. 50 коп. больше:
= 200 - 100 - 0,35 * ( 200 - 100 - 30 ) - 30 - 0 = 45,5.
По отношению к первоначальному финансовому результату (39 руб.) экономия (6,5 руб.) составляет около 17%.
Вот примерно таким образом надо анализировать эффективность минимизации налогов. Вы видите, что эффективность минимизации зависит не столько от самого налога, сколько от финансового состояния предприятия в целом.