С начала этого года налоговики взяли на себя заботу о регистрации предприятий и частных предпринимателей в "одном окне". Пока, правда, не все идет так гладко, как хотелось бы. Почему так происходит? Как зарегистрироваться, не тратя при этом лишних времени и денег? В каких случаях следует дать отпор чиновникам, требующим дополнительные документы?
На эти вопросы нашему корреспонденту ответил Сергей Сергеевич Дуканов, руководитель департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России
Журнал «Главбух» № 8, 2004
- "Одно окно" было создано для удобства налогоплательщиков. Теоретически теперь не нужно бегать по фондам, когда регистрируешь предприятие или вносишь изменения в учредительные документы. Но налогоплательщики жалуются, что им все же приходится самим обходить инстанции и дублировать информацию, сданную в "одно окно". Особенно это касается Пенсионного фонда...
- Налогоплательщики часто указывают неверные адреса. В результате складывается следующая ситуация. Пенсионный фонд, получив информацию о новом юрлице, отправляет ему уведомление о постановке на учет. Однако документ не находит адресата и возвращается. Пенсионный фонд составляет список таких предприятий, направляет его в налоговые органы. Должностные лица предприятия вызываются в налоговые органы для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.25 КоАП. Но пока все это происходит, налогоплательщик начинает сам обращаться к сотрудникам фонда, выяснять, почему не пришел ответ... Итог: во-первых, налогоплательщик теряет время, а во-вторых, его могут наказать за недостоверные сведения.
- Какое же наказание за это грозит?
- Либо предупреждение, либо штраф в размере 5000 рублей - согласно статье 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ну и, конечно, еще нужно исправить нарушение и указать верный адрес.
- И все же, что делать, если уведомление о постановке на учет в фонде все не приходит?
- Если вы уверены, что указали правильные данные, то беспокоиться не надо. Достаточно уже того, что предприятие или предприниматель зарегистрированы в ИМНС.
- То есть никто не вправе наказывать за то, что фирма не встала на учет в фондах?
- Верно. В административный кодекс внесены соответствующие изменения.
- Но ведь не секрет, что до сих пор требуют предъявлять такие свидетельства, скажем, в банке при открытии счета. Как поступать налогоплательщику в этой ситуации?
- В таких случаях надо цитировать выдержки из Федерального закона от 23 декабря 2003 г . № 185-ФЗ и письма ЦБ России от 30 января 2004 г . № 15-Т. Там четко и ясно все объяснено. Кстати, сейчас жалоб на банки мы почти не получаем, не то что в начале года. Тогда банки по старинке требовали бумаги из Соцстраха, из Госкомстата, почему-то ОКПО, ОКОНХ...
- А с какими структурами у налогоплательщиков все же возникают проблемы?
- Бывает, что документы о постановке на учет требуют при получении лицензии. Это происходит из-за того, что лицензирующие органы в разных регионах устанавливают совершенно разные условия. Возникает непонимание также и с санэпиднадзором, пожарными, таможенниками. Единственный выход - жестче общаться с чиновниками, отстаивать свои права. Видите ли, чиновники привыкли спрашивать эти документы и будут их требовать еще очень долго, какие бы законы не издавались.
- Напомните, пожалуйста, что должен сделать налогоплательщик для того, чтобы везде зарегистрироваться?
- Отдать документы в "одно окно" своей ИМНС, а через пять рабочих дней прийти в инспекцию и получить два свидетельства - о регистрации и о постановке на учет в налоговых органах. Впрочем, можно подождать, пока эти документы придут по почте. Также по почте к налогоплательщику приходят и сведения из фондов.
- По каким причинам могут отказать в регистрации?
- Оснований всего два. Первое - неполный комплект поданных документов. В этом случае юрлицам и ПБОЮЛ нужно заново собирать документы, подавать их на регистрацию и соответственно платить государственную пошлину. Юрлицам - 2000 рублей, частным предпринимателям - 400 рублей. Второе основание - налогоплательщик подал документы не в ту инстанцию. Например, хотят в налоговый орган подать документы на регистрацию общественно-политического движения, тогда как этим занимается управление юстиции. Иногда даже пытаются зарегистрировать коммерческий банк не в управлении Центробанка, а в налоговой.
- Существуют ли какие-либо особенности в регистрации для ПБОЮЛ?
- С 1 января 2004 года для них вообще введен совершенно новый порядок регистрации. Но требования к предпринимателям простые. Главное - правильно заполнить заявление. Единственная проблема заключается в том, что зачастую бизнесмены неправильно определяют вид своей экономической деятельности. Здесь может помочь консультация в ИМНС.
- О каких именно изменениях следует сообщать юридическим лицам и предпринимателям в налоговые органы?
- Для юридических лиц это реорганизация, ликвидация, изменения в учредительных документах, смена адреса и т. д. ПБОЮЛ должен предупреждать о смене адреса, фамилии, паспорта, вида деятельности.
- В какой срок юрлица и ПБОЮЛ должны поставить вас в известность о происшедших изменениях?
- В течение трех рабочих дней. За это время необходимо направить в налоговые органы соответствующее уведомление. За опоздание - предупреждение или штраф в 5000 рублей.
- А если частный предприниматель умер? Должны ли его наследники отправить вам какую-то информацию о случившемся?
- Нет. Информация о смерти предпринимателей поступает в налоговые органы сразу из загсов. И с начала 2004 года налоговые органы автоматически вносят в реестр предпринимателей запись о прекращении деятельности этого человека. Если наследник решит продолжить дело, то ему надо будет уже самому пройти регистрацию.
- Теперь давайте поговорим о нарушениях в регистрации, которые совершают намеренно. Например, открытие фирм по подложным паспортам. Как сейчас борются с этим явлением?
- Отслеживать такие случаи становится все проще. Сейчас мы формируем информационную базу данных, где собираем сведения о паспортах, которые граждане потеряли или обменяли. Эту информацию передают органы внутренних дел. База нужна, чтобы во время регистрации каждая ИМНС могла проверять заявителей на предмет того, какие паспортные данные те указывают. И хотя база еще не совсем готова, но в ней уже несколько десятков тысяч паспортов.
- Что вы делаете, обнаружив такой паспорт?
- Отказываем в регистрации и сообщаем в правоохранительные органы.
- А если вы оформили регистрацию и только потом узнали, что документы фальшивые?
- Конечно, бывает, что информация несколько запаздывает. Но убедившись в том, что паспорт подложный - после очередного пополнения базы, когда из ОВД приходит ответ на письменный запрос или поступает соответствующая информация от граждан, - налоговый орган обращается в суд с иском о ликвидации зарегистрированной фирмы. Суды обычно удовлетворяют такие иски.
- Значит, владелец такой фирмы постоянно находится под угрозой разоблачения?
- Да. И подвергает опасности своих сотрудников, в частности главного бухгалтера. Рискуют и те, кто решил купить подозрительную фирму, ведь ее могут ликвидировать. И тогда покупателю повезет, если он вернет свои деньги. Но вполне возможно, он останется и без денег, и без предприятия.
- И последний вопрос. К 2005 году частные предприниматели, вставшие на учет до 1 января 2004 года, должны пройти перерегистрацию. Как идет этот процесс?
- За три месяца перерегистрировались только 300 000 из 4 700 000 ПБОЮЛ. Мы опасаемся, что подавляющее большинство займется этим только в декабре. Хочу предупредить предпринимателей: поторопитесь. Ведь сейчас процедура перерегистрации занимает от 40 минут до пяти рабочих дней. А в конце года, когда наши сотрудники будут завалены несколькими миллионами заявлений, перерегистрация может затянуться на несколько месяцев.
Беседовала
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Статья получена: Клерк.Ру