Фонды приглашают всех на регистрацию
Ольга Бовина, корреспондент журнала
«Двойная запись» №4, 2004
За первыми итогами регистрационной кампании последовали и первые выводы. Оказалось, что «одно окно» открывается со скрипом, а нововведения облегчили жизнь не налогоплательщикам, а их контролерам.
«Одно окно» – фантом?
Похоже, разрекламированная регистрация по новой системе дает сбои. Для того чтобы проверить, насколько широко открылось «одно окно», мы позвонили в несколько территориальных отделений внебюджетных фондов с вопросом: надо ли «новорожденному» предпринимателю отдельно вставать на учет или достаточно регистрации в налоговой?
По закону № 129-ФЗ о госрегистрации юрлиц и предпринимателей инспекция в течение пяти дней должна передать сведения о «новорожденных» в фонды, чтобы зарегистрировать их в качестве страхователей. Кроме того, по постановлениям правительства № 630 и № 438 инспекция передает сведения и в комитет статистики. Ответы нас не порадовали.
Начнем с Пенсионного фонда. В новой редакции закона о пенсионном страховании (ст. 11) сказано, что работодателей регистрирует в фонде налоговая. В некоторых из отделений ПФР нам ответили, что у них все по-старому, а когда заработает «одно окно» – неизвестно, поскольку налоговики еще не наладили с пенсионщиками обмен информацией. «Вам же не присвоили номер ПФР, значит, приходите. Санкций нет, так что ваше дело – получать его или нет», – ответили нам в одном из отделений. Или: «“Одно окно” пока не работает, приходите и приносите документы. По крайней мере будете знать, что и сколько платить». Были и неуверенные ответы: «Спросите лучше в налоговой» или вовсе «Мы не знаем, но, наверное, у нас регистрироваться надо». В одном из ОПФР к вопросу подошли строже: «Вы регистрируетесь отдельно в налоговой и отдельно у нас. Если пропустите месяц, положенный для постановки на учет, – штраф 5 тысяч, более трех месяцев – штраф 10 тысяч рублей». Такие санкции предусмотрены законом № 167-ФЗ (ст. 27), но, по идее, применять их в данном случае фонд права не имеет.
То же творится и в территориальных отделениях ФОМС. По закону о медицинском страховании (ст. 9.1) налоговая в пятидневный срок ставит на учет в ФОМС «новорожденные» организации и предпринимателей. В Московском областном отделении фонда нам посоветовали самим прийти в ТФОМС, поскольку «одно окно» предусмотрено только в качестве эксперимента. На вопрос, когда эксперимент закончится, нам ответили: «Вы лучше спросите, когда он начнется». Причина неувязок, по словам сотрудников медстраха, – не обкатана программа для обмена информацией, причем виноваты в этом налоговики. В столичном ФОМС нам сообщили, что вопросы, приходить в отделение или нет, надо решать со своим отделением, но штрафовать за нарушение срока регистрации вас не имеют права. Это подтвердили и в ФФОМС, правда, признав, что новая система работает с перебоями, поскольку не утвержден порядок регистрации. Ответы сотрудников отделений были пессимистичны: «Налоговая нам пока никаких данных не передавала», «Налоговая пока не в состоянии принимать от нас информацию».
Проблему с ПФР и ФОМС осложняет и то, что эти ведомства не утвердили четких указаний по работе своих подразделений и обмену информацией в ходе регистрационной кампании, как это сделал ФСС, который выпустил документ во исполнение закона № 185-ФЗ. Напомним, что в новой редакции закона о социальном страховании от несчастных случаев на производстве (ст. 6) сказано, что страхователей-юрлиц в пятидневный срок ставит на учет в ФСС налоговая, а физлица, заключившие трудовые или гражданско-правовые договоры, регистрируются в соцстрахе самостоятельно в течение 10 дней со дня заключения первого договора.
Временные методические рекомендации по организации работы исполнительных органов фонда были утверждены постановлением ФСС России от 5 января 2004 г . № 1. В них есть оговорка, что прежний порядок регистрации страхователей применяется в части, не противоречащей методичке. Следовательно, ранее действующие указания о том, что организация должна зарегистрироваться в соцстрахе в течение 10 дней, не действуют, а значит, не действует и штраф за опоздание, что подтвердили и в территориальных отделениях соцстраха.
В Госкомстате нам сообщили, что они тоже теоретически в «одном окне». В постановлениях № 438 и № 630 сказано, что отделения статистики в недельный срок после получения сведений из налоговой присваивают организации или предпринимателю коды. Но ситуация осложняется тем, что вначале требуется отменить обязанность Госкомстата выдавать информационные письма с кодами, которые требуют банки, ГТК и т. п. Ответы в территориальных отделениях комитета были аналогичны ответам в фондах: «одно окно» пока не работает; но «с нашей стороны заминок нет», – ответили нам в Госкомстате.
Надо сказать, что заминок за собой не признает ни одно ведомство.
Сергей Дуканов:
– Принцип «одного окна» действует. Если предприниматель или организация встали на учет в налоговой, то идти и регистрироваться в фондах им не надо, и штраф за отказ выполнять прежние требования неправомерен. Обмен информацией между фондами и налоговой – это проблема не налогоплательщиков, а министерства и фондов.
Продается реестр!
О том, что «одно окно» никак не откроется, свидетельствует и тот факт, что некоторые необходимые подзаконные акты выходят в свет только сейчас. Так, например, 26 февраля 2004 г . было подписано постановление правительства № 110 , в котором речь идет об обмене информацией между регистрирующими структурами. Размер платы за предоставление сведений о налогоплательщиках теперь прописан в рублях (ранее – в МРОТ). В частности, один документ обойдется в 200 рублей (об ИНН и КПП – 100 рублей), а если бумага нужна срочно – вдвое дороже. Сведения из реестра можно будет получать и в электронном виде. Цена реестра на CD – 50 тысяч рублей. За обновление придется заплатить 5000 рублей. Годовое абонентское обслуживание обойдется «клиенту» налоговиков в 150 тысяч рублей. Как отметил Сергей Дуканов: «Мы не рассчитываем на популярность “Консультанта” и “Гаранта”, но спрос на такие услуги будет». Стоит отметить, что по закону о госрегистрации (ст. 6) сведения из реестра общедоступны, за исключением паспортных данных и банковских счетов, знать о которых позволено только властям и внебюджетным фондам. Узнать адрес предпринимателя можно, непосредственно представив запрос и паспорт. При этом индивидуалы имеют право знать, кто запрашивал о них подобную информацию. Что касается владельцев фирм, то если их паспортные данные есть в учредительных документах, то желающие все равно смогут их узнать, получив копии.
Нарушителей под контроль
Еще одна сторона регистрации по-новому – возможность ужесточить контроль за теми, кто указывает при подаче документов недостоверные сведения, например несуществующий адрес. В беседе с нашим корреспондентом Сергей Дуканов разъяснил схему, по которой будет происходить контроль. Допустим, некая организация решила для своих целей зарегистрировать ООО «Фантом», указав «левый» адрес. Налоговая направила свидетельства о регистрации и о постановке на учет, а они вернулись с пометкой почты о том, что данной организации по указанному адресу нет. По словам Сергея Дуканова, есть две возможные причины неувязки: регистрация по поддельному или потерянному паспорту, но об этом узнают сразу, во время обработки документов, поданных на регистрацию, поскольку МНС заключило соглашение с МВД об обмене информацией, так что все данные о таких паспортах будут храниться у налоговиков в базе, либо случайное или намеренное искажение данных. Если представитель фирмы признает свою вину, он просто платит штраф за представление недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Если нет – в дело вмешиваются правоохранительные структуры: допросы, сверка почерка и т. д., и дело может кончиться процессом о ликвидации. Правда, в схеме есть слабое место – организации могут использовать паспорта бомжей, и тогда никакая база МВД не поможет. ПБОЮЛ этот контроль не коснется, поскольку в подобных нарушениях они замечены не были и адрес неверный указывают только по ошибке.
Первые цифры
По данным на конец зимы в реестре индивидуальных предпринимателей оказалось около 200 тысяч предпринимателей. Из них 133 тысячи – индивидуалы, которые были зарегистрированы ранее, 67 тысяч – новые. Всего, по словам Сергея Дуканова, руководителя департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России, налоговикам предстоит обработать сведения о 4 млн 700 тысячах ранее зарегистрированных предпринимателей.
Статья получена: Клерк.Ру