25 июля — срок сдачи декларации и уплаты аванса за I полугодие по единому налогу организациями, применяющими УСН. В течение II квартала Минфин издал немало разъяснений налогового законодательства, которые помогут бухгалтеру правильно подсчитать суммы доходов и расходов.
Е. Камалова
Сколько приобрели
Формирование доходной части важно как для организаций, работающих по ставке 6 процентов, так и для фирм, выбравших объектом налогообложения «доходы минус расходы». Один из наиболее частых вопросов, возникающих у предприятий при определении размера доходов, касается возвращенных авансов.
За II квартал Минфин выпустил несколько разъяснений по этому поводу. Фирме, применяющей ставку 6 процентов, суммы предоплаты следует учитывать при определении базы в отчетном (налоговом) периоде их получения. В случае если договор поставки расторгнут и аванс возвращен, то базу следует уточнить — за тот отчетный период, в котором был получен аванс (письма Минфина от 11 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/98, от 9 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/96).
В число спорных нередко попадают доходы, не связанные напрямую с производством и реализацией. Так, Минфин указал, что суммы компенсации, полученные арендодателем от арендатора в возмещение причиненных убытков, подлежат включению в налогооблагаемую базу (письмо Минфина от 4 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/90). Также при ее определении следует учитывать доходы, полученные от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках (письмо Минфина от 25 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/107).
Когда именно следует принимать в доходы те или иные суммы? На этот вопрос также пришлось отвечать специалистам Минфина во II квартале. Так, расходы на приобретение ОС (в том числе автомобиля) учитывают после ввода их в эксплуатацию. А выручка от его продажи включается в налогооблагаемую базу даже в случае, если основное средство не было введено в эксплуатацию (письмо Минфина от 27 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/110). При оплате покупателями товаров пластиковыми карточками доходы принимают в момент поступления денежных средств на расчетный счет (письмо Минфина от 23 мая 2007 г. № 03-11-04/2/138).
Сколько потратили
Большое внимание Минфин уделил порядку включения в расходы основных средств, приобретенных с рассрочкой платежа. Организация вправе учесть эти затраты только после их полной оплаты. При этом расходы следует списывать в течение отчетных (налоговых) периодов равными долями, начиная с квартала, в котором будет осуществляться полная оплата ОС (письма Минфина от 3 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/85, от 4 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/89, от 25 мая 2007 г. № 03-11-04/2/140).
Еще раз Минфин подчеркнул, что затраты на приобретение ОС можно учесть, если они оплачены, в письме от 13 апреля 2007 г. № 03-11-02/107. В этом документе дан ответ на следующий вопрос: вправе ли фирма, созданная в результате реорганизации, включить в состав расходов стоимость ОС, которые она получила в соответствие с передаточным актом в порядке правопреемства? Чиновники разъяснили, что стоимость такого имущества нельзя причислить к затратам при определении базы по налогу. Суммы, потраченные на приобретение сырья и материалов, фирмы, применяющие ставку 15 процентов, могут учитывать сразу после того, как они оплачены и переданы в производство. Не нужно ждать, когда готовая продукция будет реализована покупателю и им оплачена (письмо Минфина от 23 мая 2007 г. № 03-11-04/2/137).
Нередко у фирм возникают вопросы по поводу учета сумм, потраченных на «мелочи». На этот раз в поле зрения Минфина попали чековая книжка и комиссионные сборы за ведение счета в банке. Чиновники подчеркнули, что эти затраты уменьшают базу по единому налогу (письмо от 25 мая 2007 г. № 03-11-04/2/139).
Упрощенная система налогообложения не освобождает фирму от обязанности по удержанию и уплате в бюджет налога на доходы. Но сумму налога можно включить в состав расходов. Так, если организация несет затраты на оплату труда и удерживает НДФЛ с этих доходов, то данный налог фирма вправе отразить в составе начисленных сумм оплаты труда (письмо Минфина от 28 апреля 2007 г. № 03-11-05/84).
Выплаты по временной нетрудоспособности уменьшают сумму налога организаций, применяющих ставку 6 процентов. Но средства, затраченные на эти цели, можно учесть только в части, которая вместе с пенсионными взносами будет составлять 50 процентов налога, уплаченного за соответствующий период. Если размер выплат окажется больше, то сумма превышения может быть учтена в последующие отчетные периоды (письмо от 11 апреля 2007 г. № 03-11-05/67).
Актуальным остается вопрос по учету программного обеспечения. Допустим, предприятие приобрело комплекс, предназначенный для формирования и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде через интернет. Чиновники финансового ведомства разъяснили, каким образом нужно списывать расходы на его приобретение. Если этот комплекс относится к амортизируемому имуществу, то затраты учитывают в порядке, установленном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса. В другом случае их включают в состав материальных расходов. Это делается в отчетном периоде оплаты и сдачи комплекса в эксплуатацию. Абонентскую плату учитывают как расходы на почтовые или телефонные услуги (письмо Минфина от 2 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/79). Для того чтобы уменьшить базу по единому налогу на средства, потраченные на установку программы, нужно прописать в договоре с правообладателем конкретный перечень услуг. В частности, регистрация первого абонента, базовый комплекс услуг, программный комплекс, выезд специалиста (письмо Минфина от 12 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/100).
внимание
Совсем недавно принят Закон «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ. Некоторые его статьи касаются порядка применения упрощенной системы налогообложения. Они не затрагивают базовых норм, а направлены на устранение отдельных недостатков и противоречий, существующих сегодня в правоприменительной практике. Кроме того, приняты некоторые поправки технического и уточняющего характера. Основная часть изменений вступает в силу с 1 января 2008 года, однако некоторые положения применимы к правоотношениям, которые возникли в период с 1 января 2007 года.
Документальное оформление под руководством чиновников
В последний день I квартала финансовое ведомство выпустило напоминание об изменениях, внесенных в форму и Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН, приказом Минфина от 27 ноября 2006 г. № 152н. Так, из раздела I «Доходы и расходы» данной книги исключаются графа 4 «Доходы — всего» и графа 6 «Расходы — всего» (письмо Минфина от 30 марта 2007 г. № 03-11-04/2/73).
Очередное письмо чиновников посвящено разъяснению следующей ситуации. К фирме, применяющей УСН, в процессе реорганизации присоединены другие юридические лица. Как ей теперь следует заполнять декларацию? Минфин напомнил, что порядок заполнения отчетности по единому налогу для фирм, работающих на упрощенке, установлен приказом Минфина от 17 января 2006 г. № 7н. Строки 010, 060, 080, 110, 120 раздела II «Расчет налога» декларации реорганизованное предприятие должно заполнять в целом по компании (письмо Минфина от 13 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/101).
Статья получена: Клерк.Ру