Новая редакция статьи 101 НК РФ, вступившая в силу с начала года, фактически развязывает руки налоговикам в добывании доказательств в ходе налоговых проверок. Теперь они еще меньше будут заботиться о том, чтобы применяемые ими методы были предусмотрены налоговым законодательством.
Александр Погребс, заместитель главного редактора журнала «Двойная запись»Материал предоставлен журналом "Двойная запись" № 2, 2007
Редакция этой статьи, введенная Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, устанавливает весьма подробные правила, по которым должно выноситься решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Законодатели даже позаботились о защите прав налогоплательщиков.
Правда, весьма своеобразно. В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения признаны существенные нарушения процедуры рассмотрения. К таким существенным условиям относится только возможность предоставлять свои пояснения и участвовать в их рассмотрении.
Зато если были другие «несущественные» нарушения процедуры, то они могут быть основанием для отмены решения только тогда, когда это решение неправомерно. Стало быть, если решение правомерно, то такие нарушения не дают повода для его отмены. Воистину «цель оправдывает средства»!
Это развязывает руки проверяющим - можно применять любые методы, лишь бы доказать нарушение.
В последнее время налоговые инспекции вместе с другими силовыми и не очень структурами создают совместные бригады для всесторонней проверки организаций и предпринимателей. Налаживается обмен информацией между ними. И это приносит весьма ощутимые плоды.
Так, пройдется рейдом милиция, задержит на стройке команду гастарбайтеров и в «обезъянник» их. К утру страдальцы все расскажут. И о себе, и о том, где работают, и сколько денег получают, и как зовут их руководителя. Чего только не расскажешь в такой ситуации. А это уже ценный материал для налоговой проверки. Придут, проверят, никто там не числится и никакой зарплаты не получает, да и объекта этого по бумагам нет вообще... Вот вам и основа для начисления налогов и штрафов.
Но ведь этот материал добыт вне рамок налоговой проверки. Он только может стать поводом для проверки, но не доказательствами нарушения. Эти доказательства еще только предстоит добыть в ходе проверки. Процедуры получения доказательств весьма подробно расписаны в Налоговом кодексе. В частности, и участие свидетеля (ст. 90 НК РФ). Но соблюдать все процедуры утомительно, проще воспользоваться уже готовыми материалами коллег.
В прошлые годы суды отказывали налоговикам, если они нарушали процедуру.
Так, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 октября 2006 г. № А56-42102/2005 рассматривалась весьма примечательная ситуация. Организация в обоснование вычетов по НДС представила счета-фактуры и прочие документы своих контрагентов. В ходе оперативно-розыскных мероприятий обнаружилось, что граждане, которые числились в этих бумагах директорами и главбухами, об этом совсем и не знали. Казалось бы, правонарушение налицо. Но суд отказал налоговикам, потому что показания свидетелей получены за рамками налоговой проверки и без соблюдения предусмотренных соответствующих процедур.
Получается, что если бы суд состоялся в этом году, то эти «незаконные» доказательства были бы приняты. Ведь они привели к «правомерному» решению!
Можно, конечно, подойти к этому вопросу с другой стороны - нарушители были бы наказаны по заслугам, справедливость бы восторжествовала. Но это очень опасный путь. История показывает, что когда благородная цель достигается любыми методами, это приводит к произволу и беззаконию.
Статья получена: Клерк.Ру