Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Подмоченная репутация счета-фактуры

 

Подмоченная репутация счета-фактуры

 

 

Материал предоставлен журналом "Расчет" /

Счет-фактура для МНС - особый документ. С помощью него многоуважаемое ведомство борется за пополнение бюджета, отказывая фирмам в вычетах по НДС. Однако если внимательнее почитать Налоговый кодекс, то станет ясно, что статус счета-фактуры довольно странный, если не сказать – шутовской.

Бомба замедленного действия

Пункт 3 статьи 168 Налогового кодекса гласит: «При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг)». Этот пункт безадресный, поскольку в нем сказано лишь, что «счета-фактуры выставляются», но не указано, кем.

загрузка...

 

 

Покупателем? Грузоперевозчиком? Посредником? Продавцом? Банком? Налоговым органом? Список можно продолжить, но даже круг бегло перечисленных лиц подсказывает, что неосторожное применение в пункте 3 статьи 168 Налогового кодекса возвратного глагола «выставляются» – вовсе не мелочь.

Я специально поднял словари и энциклопедии, чтобы выяснить, в каких случаях в современном русском языке применяется возвратный глагол. Все они единодушны в том, что такое употребление возвратного глагола, как в Налоговом кодексе, предполагает: лицо, которое ведет повествование, не знает, кто производит действие, или для него это безразлично.

А потому применительно к рассматриваемой ситуации каноны русского языкознания означают, что безадресное предписание пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса – «счета-фактуры выставляются» – с равным успехом может быть отнесено к любому, кто в какой-либо степени сопричастен к событию реализации товаров (работ, услуг). Итак, с точки зрения формальной логики пункт 3 статьи 168 Налогового кодекса допускает, что при реализации товаров (работ, услуг) счет-фактуру может выставить кто угодно. Следовательно, это может никто и не сделать.

Предвижу естественную реакцию: дескать, объяснять в Налоговом кодексе, кто должен выставлять счет-фактуру, и не нужно, потому что это и так очевидно. Но подобный довод не может быть принят во внимание хотя бы потому, что в таком случае правомерен еще один вопрос: а для чего же тогда нужен Налоговый кодекс, если вопросы налогообложения можно решать на том основании, что ответы на них очевидны? Отвечу сам и сразу же: потому и нужен кодекс, чтобы ни у кого не возникало соблазна рассматривать налогообложение как лужайку, на которой налогоплательщик может выгуливать свою фантазию.

Самое забавное и одновременно невероятное в том, что безадресность пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса – эту бомбу замедленного действия – заложили сами же творцы Налогового кодекса. В самой первой редакции закона от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ пункт 3 статьи 168 Налогового кодекса был дан в таком виде: «При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг)». Стоит обратить внимание на слова «налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру». Никакой безадресности в первой трактовке этого пункта не было и в помине.

Однако за два дня до вступления в силу главы 21 Налогового кодекса формулировка пункта 3 статьи 168 радикально преобразилась. В редакции закона от 29 декабря 2000 г. № 166-ФЗ она стала такой: «При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг)».

Результатом этого скоропалительного исправления стало то, что пункт 3 статьи 168 Налогового кодекса, даже не вступив в силу, утратил конкретное фискальное содержание. Он фактически умер, превратившись в юридический нонсенс.

Творцы кодекса собственноручно сделали все для того, чтобы сегодня любой продавец мог, что называется, умыть руки и в полный голос заявить следующее. Во-первых, он вправе не выставлять счета-фактуры в связи с тем, что в пункте 3 статьи 168 Налогового кодекса отсутствует предметно-однозначная ссылка, кто должен их выставлять.

Во-вторых, его отказ от выставления счетов-фактур не может являться основанием для санкций по отношению к нему со стороны налоговых органов. Ибо в полном согласии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса он как налогоплательщик не в ответе за безграмотность налогового законодательства.

Кривое зеркало

Проводя параллели, можно было бы сказать, что для МНС есть две новости – одна плохая, а другая еще хуже. Все, что было сказано выше в адрес пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса, – это плохая новость. Новость худшая связана уже с пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса (воистину все пункты 3 для счета-фактуры черные).

Итак. В пункте 3 статьи 169 Налогового кодекса сказано:

«3. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса;

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке».

На первый взгляд может показаться, что этот пункт спасает изрядно подмоченную пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса репутацию его творцов, ибо здесь есть внятное указание, кто составляет счет-фактуру: налогоплательщик. Но не стоит спешить вздохнуть с облегчением. На самом деле этот пункт с неумолимостью довершает начатое пунктом 3 статьи 168, доводя статус счета-фактуры до полного идеологического и концептуального банкротства.

Дело в том, что статья 143 Налогового кодекса – та самая статья, которая открывает главу 21 о НДС, – устанавливает, что «налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации».

Из этого вытекает, что термин «налогоплательщик» есть понятие универсальное, характеризующее фирму или предпринимателя безотносительно к тому, в какой роли они в тот или иной момент выступают: продавца, покупателя, налогового агента, грузоперевозчика, посредника или же вообще инкогнито.

Отсюда следует, что в пункте 3 статьи 169 Налогового кодекса под термином «налогоплательщик», равно как и в любом другом месте главы 21, где упоминается этот термин, надо понимать любого налогоплательщика. То есть фирму (предпринимателя) вне зависимости от того, в какой роли она (он) выступает: продавца, покупателя, налогового агента, посредника, грузоперевозчика, банка или еще кого.

Всякая же другая трактовка понятия «налогоплательщик» автоматически будет нарушением закона, в данном случае статьи 143 Налогового кодекса. Иначе говоря, пункт 3 статьи 169 безоговорочно требует, чтобы каждый налогоплательщик, кто сопричастен к совершению операции, признаваемой объектом обложения НДС, обязательно составил счет-фактуру, заполнил журналы регистрации счетов-фактур выставленных и полученных, а также сделал записи в Книге продаж и Книге покупок.

Чтобы до конца прояснить суть сказанного, потребуется небольшой мысленный эксперимент. Пусть налогоплательщик в пункте 3 статьи 169 Налогового кодекса – это покупатель, приобретающий облагаемые НДС товары (работы, услуги). А следовательно, в полном согласии с данным пунктом он как налогоплательщик обязан составить счет-фактуру на приобретенные им товары, тщательно соблюдая все условия, перечисленные в пунктах 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса.

Покупатель так и делает. Все пункты счета-фактуры скрупулезно заполняет по правилам, перечисленным в пункте 5 статьи 169. При этом в графе «продавец», как и положено, он указывает продавца, а в графе «покупатель» – самого себя.

Далее в соответствии с пунктом 6 статьи 169 счет-фактуру подписывают руководитель и главный бухгалтер покупателя. Кроме того, один из них поставит также подпись в качестве лица, выдавшего счет-фактуру, а другой – в качестве лица получившего.

Наконец, финальный аккорд, почти что священнодействие: покупатель торжественно скрепляет счет-фактуру печатью налогоплательщика, то есть собственной печатью. Совершенно верно, собственной, ибо он и есть налогоплательщик, о котором идет речь в пунктах 3–6 статьи 169 Налогового кодекса. И этот документ с точки зрения кодекса будет юридически безупречным.

Строго говоря, в графе «продавец» покупатель может указать и сам себя. Ведь в счете-фактуре указывают «наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя» (подп. 2 п. 5 ст. 169 НК), а покупатель, согласно статье 143, тоже налогоплательщик!

Спору нет, что если счет-фактуру оформит в порядке самообслуживания сам же покупатель, то этот документ, будучи юридически дееспособным, фактически превратится в фарс, в комедию, в профанацию. Однако никто не сможет сказать и слова против действий покупателя, ибо он как налогоплательщик не нарушил ни одного формального признака статей 168 и 169 Налогового кодекса. Даже наоборот, налоговые органы будут вынуждены признать, что покупатель поступил как честный, добросовестный и, главное, законопослушный налогоплательщик. Который, отталкиваясь от статьи 143 Налогового кодекса и согласно пункту 3 статьи 169, обязан составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектами налогообложения НДС. Какие еще могут быть к нему вопросы?

Итак, пункт 3 статьи 169 Налогового кодекса демонстрирует неуместное и нелепое применение универсального понятия «налогоплательщик», определение которого дано статьей 143. Тем самым статья 169 полностью развязывает руки недобросовестным налогоплательщикам. Они могут штамповать счета-фактуры по неполученным и неоплаченным товарам (работам, услугам) в режиме самообслуживания, не сильно опасаясь того, что нарушили кодекс. А как же: всегда к их услугам торговец индульгенциями – пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса.

Остается констатировать: многоликость понятия «налогоплательщик», с которым, согласно статье 143 Налогового кодекса, каждая фирма должна соотносить себя в любой момент, сослужила в статье 169 скверную службу, превратив этот термин в кривое зеркало. Отражаясь в нем, счет-фактура в состоянии полностью парализовать систему контроля за исполнением налогоплательщиками их обязательств по НДС. А налоговому ведомству останется лишь бессильно наблюдать за этим.

Резюме

Сейчас в Налоговом кодексе отсутствует четкое и однозначное определение, кто и с какой целью должен выставлять счета-фактуры. В этой связи вопрос о месте и значении счетов-фактур в бухгалтерском и налоговом учете должен быть снят с повестки дня как беспредметный. А сам счет-фактура должен быть дисквалифицирован как юридически несостоятельный и лишенный реального экономического содержания.

Александр ИГНАТОВ

Материал предоставлен журналом «Расчёт», №6 2004 г


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Подмоченная репутация счета-фактуры":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Volvo S80: Восстанавливая репутацию

В тесте участвуют автомобили: Volvo S80 Посмотреть другие фото (1) В свое время флагманская модель S80, подобно локомотиву, вытащила пошатнувшуюся в России репутацию марки «Вольво». Без сомнения, с «восьмидесятки» начнется возрождение былой славы «Вольво» и на вторичном рынке.

» Немецкие автомобили - 2872 - читать


Онлайн-репутация за счет социальных медиа

В эпоху повсеместных социальных связей создание имиджа (репутации) становится все более важным делом для каждого бизнеса. Несомненно, большинство компаний с помощью своего сайта может гарантировать своему бренду первые позиции в результатах поиска. Вопрос лишь в том, как удержаться в топе по такому высокочастотному запросу как, например, real estate («недвижимость»).

» Продвижение и оптимизация - 4128 - читать


Яндекс и репутация А.С. Пушкина

Яндекс в честь дня рождения великого А. С. Пушкина… нарушил право на репутацию автора?

» Поиск в сети - 2452 - читать


Подмоченная репутация

Над концерном Airbus нависла беда. Задержки с поставками A 380 обошлись европейскому концерну в несколько миллиардов евро. Отрасль кривит губы, и вот уже первые покупатели собираются аннулировать заказы Однако еще хуже то, что лидер на рынке гражданского самолетостроения в течение нескольких месяцев из-за неудачного менеджмента и завышенной самооценки стал объектом для насмешек в отрасли.

» Управление и менеджмент - 1261 - читать


Сушите, Шура, сушите. Как восстановить подмоченную репутацию

"Ведомости" / Александр Цакунов " Для того чтобы завоевать хорошую репутацию, потребуется 30 лет, для того чтобы ее растерять, хватит и 30 секунд", - пишет в своей статье Джим Карталия, генеральный директор компании Entegra Corporation, занимающейся управлением репутацией. Восстановление репутации потребует больших усилий, чем ее изначальное наращивание.

» Управление и менеджмент - 2373 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Подмоченная репутация счета-фактуры

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru