Любые товары, которые предназначены для перепродажи в организации розничной торговли, должны пройти предпродажную подготовку. Иначе говоря, до передачи товаров в торговый зал, они должны быть освобождены от тары, оберточной бумаги, перевязочных материалов и так далее.
Продавец, получивший товар со склада, должен проверить качество товара по внешним признакам, наличие необходимых документов на данный товар, осуществить выбраковку товара, удалить загрязненные товары. Естественно, что такая подготовка товара практически всегда связана с определенными потерями, которые, например, в розничных продовольственных организациях могут представлять довольно значительные суммы. Потери, возникающие при подготовке товаров к продаже, подлежат списанию.
Причем списать такие потери, можно используя несколько возможных вариантов:
- списание отходов производится за счет скидки, предоставляемой поставщиком;
- списание производится за счет торговой наценки, если организация торговли ведет учет по продажным ценам;
- списание производится за счет расходов на продажу, если организация учитывает товары по покупным ценам. Причем, в этом случае, списание отходов производится после продажи товара с завешиванием отходов и составлением акта на списание.
Торговая организация самостоятельно устанавливает в распорядительном документе порядок и периодичность списания отходов.
Пример 1.
Магазин "Славянка" реализует населению продовольственные товары. Предположим, что мясокомбинат - поставщик колбасных изделий, осуществил поставку 50 кг сырокопченой колбасы по цене 236 рублей, в том числе НДС - 18%. Условиями договора на поставку товара предусмотрено, что поставщик на сырокопченые колбасы, предоставляет скидку (на вес веревок) в размере 3% к стоимости товара. Таким образом, по данной поставке колбасы скидка составляет ((236 рублей - 36 рублей) х 50 кг) = 300 рублей. Таким образом, стоимость товара по счету фактуре с учетом скидки составляет 9 700 рублей, сумма НДС - 1746 рублей. Общая сумма по счету 11 446 рублей.
Реестром розничных цен утверждено, что розничная цена 1 кг сырокопченой колбасы составляет 305 рублей. По нормам, утвержденным организацией, было установлено, что размер отходов составляет 1кг. Таким образом, стоимость отходов по сырокопченой колбасе составляет 200 рублей х 1 кг = 200 рублей. Стоимость отходов списывается за счет скидки, предоставляемой поставщиком.
В магазине учет ведется по продажным ценам, торговая организация является плательщиком НДС.
В учете магазина "Славянка" данные операции представлены следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
41-2 | 60 | 10 000 | Отражена стоимость 50 кг колбасы по цене поставщика |
60 | 42 | 300 | Отражена сумма скидки, предоставляемая поставщиком |
19-3 | 60 | 1 746 | Учтен НДС, указанный в счете-фактуре поставщика |
94 | 41-2 | 200 | Списаны отходы |
94 | 42 | 200 | СТОРНО!Сумма отходов списана за счет скидки предоставляемой поставщиком. |
41-2 | 42 | 5 145 | Отражена сумма торговой наценки по сырокопченой колбасе (305 рублей - 200 рублей) х (50 кг. - 1 кг) |
Если учет товаров в магазине "Славянка" ведется по покупным ценам, то принятие товара к учету производится уже с учетом скидки.
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
41.2 | 60 | 9 700 | Отражена стоимость 50 кг колбасы поступившей от поставщика, с учетом предоставленной скидки |
19.3 | 60 | 1 746 | Учтен НДС, указанный в счете-фактуре поставщика |
Пример 2.
Воспользуемся данными вышеприведенного примера, при условии, что поставщик не предоставляет скидку на поставку своей продукции. В учете магазина делаются следующие проводки:
- При учете товаров по продажным ценам:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
41-2 | 60 | 10 000 | Отражена стоимость 50 кг колбасы по цене поставщика |
19-3 | 60 | 1 800 | Учтена сумма НДС по поступившей партии колбасы |
41-2 | 42 | 5 250 | Отражена сумма торговой наценки50 кг х (305 рублей - 200 рублей) |
94 | 41-2 | 305 | Списаны отходы(305 рублей х 1 кг) |
94 | 42 | 305 | СТОРНО!Стоимость отходов списана за счет торговой наценки |
- При учете товаров по покупным ценам:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
41.2 | 60 | 10 000 | Отражена стоимость 50 кг колбасы по цене поставщика |
19.3 | 60 | 1 800 | Учтена сумма НДС по поступившей партии колбасы |
В конце рабочего дня комиссией в составе продавца, товароведа и представителя бухгалтерской службы завешены товарные отходы по сырокопченой колбасе, о чем составлен акт. Вес отходов составил 200 граммов | |||
94 | 41.2 | 40 | Списаны отходы (200 рублей х 0,2 кг) |
44 | 94 | 40 | Стоимость отходов отнесена в состав расходов на продажу |
Обратите внимание!
В розничных торговых организациях, торгующих " на развес" животным маслом и маргарином, образуются так называемые зачистки масла и маргарина. Такие отходы, розничная организация может сдать на переработку, по договорным ценам.
Пример 3.
Магазин "Славянка" использует продажные цены и реализует сливочное масло по цене 72,50 рубля за кг. Торговая наценка по маслу 21,50 рубля. Магазин произвел зачистку масла, вес которых составил 6 кг. Зачистки переданы в переработку по цене 23,60 рубля, в том числе НДС - 3,60 рубля. В учете магазина при этом сделаны следующие проводки:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
94 | 41-2 | 435 | Списаны зачистки масла по розничной цене (6 кг. х 72,50 рублей) |
94 | 42 | 129 | СТОРНО!Списана стоимость зачисток в пределах торговой наценки |
62 | 90-1 | 141,60 | Зачистки переданы в переработку (6кг. х 23,60 рублей) |
90-2 | 94 | 120 | Списаны зачистки по договорным ценам (6 кг х 20 рублей) |
90-3 | 68 | 21,6 | Начислен НДС со стоимости реализованных зачисток |
44 | 94 | 186 | В расходы на продажу включены потери от зачистки масла |
Аналогичным образом списываются потери по обсыпной карамели, крошка от печенья и тому подобное.
ПОТЕРИ ОТ ЗАВЕСА ТАРЫ
При торговле некоторыми видами товаров может образоваться, так называемый, завес тары. Например, розничный магазин получает от поставщика молочной продукции, развесную сметану, которая поставляется во флягах. Сметана должна быть принята к учету по чистому весу (нетто), который определяется как разница между весом товара в таре и массой тары по маркировке. После продажи развесной сметаны организация торговли должна произвести взвешивание тары. Если окажется, что масса свободной тары больше ее массы по маркировке, то это означает, что торговая организация реализовала товара меньше, чем было принято к учету. Возникшая разница между чистой тарой и массой ее по маркировке называется завесом тары. Потери, связанные с завесом товаром включают в расходы на продажу по статье затрат "Потери товаров и технологические отходы".
Пример 4.
Магазин "Славянка" получил от поставщика виноград, в деревянных ящиках по 10 кг в каждом. Цена 1кг винограда составляет 23,60 рублей, в том числе НДС - 3,60 рублей, всего поступило 7 мест (ящиков). На ящике указана масса брутто 12 кг, масса нетто - 10 кг. Товар принят к учету по трафарету. Магазин ведет учет в продажных ценах.
В учете магазина сделаны следующие проводки:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
41-2 | 60 | 1 400 | Принят к учету товар, поступивший от поставщика |
19-3 | 60 | 252 | Учтен НДС по поступившему товару |
После продажи винограда тара была завешена, при этом был установлен завес тары в размере 3 кг. Стоимость винограда, подлежащего списанию, составляет 3кг х 20 рублей = 60 рублей. | |||
94 | 41-2 | 60 | Отражена недостача товара в виде завеса тары |
44 | 94 | 60 | Завес тары включен в расходы на продажу |
Статья получена: Клерк.Ру