Марина Полякова,
эксперт журнала \"Двойная запись\"
Опубликовано: Журнал \"Двойная запись\" N 21-2002 год
В октябре Минюст России зарегистрировал приказ МНС России от 9 сентября 2002 г. N ВГ-3-02/480. Этим документом изменена Инструкция по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Инструкция). Подготавливая отчетность за 9 месяцев, большинство бухгалтеров не успели учесть новые указания. Но и сейчас не поздно познакомиться с нововведениями, чтобы правильно составить следующую декларацию и проверить ранее сданную отчетность.
Общие изменения
Изменив в июле декларацию по налогу на прибыль, МНС России не поменяло сразу Инструкцию по ее заполнению*. И только недавно в нее внесли поправки. Мы рассмотрим те, которые связаны с заполнением основного расчета - листа 02 декларации, а также приложений к нему.
* Действующая форма декларации по налогу на прибыль утверждена приказом МНС России от 12 июля 2002 г. N БГ-3-02/358. Эта форма опубликована в \"ДЗ\" N 15, 2002. Предыдущая инструкция по заполнению декларации опубликована в \"ДЗ\" N 3, 2002.
В разделе 1 Инструкции указаны сроки, когда нужно сдать декларацию. Налогоплательщики должны ее представлять не позднее 28 (а не 30, как раньше) дней после окончания каждого отчетного периода, а по завершении года - не позднее 28 марта следующего года.
Налоговики пояснили, как отчитываются предприятия, уплачивающие налог от фактической прибыли за месяц. По итогам каждого месяца, \"находящегося внутри квартала\", эти налогоплательщики сдают \"урезанный\" вариант упрощенной декларации. Он состоит из титульного листа и листа 02. При наличии филиалов организация кроме этих листов должна подавать приложения N 5 и 5а к листу 02. Ежеквартально эти фирмы сдают \"общепринятый\" упрощенный вариант декларации. Те листы, которые в него входят, указаны в графе 3 таблицы, приведенной в пункте 1.6 Инструкции. И наконец, к 28 марта подается годовая декларация. В нее включены все листы, кроме листов 12 и 13. Последние посвящены расчету переходной прибыли. Их следовало сдать один раз - в июле 2002 года.
Приложения N 1-3 к листу 02, которые раньше требовалось представлять ежегодно, теперь нужно сдавать раз в квартал. Из декларации исключены листы 08 и 09. Зато тем, у кого есть внереализационные доходы, нужно оформлять новое приложение N 6 к листу 02, а тем, у кого есть внереализационные расходы, - приложение N 7 к этому листу. Они включаются только в годовую декларацию.
Лист 02
Для отдельных налогоплательщиков
Некоторых бухгалтеров заинтересуют новые указания МНС России по заполнению строки 030 \"Внереализационные доходы\". Там отражаются проценты, причитающиеся предприятию по государственным, муниципальным и другим эмиссионным ценным бумагам. Налоговики сообщили, что к внереализационным доходам относятся не только фактически полученные, но и начисленные проценты. Но это требование нельзя распространять на тех, кто определяет прибыль по кассовому методу. В статье 328 НК РФ предусмотрено, что эти налогоплательщики увеличивают доходы только на полученные доходы по ценным бумагам.
Для тех, кто работает по методу начисления, процентный (купонный) доход может возникнуть в трех случаях. Во-первых, это день, когда эмитенту (владельцу ценных бумаг) выплачиваются такие суммы. Во-вторых, такой доход надо учесть на день реализации ценных бумаг. При этом он выплачивается покупателем в составе цены приобретения ценной бумаги. И в-третьих, налогоплательщик обязан начислить процентный (купонный) доход по ценным бумагам на последний день отчетного периода. Он рассчитывается исходя из условий начисления процентов по конкретным ценным бумагам. Отметим что, даже если прибыль определяется по методу начислений в налоговую базу включаются только полученные дивиденды (п. 4 ст. 271 НК РФ).
В строке 030 также надо отражать не только полученные, но и начисленные проценты по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и другим долговым обязательствам, находящимся у налогоплательщика. Также по этой строке нужно указывать и полученные, и начисленные проценты по процентным или дисконтным векселям. Но эти требования распространяются лишь на тех, кто рассчитывает доход по методу начисления. Если же предприятие работает по кассовому методу, то день получения процентов определяется по банковской выписке (п. 4 ст. 328 НК РФ) или иному документу, подтверждающему получение денег (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Учет авансовых платежей по налогу
По строке 450 листа 02 отражается сумма ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на предстоящий квартал. Она рассчитывается как разница между суммой налога, указанной в строке 250 за данный отчетный период, и показателем этой же строки за предыдущий отчетный период. То есть авансовые платежи на IV квартал нужно определять как разницу между суммами, начисленными за 9 месяцев и полугодие.
В Инструкции появилось пояснение для тех, у кого показатель строки 250 по последнему отчетному периоду окажется меньше, чем аналогичный показатель за предыдущий период. Это предприятия, у которых налог за 9 месяцев был меньше суммы, начисленной за полугодие. Такие налогоплательщики ставят прочерк в строках 450-540. В следующем отчетном периоде перечислять ежемесячные авансовые платежи им не надо.
В новой форме декларации по налогу на прибыль предстоящие авансовые платежи распределяются не только по срокам уплаты (как было в прежней декларации), но и по бюджетам разных уровней. Для этого в декларации предусмотрено не три строки, как раньше, а девять (460-540). Общую сумму исчисленных на предстоящий квартал авансов, отраженных по строке 450, надо сначала распределить между федеральным, региональным и местным бюджетами. При этом следует исходить из той доли налога, которая установлена для соответствующего бюджета. С 2003 года ставки налога на прибыль будут изменены в соответствии с пунктом 27 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ.
Распределение налога на прибыль между бюджетами (ст. 284 НК РФ)
Бюджет |
Ставка налога, % |
||
2002 год |
2003 год |
||
Общая ставка |
24 |
24 |
|
Ставка налога в федеральный бюджет |
7,5 |
6 |
|
Ставка налога в региональный бюджет (для всех, кроме работающих в Москве и Петербурге) |
Эти ставки не применяются в Москве и Петербурге |
14,5 |
16 |
Ставка налога в местный бюджет |
2 |
2 |
|
Ставка налога в бюджеты Москвы и Петербурга (там нет местных бюджетов) |
16,5 (14,5 + 2) |
18 (16 + 2) |
Потом сумму авансового платежа, причитающуюся к уплате в течение следующего квартала в каждый бюджет, следует разделить на три равные части. Каждую из них надо расписать по соответствующим строкам листа 02 декларации исходя из сроков уплаты авансов - не позднее 28-го числа каждого месяца квартала, следующего за отчетным.
Налог по прибыли переходного периода
В декларации появились новые строки 550-620. По ним определяют сумму налога по \"переходной\" прибыли, которую надо платить по окончании отчетного периода.
По строкам 550-570 приводится сумма налога по \"переходной\" прибыли, которую следует перечислить в текущем году. В 2002 году это значение надо перенести из строк 081, 091 и 101 листа 12 или 13 декларации.
По строке 580 указывается количество сроков уплаты в соответствии с числом отчетных периодов в данном году. Если фирма отчитывается ежеквартально, то в 2002 году для нее установлено два срока уплаты \"переходного\" налога (28 июля и 28 октября), а в последующие годы будет три срока уплаты (28 апреля, 28 июля и 28 октября). Те, кто исчисляет налог от фактической прибыли за месяц, в 2002 году указывают по строке 580 шесть сроков уплаты налога на прибыль переходного периода (28-го числа каждого месяца с июля по декабрь). В 2003-2006 годах для таких фирм установлено 11 сроков уплаты налога за год (с февраля по декабрь).
По строке 590 указывается \"переходный\" налог, подлежащий уплате одновременно с налогом на прибыль за отчетный период. Сумма, отраженная в этой строке, должна соответствовать общей сумме показателей по строкам 600-620. Сюда записывается налог от \"переходной\" прибыли, уплачиваемый в федеральный, региональный и местный бюджеты. Чтобы его рассчитать, нужно поочередно разделить показатели строк 550-570 на количество сроков уплаты (строка 580).
Следует отметить, что в налоговой декларации за год надо заполнить только строки 550-580. В строках 590-620 ставятся прочерки, поскольку по итогам года \"переходный\" налог не уплачивается.
Есть группа предприятий, которые используют иные правила заполнения строк 550-620, отличающиеся от рассмотренных выше. Это те, у кого в общей сумме дебиторской задолженности на 1 января 2002 года долги бюджетных организаций составляют более 30 процентов. Они применяют особый порядок уплаты \"переходного\" налога, который предусмотрен пунктом 10 статьи 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ. Последние изменения в этот закон внесены федеральными законами от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ и от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ (рассмотрены в \"ДЗ\" N 12, N 16, 2002. - Примеч. ред.). Использующим этот порядок разрешено уплачивать налог равными частями в течение пяти лет начиная с 28 июля 2002 года. Причем перечислять платежи следует как по окончании отчетных периодов, так и по итогам года и заполнять строки 590-620 листа 02 не только в декларациях за отчетные периоды, но и в годовой декларации.
В Инструкции подробно не расписан порядок заполнения этих строк для организаций, которые в особом порядке платят \"переходный\" налог. Но у этих фирм не должно возникнуть трудностей. На уплату \"переходного\" налога им дано пять полных лет. Значит, ежеквартально предприятия должны перечислять 5 процентов от этого налога (100% : 5 лет : 4 квартала). Эту сумму и следует указывать в строках 590-620 листа 02.
Приложение N 1 к листу 02
В этом приложении указываются доходы от реализации, полученные за соответствующий период, и заполняется оно по итогам отчетных периодов и года. Но многим организациям не нужно заполнять все строки.
Например, строки 011-016, появившиеся в новой форме приложения N 1, заполняются только налогоплательщиками, начисляющими НДС \"по отгрузке\". Им нужно отдельно показать выручку по товарообменным операциям (строка 011), от продажи имущества, в стоимости приобретения которого был учтен НДС (строка 013), а также от реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц - неплательщиков НДС (строка 015). По строкам 012, 014 и 016 отражается выручка от таких операций, если они были экспортными. Доход от других экспортных операций нужно приводить в строке 017. Те, кто определяет НДС \"по оплате\", не заполняют строки 011-016, а в строке 017 они отражают всю выручку от внешней торговли. Эти показатели нужны прежде всего инспекторам, которые, сравнив декларации по налогу на прибыль и НДС, могут определить ошибки предприятия.
Приложение N 2 к листу 02
Это приложение изменилось полностью, поэтому налоговики переписали весь раздел 5 Инструкции, касающийся заполнения приложения N 2 \"Расходы, связанные с производством и реализацией\".
Прямые расходы
По строкам 010-030 большинство налогоплательщиков отражают прямые расходы. Их перечень приведен в статье 318 НК РФ. Это материальные затраты на производство продукции, суммы амортизации по основным средствам, используемым при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), расходы на оплату труда производственных сотрудников, а также ЕСН, начисленный на эти выплаты. Следует учесть, что, говоря о ЕСН, авторы Инструкции всегда имеют в виду налог, уменьшенный на сумму пенсионных взносов.
В строках 010-030 показываются только прямые расходы на реализованную продукцию. В декларации не отражаются те прямые затраты, которые относятся к остатку незавершенного производства, остаткам готовой продукции на складе, а также к отгруженной, но не реализованной продукции. Они будут учтены при налогообложении после продажи продукции.
Те, кто занимается производством продукции, отражают прямые расходы по строке 010. Для фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги, отведена строка 020. Профессиональные участники рынка ценных бумаг отражают прямые расходы по строке 021. Для прочих видов деятельности предназначена строка 030. Следует учитывать, что в этой строке не указываются прямые расходы, связанные с торговлей (к ним относится покупная стоимость реализованных товаров). Эти расходы отражаются в строке 180. Также для торговых организаций прямыми затратами являются расходы на доставку приобретенных товаров. Часть затрат, которая списана на стоимость реализованных товаров, вписывается в строку 190 приложения N 2.
Косвенные расходы
По строкам 040-042 приложения N 2 к листу 02 декларации показываются материальные расходы, отнесенные к косвенным. Из общей суммы этих затрат (строка 040) надо отдельно отразить расходы на топливо, воду и энергию, которые затрачены на технологические цели (строка 041). А в строке 042 показать стоимость производственных работ и услуг, выполненных подрядчиками. Также в этой строке записываются затраты на выполнение таких работ (услуг) структурными подразделениями организации.
В строке 050 отражаются все косвенные расходы на оплату труда. Из них отдельно выделяются расходы на оплату труда сотрудников, не участвующих в процессе производства (строка 051), и затраты на добровольное страхование работников (строка 052).
По нашему мнению, в строке 052 нельзя отражать затраты на страхование производственных рабочих. Согласно статье 255 НК РФ, затраты на добровольное страхование включаются в расходы на оплату труда. А поскольку зарплата производственных рабочих относится к прямым расходам, то и платежи, связанные со страхованием этих рабочих, являются такими расходами. Их надо отражать в строках 010-030 приложения N 2 и включать в затраты только по мере реализации продукции. Если же они будут сразу списаны как косвенные расходы, то организация занизит налогооблагаемую прибыль. А это вызовет законные претензии налоговиков.
Учтите, что по строкам 050 и 051 не показывается и ЕСН. Тот налог, который начислен на зарплату производственных рабочих, записывается в строки 010-030. ЕСН, отнесенный к косвенным расходам, отражается в строках 120 и 121 приложения N 2.
В строке 060 приложения N 2 указывается сумма амортизации, относимая к косвенным расходам. Это амортизация, начисленная по имуществу, которое не используется в непосредственном производстве.
По строке 070 бухгалтер показывает общую сумму прочих расходов организации за отчетный период или год. Этот показатель подробно расписывается по строкам 080-170 приложения N 2. В Инструкции МНС указывается, какие виды прочих расходов должны быть отражены в той или иной строке. Мы остановимся лишь на самых важных моментах.
Из новой редакции Инструкции исключен пункт, поясняющий заполнение строки 110. Но правила учета тех сумм, которые следует указывать в этой строке, не изменились. В ней по-прежнему отражаются взносы на добровольное и обязательное страхование, уменьшающие прибыль в соответствии со статьей 263 НК РФ. В число этих расходов включаются платежи на страхование имущества, используемого для производственных целей, а также на отдельные виды страхования рисков и ответственности налогоплательщика.
Показатель строки 120 приложения N 2 включает в себя суммы налогов и сборов, установленных законодательством РФ. Но здесь не отражаются налоги, упомянутые в статье 270 НК РФ и не принимаемые в целях налогообложения. Это налог на прибыль, сверхнормативные платежи за загрязнение окружающей среды, налоги, предъявленные налогоплательщиком своим покупателям (если иное не указано в НК РФ).
Иначе говоря, в строке 120 отражаются те налоги и сборы, которые всегда учитывались при налогообложении прибыли: налог на имущество, налог на пользователей автодорог (со следующего года - транспортный налог), налог на рекламу и т. д.
В Инструкции подчеркивается, что в строке 120 записывается только тот ЕСН, который относится к косвенным расходам на оплату труда, то есть налог, начисленный на выплаты сотрудникам, не участвующим в непосредственном производстве. Этот же налог отдельно указывается в строке 121.
В строках 150 и 160 приводятся представительские и рекламные расходы. Авторы Инструкции напоминают, что эти расходы надо отражать в налоговой декларации не в полном объеме произведенных затрат, а только в пределах нормативов, установленных статьей 264 НК РФ.
Те виды прочих расходов, которые налогоплательщик не смог \"уложить\" в строки 080-161, надо отразить по строке 170 приложения N 2. Но эти расходы, по замечанию МНС России, должны быть предусмотрены в статье 264 НК РФ. Напомним, что в ней приведен открытый перечень прочих расходов. Налогоплательщики вправе отразить по строке 170 те виды прочих расходов, которые не упомянуты в статье 264 кодекса, но связаны с производством и реализацией (подп. 49 ст. 264 НК РФ).
Особенности учета пенсионных взносов
К сожалению, налоговики не пояснили, как учитывать взносы, начисленные на зарплату производственных рабочих и перечисляемые в ПФР. Из-за этого бухгалтеру придется выбирать один из двух вариантов.
Первый - учесть эти суммы в составе прямых расходов. Ведь взносы работодателей по договорам обязательного страхования включаются в затраты на оплату труда (подп. 16 ст. 255 НК РФ). Перечисляя в статье 318 НК РФ прямые расходы, законодатели в отношении расходов на оплату труда ссылаются на всю статью 255. Поэтому налогоплательщики могут включить в прямые расходы не только зарплату производственных рабочих, но и взносы в ПФР, начисленные на такие выплаты. Если эти взносы относятся к прямым расходам, то их надо распределить между реализованной и нереализованной продукцией, а также незавершенным производством. Та часть прямых затрат, которая учитывается при налогообложении в текущем периоде, отражается в строках 010-030 приложения N 2 к листу 02.
С другой стороны, в статье 255 НК РФ напрямую не упоминаются взносы по обязательному пенсионному страхованию. Некоторые специалисты считают, что в подпункте 16 этой статьи говорится о других видах обязательного страхования. Они считают, что взносы в ПФР относятся к прочим расходам, предусмотренным в статье 264 НК РФ. Значит, это косвенные расходы, которые не распределяются, а полностью учитываются при налогообложении прибыли, как только были произведены.
Такой способ списания затрат более выгоден предприятию. Но инспекция может обвинить организацию в занижении прибыли за данный период и начислить пени. Мы сомневаемся в законности взимания пеней. Да и, по мнению некоторых представителей МНС России, все взносы в ПФР считаются косвенными расходами. Но неизвестно, как будет поступать ваш налоговый инспектор, пока нет официальных разъяснений главного налогового ведомства. Возможно, тем, кто сразу спишет все взносы в ПФР, придется спорить с налоговиками.
Приложение N 3 к листу 02
В нем детализируются отдельные виды расходов, связанных с реализацией и производством. Внереализационные расходы в приложении не указываются, и итоговые данные в нем не выводятся. Это связано с тем, что в приложении N 3 указываются суммы, как включенные в налоговые расходы, так и не учитываемые при налогообложении. Данные, отраженные в приложении N 3, отчасти носят справочный характер. Из них налоговики могут почерпнуть дополнительную информацию о затратах организации.
Расходы признанные и непризнанные
Приложение N 3 состоит из трех таблиц (разделов). В первом разделе приводятся данные об отдельных затратах: на командировочные расходы, оплату аудиторских услуг, подготовку и переподготовку кадров, исследование конъюнктуры рынка, оплату труда и т. д. Здесь же отражают расходы на ведение уставной деятельности и на социальную защиту инвалидов те, кто использует труд инвалидов, а также общественные организации инвалидов.
Третий раздел \"Расходы, не учитываемые в целях налогообложения\" введен в приложение N 3 приказом МНС России от 12 июля 2002 г. N БГ-3-02/358. Затраты, которые отражаются в этом разделе, перечислены в статье 270 НК РФ. Те виды расходов, которые конкретно поименованы в этой статье (подп. 1-48), следует отражать суммарно по строке 250. Из их состава надо выделить выплаты в пользу физических лиц, не учтенные в целях налогообложения прибыли, и отразить по строке 251. Это выплаты, перечисленные в подпунктах 21-29 статьи 270 НК РФ: вознаграждения сотрудникам, не предусмотренные трудовыми договорами, премии, выплачиваемые из целевых поступлений, материальная помощь и т. д.
По строке 260 указываются затраты, которые не учитываются при налогообложении прибыли на основании подпункта 49 статьи 270 НК РФ. Это расходы, не поименованные в перечне, но не уменьшающие прибыль, так как они экономически необоснованны либо не подтверждены документально. Из показателя строки 260 надо выделить сумму выплат в пользу физических лиц и отразить ее по строке 261. Это выплаты, прямо не перечисленные в статье 270 НК РФ, но не учтенные при налогообложении, например стипендии, установленные фирмой, а не государством.
Амортизируемое имущество
В Инструкции подробно рассмотрен порядок заполнения второй таблицы, где записывается информация об амортизируемом имуществе.
Его налогоплательщик распределяет по амортизационным группам. Основные средства делятся в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. Нематериальные активы распределяются согласно срокам полезного использования, которые устанавливаются по первичным документам (п. 2 ст. 258 НК РФ).
Большая часть амортизируемого имущества будет включена в одну из десяти амортизационных групп (строки 130-220). В графе 3 этих строк указывается первоначальная (восстановительная) стоимость имущества. МНС России отмечает, что эта стоимость формируется в соответствии со статьей 257 НК РФ, а не по данным бухгалтерского учета. Из всей совокупности амортизируемого имущества надо отдельно (в графе 4) показать первоначальную стоимость нематериальных активов.
В графе 5 строк 130-220 отражается сумма начисленной амортизации по всему амортизируемому имуществу (как по основным средствам, так и по нематериальным активам). Данный показатель будет формироваться как сумма трех составляющих:
1) амортизации, начисленной до 2002 года по бухгалтерскому учету;
2) доначисленной амортизации по переоценке, проведенной по состоянию на 1 января 2002 года;
3) амортизации, начисленной после 1 января 2002 года в соответствии со статьями 259 и 322 НК РФ.
Следует отметить, что результаты переоценки, проведенной фирмой на 1 января 2002 года, признаются для целей налогообложения в особом порядке: они будут приниматься в размере не более 30 процентов от прежней восстановительной стоимости, определенной по итогам переоценки на 1 января 2001 года. Об этом нужно помнить, заполняя графу 5 таблицы \"Амортизируемое имущество\".
В графе 6 отражается сумма амортизации, начисленная только по нематериальным активам. Как и в предыдущей графе, здесь будет указана сумма амортизации, начисленной до 2002 года, согласно прежнему законодательству, и амортизации, определенной после 1 января 2002 года по нормам главы 25 НК РФ.
Часть имущества, приобретенного до 2002 года, попадет в особую группу, оценивающуюся по остаточной стоимости (п. 1 ст. 322 НК РФ), которая отражается в графе 3 строки 221 приложения N 3 к листу 02 декларации. Это основные средства, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2002 года, если у них фактический срок использования на эту дату окажется больше, чем срок полезного использования, определенный по новой классификации. Для основных средств, приобретенных до 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между их восстановительной стоимостью и суммой начисленной амортизации (ст. 257 НК РФ). При этом надо учитывать 30-процентное ограничение результатов последней переоценки, о которой говорилось выше.
Та часть остаточной стоимости, которая была учтена при налогообложении прибыли (то есть его амортизация), приводится в графе 5 строки 221. Причем в ней указывается только амортизация, рассчитанная с 1 января 2002 года. Срок начисления амортизации налогоплательщик устанавливает самостоятельно, но он не может быть меньше семи лет.
Графы 4 и 6 по основным средствам, включенным в особую группу, не заполняются, поскольку выделение нематериальных активов в данную группу Налоговым кодексом не предусмотрено. В этих графах по строке 221 надо поставить прочерк.
Обособленные подразделения
В приложениях N 5 и 5а к листу 02, предназначенных для организаций с обособленными подразделениями, введены новые графы 19 и 20. Там отражается сумма налога на прибыль переходного периода, подлежащая уплате головной организацией и каждым из обособленных подразделений.
Сначала налогоплательщик переносит в графы 19 и 20 по строке 020 приложения N 5 данные из строк 610 и 620 листа 02 декларации. Это суммы налога на прибыль переходного периода, подлежащие уплате в региональный и местный бюджеты по организации в целом. Дальше этот налог распределяется между головной организацией и подразделениями исходя из доли налоговой базы, указанной в графе 5 приложений N 5 и 5а. Рассчитав сумму \"переходного\" налога, подлежащую уплате по местонахождению головной организации, налогоплательщик отразит ее по строке 030 в графах 19 и 20 приложения N 5. Сумма \"переходного\" налога, приходящаяся на обособленные подразделения, будет указана в этих же графах приложения N 5а.
Обратите внимание на то, что раньше в расчет надо было брать среднесписочную численность работников (расходы на оплату труда) и остаточную стоимость амортизируемого имущества. Теперь используются данные об остаточной стоимости не всего амортизируемого имущества, а только основных средств. Причем эта стоимость определяется на конец отчетного периода и рассчитывается по данным налогового учета.
В графах 22 и 23 приложений N 5 и 5а отражается сумма ежемесячных авансовых платежей на предстоящий квартал. Порядок расчета этих сумм кардинально изменился. Согласно \"старой\" Инструкции, налогоплательщики брали показатели граф 11 и 12, отраженные в приложениях N 5 и 5а за данный отчетный (налоговый) период, и вычитали из них показатели тех же граф из декларации за предыдущий период. Так определялся размер будущих авансовых платежей для головной организации и каждого подразделения. Затем эти величины суммировались, и получались итоговые показатели по авансовым платежам по организации в целом.
Теперь введен иной способ определения будущих ежемесячных авансовых платежей. Их расчет начинается с того показателя, который в прежнем расчете был последним, - со строки 020 приложения N 5, где в графах 22 и 23 отражается сумма предстоящих авансов по организации в целом. Они исчисляются в соответствии с общим порядком исчисления ежемесячных авансовых платежей, прописанном в пункте 2 статьи 286 НК РФ. Следовательно, данные графы 22 по строке 020 приложения N 5 должны соответствовать сумме значений строк 490-510 листа 02, а данные графы 23 по строке 020 приложения N 5 - сумме значений строк 520-540 листа 02.
Определив общую сумму авансовых платежей на будущий квартал, бухгалтер должен распределить их между подразделениями и головной организацией. Распределение производится исходя из доли налоговой базы, указанной в графах 5 обоих приложений и приходящейся на то или иное подразделение либо на головную организацию.
Внереализационные доходы и расходы
Новые приложения N 6 и 7 к листу 02 надо будет составлять только по итогам года. В приложении N 6 расшифровываются внереализационные доходы, в приложении N 7 детализируются внереализационные расходы и приравненные к ним убытки. Внереализационные доходы определяются в соответствии со статьей 250, а внереализационные расходы и приравненные убытки - в соответствии со статьей 265 НК РФ.
Первая строка (010) в приложениях N 6 и 7 является итоговой. По строке 010 приложения N 6 отражается общая сумма внереализационных доходов. Она должна соответствовать сумме, указанной в строке 030 листа 02 декларации. В строке 010 приложения N 7 приводится общая сумма внереализационных расходов, которая должна соответствовать показателю строки 040 листа 02 декларации. Остальные строки приложений N 6 и 7 предназначены для расшифровки данных строки 010.
По строке 130 приложения N 6 и строке 150 приложения N 7 налогоплательщик указывает данные о тех внереализационных доходах или расходах, которые не были отражены по другим строкам. Отразив общую сумму этих доходов (расходов), надо их расшифровать по свободным строкам приложения. Как указано в примечании к этим строкам, данные расшифровываются в произвольной форме. Но организации обязательно должны указать существенные внереализационные доходы (расходы). То есть те, что составляют не менее 5 процентов от общей суммы доходов или расходов за отчетный период или год.
Тем, у кого есть убытки переходного периода, в строку 150 приложения N 7 (в составе прочих внереализационных расходов) надо включить ту часть убытков переходного периода, которая уменьшает налоговую базу за отчетный период или год. Правила определения таких убытков приведены в пункте 7.1 статьи 10 Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ.
Убытки переходного периода определяют только налогоплательщики, которые до 2002 года исчисляли налогооблагаемую прибыль методом \"по отгрузке\", а с 1 января этого года перешли на метод начисления. Сумма признаваемых убытков не должна превышать остаточную стоимость основных средств, списанную на расходы переходного периода. В расходы текущего отчетного периода \"переходные\" убытки списываются равными долями в течение пяти лет (с 2002 по 2006 год). Следует учитывать, что убытки включаются в затраты только по итогам отчетного периода (I квартал, полугодие, 9 месяцев). Значит, организации, начисляющие налог ежемесячно, могут по окончании каждого месяца (кроме декабря) списывать на расходы 1/55 часть \"переходного\" убытка (1 : 5 лет : 11 отчетных периодов). Те, кто отчитывается ежеквартально, каждый отчетный период вправе списывать на расходы 1/15 часть \"переходного\" убытка (1 : 5 лет : 3 отчетных периода).
\"Переходные\" убытки, учтенные при налогообложении, обязательно нужно отдельно отразить в одной из свободных строк, следующих за строкой 150 приложения N 7. Причем эти убытки указываются в отдельной строке даже если они не достигают 5-процентного порога существенности.
Непонятно одно: признаваемые \"переходные\" убытки надо учитывать ежеквартально или ежемесячно, ведь приложение N 7 сдается по итогам года. По-видимому, налогоплательщикам, списывающим убытки переходного периода, придется ежеквартально (а кому-то ежемесячно) на протяжении пяти лет заполнять приложение N 7 к листу 02 декларации.
Надеемся, что, изучив новую Инструкцию, бухгалтеры не обнаружат ошибок в расчетах налога на прибыль. В противном случае придется сдать уточненную декларацию или устранить недочеты при составлении годовой декларации. Если же налогоплательщик неправильно определил \"переходную\" прибыль или отразил ее в декларации, составленной по старой форме, то он в любом случае обязан сдать новый лист 12 или 13.
Статья получена: Клерк.Ру