МНС решило выступить в роли лучшего друга налогоплательщика. Чтобы поддержка была как можно более эффективной, МНС выпустило Регламент организации работы с налогоплательщиками, доводимый до налоговых инспекций Приказом от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468. Итак, на что же можно рассчитывать в налоговой инспекции.
Приложение к еженедельнику "Экономика и жизнь" - "Бухгалтерское приложение" N 37, 2004 г.
Регламент организации работы с налогоплательщиками охватывает пять направлений:
- организация приема плательщиков;
- прием, регистрация и выдача документов и информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетами;
- проведение сверок расчетов;
- информационная работа;
- организация работы с налогоплательщиками в территориально обособленных рабочих местах налоговых инспекций.
Главное новшество - с 1 октября 2004 г., когда и планируется ввести новый Регламент в действие, непосредственное общение с представителями предприятий и организаций возлагается на отделы по работе с налогоплательщиками (ОРН). Почтовой корреспонденцией займутся отделы общего обеспечения. Судя по всему, настало время решать главную задачу - обеспечить чистоту рядов работников налоговых органов путем выведения в "карантинную зону" посетителей. Если прежде ограничить личное общение с инспектором было затруднительно из-за недостаточной технической оснащенности, то теперь, очевидно, предпосылки для этого имеются. Поэтому прием посетителей будет производиться в специальных операционных залах по принципу сменности: каждый из инспекторов затратит на это не более 4 часов в день. По усмотрению руководства "дежурная смена" будет перераспределяться "в зависимости от ситуации". Привычное "прикрепление налогоплательщиков к инспектору по первым буквам фамилий или названий организации" исключается.
В помещениях для работы с посетителями должен находиться стенд с указанием, где какой инспектор размещается (по функциям), а также информационные стенды. Помимо этого рекомендовано обзавестись системой звукового информирования и установить компьютеры с базами "Гарант", "Консультант" и программами, разработанными ГНИВЦ МНС. И, что совсем уж из области фантастики, электронные системы управления очередью и световые информационные табло. А для удобства и комфорта посетителей залы приема будут оборудованы местами ожидания.
Представлять в инспекцию декларации и отчетность можно лично (через представителя), по почте или Интернету. Что касается Интернета, то этот метод очень приветствуется, в связи с чем пункты 4.1.4 и 4.1.5 Регламента посвящены его преимуществам и тому, как инспекции должны обосновывать желательность именно такого способа получения информации. Кроме того, в п. 4.3.2.4 сказано, что запросы налогоплательщиков, перешедших на электронную сдачу отчетности, рассматриваются в первую очередь и в срок не позже 15 календарных дней дается ответ (общий порядок - 30 дней).
Сотрудник ОРН может отказать в приеме отчетности только в том случае, если она составлена не по утвержденной форме (п. 2.1.4). Если такая отчетность придет по почте, ее даже не зарегистрируют, а в течение 3 дней уведомят предприятие о том, что отчетность не принята и должна быть представлена в утвержденные сроки и в надлежащем виде (Приложение N 1).
При наличии ошибок в декларациях, не позволяющих ввести данные в компьютер, декларации передаются в ОРН, который уведомит налогоплательщика о необходимости исправлений (Приложение N 2). Однако ошибки придется искать самостоятельно - их перечень формой уведомления не предусмотрен. После этого документы отправят назад по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (предварительно зарегистрировав). Если в течение 10 дней с момента получения налогоплательщиком почтового отправления, а также в случае отсутствия плательщика по адресу, указанному в учредительных документах, уточнения внесены не будут, то ждите камеральной проверки.
Декларации, представленные с нарушением сроков, тоже станут причиной "быстрого реагирования". Если плательщик принес декларацию лично, сотрудник отдела камеральных проверок составит протокол об административном нарушении. Напомним, что решение о взыскании штрафа может вынести только суд. Размеры штрафа прописаны в ст. 15.5 АК РФ (бухгалтер может лишиться 300-500 руб.) и в ст. 119 п. 1 НК РФ (организация рискует 5% суммы налога за каждый месяц просрочки, но не менее 100 руб.).
Если декларация передана через представителя, последнему вручат уведомление о личной явке налогоплательщика, одновременно о непорядке сообщается в отдел камеральных проверок. Если декларации пришли по почте или в электронном виде, составляется список "подпорченных" деклараций, который и передается в камеральный отдел. Там и разберутся, кто виноват.
Прочие документы - письма организаций, запросы, заявления и т. п. - хорошо бы оформлять по формам, вывешенным на информационных стендах. Там же можно будет найти, что именно следует указать в запросе (заявлении, письме), и узнать о способе получения ответа (лично, по почте). Причем если такой способ специально не оговаривается, значит, ответ придет по почте. Заявления о переходе на УСН, на ЕСХН, о выдаче свидетельств на регистрацию объектов игорного бизнеса представляются лично. Уведомления и свидетельства готовят в отделе камеральных проверок, а на руки налогоплательщику они либо выдаются в ОРН в течение 7 дней со дня возврата из камерального отдела, либо направляются по почте, если это было оговорено. Общий срок подготовки и доведения данных документов до плательщиков не может превышать 1 месяца со дня подачи заявления.
Сверка расчетов с бюджетом проводится в обязательном порядке: при снятии плательщика с учета и переходе в другую инспекцию; при ликвидации или реорганизации юрлица; по инициативе плательщика.
Особый порядок установлен для крупнейших плательщиков: у них сверки расчетов производятся ежеквартально.
- Если вы решили сверить свои расчеты с бюджетом, нужно подать соответствующее заявление в ОРН. В течение 5 дней там формируется акт сверки (форма 23-а краткая), который затем поступит на согласование в отдел урегулирования задолженности, отдел учета, отчетности и анализа, камеральных и выездных проверок. На все про все отделам отводится 3 дня. Если акт вас устроит, вы его подписываете, как и сотрудник ОРН. Затем акт визируется начальником ОРН. Если обнаружатся расхождения, работник ОРН проверит данные сам, сверив информацию с первичными документами плательщика. Выявив ошибку, допущенную налоговым органом, он подготовит служебную записку в отдел, ее допустивший. Исправить ошибки ввода информации там должны в 3-дневный срок. Затем готовится новый акт по форме 23-а краткая, и вновь вручается (отправляется) налогоплательщику. В итоге получится та же неделя - полторы, что уходит на сверку и сейчас.
- При снятии с учета, переходе в другую инспекцию, ликвидации или реорганизации инициатива исходит от налоговиков. Основанием для сверки служит служебная записка, направленная в ОРН. Для проведения сверки налогоплательщика приглашают в инспекцию уведомлением с указанием даты проведения сверки (Приложение N 3), где предлагается подписать заранее согласованный акт по форме 23-а (краткая). Что и происходит в случае отсутствия расхождений данных налогового органа и плательщика. Первый экземпляр акта после того, как он завизирован руководителем, вручают налогоплательщику, третий остается в инспекции, а второй направляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет вместе с пакетом прочих необходимых документов. В случае расхождений повторяется та же процедура, что и в первом случае. И уже после исправления ошибок в базе данных налоговой инспекции в течение 3 дней формируется новый акт.
Акт сверки найдет своих получателей, даже если плательщик не явится в налоговую инспекцию: он будет заверен работниками ОРН. А вот налоговый орган по месту новой постановки на учет получит в этом случае и акт сверки, и уведомление, подтверждающее действия налоговиков по приглашению плательщика в налоговую, и уведомление о том, что акт в итоге ушел по почте.
Стоит добавить несколько слов по поводу справок о состоянии расчетов с бюджетом (форма N 39-1), которые часто требуются организациям. Их готовят сотрудники отделов общего обеспечения по мотивированным запросам организаций, на что Регламент отводит 10 рабочих дней. Справка подписывается руководителем инспекции и заверяется печатью.
В связи с разделением функций МНС и Минфина проблема информирования и консультирования плательщиков особенно актуальна. Однако разработанный в МНС документ просто повторяет постулаты Закона N 58-ФЗ (см. "БП" N 31), что, дескать, "налоговые органы обязаны бесплатно информировать о действующих налогах и сборах..." и пр. Между тем сотрудники Минфина, это известный факт, опытом такой массовой разъяснительной работы с плательщиками пока не обладают. И совершенно ясно, что по-прежнему обращаться в налоговую инспекцию будут. А там пока что ничего не обещают, за исключением прописанного в Законе 58-ФЗ. Но зато всячески будут способствовать информированию. Размещать свежую информацию в местных СМИ, в ГИБДД, регистрационных палатах, на стендах в налоговых инспекциях. Проводить семинары, разрешать бесплатно скачивать программы, оформлять стенды все новыми и новыми документами. Надо полагать, общего плана. А кто возьмет на себя ответственность за разъяснения, которые, будучи данными уполномоченными органами, освободят в случае чего от ответственности уже налогоплательщика, в Регламенте не говорится.
Зато в п. 4.3 "Индивидуальное информирование" сказано, что, например, на устный запрос плательщика ответят сотрудники ОРН самостоятельно. Видимо, ОРН скоро будут комплектоваться универсалами-консультантами. А в сложных случаях сотрудник ОРН "примет все меры для ответа налогоплательщику" - пригласит сотрудника из другого отдела. Но не исключено, что, обратившись с вопросом, налогоплательщик услышит, что этот вопрос "не относится к компетенции налоговых органов" (п. 4.3.2.2), а отправив письмо, вместо ответа получит аргументированный отказ, подготовленный в течение 5 календарных дней.
Еще один раздел Регламента посвящается деятельности сотрудников территориально обособленных рабочих мест налоговых органов - ТОРМ, работу которых может заТОРМозить лишь отсутствие "стабильного удаленного доступа к информационным ресурсам" межрайонной инспекции. Общие положения работы на ТОРМ следующие. Замруководителя межрайонной инспекции закрепляет за собой те или иные ТОРМ и посещает их по графику (должен быть обнародован и на ТОРМ, и в местных СМИ). Отчетность и декларации из ТОРМ рекомендовано направлять по почте в межрайонную инспекцию. При отсутствии ежедневного регулярного транспортного сообщения с головным офисом отчетность в ТОРМ не регистрируется, почта не вскрывается. Декларации проверяются на наличие обязательных реквизитов, дискеты - на вирусы. Отчетность складируется в пачки без разбивки по видам налогов и передается в межрайонную инспекцию. Если там выявятся ошибки, в ТОРМ ничего не возвращается, уведомление плательщику направят прямо из инспекции, документы вернут по почте. А вот сведения о допустивших ошибки, напротив, в ТОРМ передадут, и те привлекут организации к исправлению ошибок. Несколько иная картина на ТОРМ, имеющих доступ к межрайонной инспекции в режиме "on-line". Здесь отчетность и регистрируется, и проверяется на ошибки, в пачки формируется по категориям и опять-таки следует в межрайинспекцию. Но в случае ошибок - все как "при отсутствии стабильного доступа".
Что касается информирования, то и на ТОРМ размещаются стенды, не исключается проведение семинаров и круглых столов. А вот ответы на запросы в устном виде (все про те же "действующие налоги и сборы") дадут сотрудники ТОРМ, на письменные - сотрудники межрайонной инспекции. Сверками расчетов и выдачей справок также займутся межрайонные инспекции. А ТОРМы в определенных случаях выступят как промежуточно-передаточное звено.
И. ОРДЫНСКАЯ, эксперт "БП"
Статья получена: Клерк.Ру