Светлана Иванова
Предприниматели в ужасе от правки первой части Налогового кодекса, затеянной Минфином. Она дает налоговикам слишком много полномочий, а бизнесменам усложняет, например, возврат переплаченных в бюджет сумм. К тому же чиновники норовят отказаться и от уже одобренных президентом либеральных поправок.
В минувший четверг правительство одобрило поправки Минфина в первую часть Налогового кодекса. За две недели чиновники должны доработать их так, чтобы “не лишить налоговиков достаточных рычагов” для выполнения своей работы, сказал премьер Михаил Фрадков.
К этому моменту предприниматели и чиновники должны, в частности, согласовать новые правила проведения повторных налоговых проверок. Но и к остальным поправкам у них хватает замечаний — налоговики могут получить слишком много рычагов контроля, опасаются бизнесмены.
Все компании, где работает больше 100 сотрудников, Минфин хочет заставить сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Для этого надо покупать специальную программу, поясняет Дмитрий Костальгин из “Русфининвест-Аудита”. Сейчас электронную отчетность сдает только 1% налогоплательщиков — слишком неудобны имеющиеся программы, говорит он.
Поправки облегчают налоговикам взыскание недоимки. Закон разрешает им в течение двух месяцев списывать недостающую сумму со счетов компании, которая не погасила долг добровольно. Затем в течение полугода можно взыскать деньги через суд. Но чиновники регулярно пропускают оба этих срока, отмечает Костальгин. Минфин разрешает им исправить ошибку, направив компании новое, “измененное хотя бы на 1 руб. требование”, и срок пойдет по новой, поясняет он. А если компания сама оспорила решение налоговиков в суде, то взыскивать с нее в случае победы налоговики смогут бессрочно.
Минфин усложняет предпринимателям и возврат переплаченных в бюджет налогов. Сейчас на это отводится месяц после получения заявления от компании, а за каждый день просрочки налоговики платят проценты по ставке рефинансирования ЦБ. В поправках на принятие решения о возврате отводится две недели, а казначейство обязуется вернуть деньги в течение 10 дней с получения расчетной ведомости. “Но общий срок возврата не установлен, а переписка между ФНС и казначейством может занять месяцы: то в расчете техническая ошибка, то почта письмо затеряла”, — опасается Костальгин. Игнорировали чиновники и обещание президента рассматривать спорные результаты выездных проверок совместно с бизнесменами, отмечает Вадим Зарипов из юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”.
Неприятностями может обернуться и намерение Минфина прописать исчерпывающий перечень документов, которые налоговики могут потребовать при камеральной проверке. Пока компании успешно доказывают в судах, что обязаны предоставлять только налоговые регистры, а не первичную документацию, замечает Вадим Зарипов. Минфин же собирается узаконить своим приказом право налоговиков требовать счета-фактуры, приходные ордера, договоры и проч., жалуются несколько участников рабочих встреч по согласованию законопроекта.
А перспектива платить налоги не сразу в государственный карман, а при посредничестве частных сборщиков может стать реальностью: поправки тщательно прописывают их функции и полномочия. Сейчас они описаны весьма туманно, а к услугам сборщиков государство не прибегает вовсе. “Собрать земельный налог [будет действовать с 2006 г.] с многочисленных владельцев земельных паев гораздо труднее, чем поручить эту работу администрации колхозов”, — поясняет логику чиновников руководитель экспертного совета Госдумы по налогам Михаил Орлов.
Поправки по проверкам — результат компромисса, напоминает председатель совета директоров “Ренессанс Капитала” Олег Киселев. Остальные нормы законопроекта при этом “не сулят существенных улучшений в налоговом администрировании, зато могут создать много проблем”, отмечает член экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Ирина Шарандина. Если договориться по ним не удастся, лучше ограничиться поправками по проверкам, предлагает зампред налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Беляков. В противном случае прохождение законопроекта в Думе может затормозиться, предупреждает он.
А вчера на заседании рабочей группы Минфин отказался от обещания установить исчерпывающий список документов, которые налоговики имеют право требовать у налогоплательщика при камеральной проверке. Ввести его обещал предпринимателям лично президент. Но вначале авторы законопроекта снабдили список полномочий налоговиков словом “в частности”, дав налоговикам право расширять свои полномочия, как им вздумается. А вчера, когда предприниматели стали настаивать на том, что камеральная проверка — это всего лишь контроль правильности заполнения декларации, а не тотальная ревизия всей деятельности компании, руководитель налогового департамента Минфина Михаил Моторин заявил, что “закрывать” перечень документов вообще нельзя, поскольку это будет мешать работе налоговых органов. “Это отказ от всех договоренностей, — возмущается Беляков. — Нам дали понять, что обещания президента ничего не стоят”.
Статья получена: Клерк.Ру