Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Представительские расходы бюджетной организации

 

Представительские расходы бюджетной организации

 

 

Л. Максимова
(главный редактор журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»)
Представительские расходы бюджетной организации

Бюджетные организации: бухучет и налогообложение 3 за 2005 год

Налоговый учет

Включение в смету доходов и расходов по основной деятельности, финансируемой из бюджета, расходов на проведение мероприятий по официальному приему представителей других организаций в деятельности бюджетных организаций встречается довольно редко. Поэтому в данной статье мы рассмотрим учет представительских расходов, произведенных за счет внебюджетных средств, в рамках предпринимательской деятельности. Внебюджетные средства в соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетные организации могут расходовать по своему усмотрению.

загрузка...

 

 

Обычно за счет бюджетных средств проводится прием иностранных делегаций или отдельных лиц. Для проведения приема необходимо либо решение Президента РФ или Правительства РФ либо межгосударственный или межправительственный договор. Расходование бюджетных средств на указанные цели производится строго по нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.94 № 222 «О порядке расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями (далее – Постановление № 222).

В бухгалтерском учете представительские расходы независимо от источника их финансирования отражаются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации[1] по статье 290 «Прочие расходы».

Наибольший интерес представляют вопросы документального оформления представительских расходов и их состава, принимаемого для целей определения налогооблагаемой прибыли.

Документальное оформление представительских расходов

В соответствии со ст. 321.1 НК РФ налоговый учет доходов и расходов, произведенных в рамках предпринимательской деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Бюджетным организациям не стоит забывать о необходимости ведения раздельного учета доходов и расходов в разрезе источников финансирования. На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В документах, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны быть указаны следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дата составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Оформлять представительские расходы (при наличии первичных документов) рекомендуется следующими документами:

– приказом руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

– программой мероприятий;

– сметой представительских расходов;

– актом (отчетом) об осуществлении представительских расходов, подписанным руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов.

В указанных документах, составленных конкретно под какие-либо представительские мероприятия, необходимо отразить:

– цель представительских мероприятий;

– дату и место их проведения;

– программу мероприятий;

– состав приглашенной делегации;

– участников принимающей стороны;

– величину расходов на представительские цели.

Налог на прибыль

Порядок отнесения представительских расходов на расходы организации при исчислении налога на прибыль установлен п. 2 ст. 264 НК РФ. Представительские расходы организации, согласно указанной статье, квалифицируются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Датой осуществления представительских расходов в этом случае считается дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В соответствии с нормами, установленными ст. 264 НК РФ, к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Не относятся к представительским расходы, связанные с организацией развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний (абзац второй п. 2 ст. 264 НК РФ). Здесь следует обратить внимание на различие состава представительских расходов в целях налогообложения и в целях бухгалтерского учета: согласно Постановлению № 222 к представительским расходам можно отнести культурное обслуживание, то есть расходы, связанные с организацией развлечений и отдыха.

Можно выделить следующие основные признаки, классифицирующие расходы организации как представительские:

– данные расходы должны быть связаны с официальным приемом или обслуживанием представителей других организаций;

– указанные лица должны прибыть для ведения переговоров;

– целью переговоров должно быть установление и (или) поддержание сотрудничества;

– представительские расходы признаются таковыми независимо от места проведения мероприятия.

При этом необходимо обратить внимание на то, что учет затрат по таким мероприятиям в составе расходов, признаваемых при исчислении налога на прибыль, не ставится в зависимость от таких показателей, как количество участников и их состав, как со стороны принимающей организации, так и со стороны представителей контрагента в отличие от ограничений по количественному составу, которые содержатся в Постановлении № 222. Место проведения мероприятия (РФ или другое государство, территория предприятия или иное удобное для проведения встречи место), цель переговоров (обсуждение договоров, связанных как с реализацией, так и с приобретением товаров (работ, услуг)), а также конечный результат переговоров также не учитываются при отнесении затрат на уменьшение доходов. Так, ФАС УО (постановление от 17.06.04 № Ф09-2441/04АК) пришел к выводу, что ссылка налоговых органов на отсутствие связи затрат по приему и обслуживанию представителей других организаций с конкретными доходами не обоснована, так как, учитывая характер управленческих расходов, они не могут быть связаны с определенным доходом как, например, материальные, то есть достаточно, что они есть в принципе в соответствующем размере.

В отношении состава расходов на представительские цели следует обратить внимание на то, что в целом перечень представительских расходов носит закрытый характер, однако он позволяет учесть в составе представительских расходов большой перечень затрат, непосредственно осуществленных в целях организации вышеуказанных мероприятий:

1. Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия). По мнению Минфина, выраженному в Письме МФ РФ от 09.06.04 № 03-02-05/1/49, расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в нормируемые представительские расходы в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок). При этом ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признает сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно.

3. Буфетное обслуживание во время переговоров.

4. Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Иные (не перечисленные) расходы (например, оплата виз, проезда железнодорожным или авиационным транспортом представителей контрагентов, их проживания во время проведения переговоров, расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний и другие аналогичные расходы) не будут являться представительскими для целей исчисления и уплаты налога на прибыль, а значит, не должны учитываться при налогообложении прибыли.

Что касается расходов на проживание представителей других организаций, то доводы налоговиков о том, что проживание гостей выходит за рамки положения ст. 264 НК РФ, под которым понимается исключительно «завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие», можно оспорить в суде. В качестве примера можно привести Постановление ФАС СЗО от 17.05.04 № А56-21571/03, в котором суд согласился с тем, что организация, взявшая на себя расходы по проживанию гостей, вправе списать истраченные средства на представительские расходы. Здесь необходимо заметить, что Положение № 222 предусматривает оплату проживания приглашенных гостей.

Имеет смысл обратить внимание на трактовку состава представительских расходов, изложенную в Письме Департамента налоговой политики МФ РФ от 12.03.03 № 04-02-03/29, которой могут воспользоваться налоговые органы в ходе проверок. В соответствии с указанным письмом формулировка, изложенная во втором предложении п. 2 ст. 264 НК РФ, в части «расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия)», носит закрытый характер, то есть в целях налогообложения учитываются только расходы, непосредственно связанные с организацией питания, а следовательно, иные расходы по проведению представительских мероприятий (аренда помещений и т.д.) не учитываются.

Однако, анализируя положения п. 2 ст. 264 НК РФ, можно сделать вывод, что такое понимание состава представительских расходов не обосновано по следующим причинам. Во-первых, расходы на проведение приема (первая составляющая представительских расходов) и буфетное обслуживание (третья составляющая представительских расходов) не заменяют друг друга, поэтому в расходы на проведение указанных мероприятий включаются и иные затраты, непосредственно связанные с ними (в том числе и аренда помещений).

Во-вторых, по содержанию первого предложения абзаца первого п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы независимо от места проведения указанных мероприятий (расширительное условие). Расширительное условие, по мнению автора, введено законодателем специально, так как выбор места проведения мероприятия может быть обусловлен рядом факторов:

– количеством участников;

– вопросами безопасности (в том числе экономической);

– техническим обеспечением встречи;

– значимостью переговоров и т.д.

Исходя из вышеизложенного, расходы, например, в виде арендной платы за помещения, оборудование (стенды, проекторы и т.д.), необходимое для проведения встречи, включаются в прочие затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, по статье «Представительские расходы».

Нормирование представительских расходов в целях налогообложения

Кроме того, налогоплательщикам также необходимо иметь в виду еще одно условие ведения учета представительских расходов, отраженное в абзаце третьем п. 2 ст. 264 НК РФ. В соответствии с ним представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Сумма расходов на оплату труда при исчислении указанной нормы определяется в соответствии с перечнем, определенным ст. 255 НК РФ, который намного шире, чем состав расходов, отражаемый в бухгалтерском учете в соответствии с новой Инструкцией по бюджетному учету[2] по счету 030201000 «Расчеты по оплате труда». В частности, в состав расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль включены суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими выданные в соответствии с законодательством РФ лицензии на ведение соответствующих видов деятельности в РФ (п. 16 ст. 255 НК РФ), и другие, которые, в свою очередь, в бухгалтерском учете отражаются не по счету 030201000 «Расчеты по оплате труда», а, например, по счету 030207000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг». К таким расходам относятся суммы начисленной оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера. Однако обратите внимание на то, что если в бюджетном учете на счете 030207000 учитываются затраты по договорам, заключенным как с физическими лицами, так и с частными предпринимателями, то при определении расходов на оплату труда с целью применения норматива по представительским расходам учитываются только затраты по договорам, заключенным с физическими лицами, и не учитываются затраты по договорам с индивидуальными предпринимателями (п. 21 ст. 255 НК РФ). Это связано с тем, что затраты по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации относятся в налоговом учете к прочим расходам, связанном с производством и реализацией (п. 41 ст. 264 НК РФ), а не к расходам на оплату труда.

Предельный размер представительских расходов необходимо рассчитывать в конце каждого отчетного периода по налогу на прибыль (ежемесячно или раз в квартал) и в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это следует из п. 1 ст. 272 НК РФ. Учет доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль ведется нарастающим итогом с начала года. Поэтому представительские расходы, которые по итогам, в частности, I квартала 2005 года являются сверхнормативными, по итогам налогового периода (за 2005 год) могут уложиться в установленный норматив.

При определении налога на прибыль не следует забывать о ст. 270 НК РФ, в соответствии с п. 42 которой представительские расходы, превышающие установленный норматив – 4 % от расходов на оплату труда, – не учитываются в целях налогообложения. Указанная норма не применяется в отношении представительских расходов осуществляемых бюджетными организациями за счет целевых поступлений на ведение уставной деятельности. Такой вывод содержится в Письме МНС от 29.01.02 №02-2-10/6-8951.

Еще раз напомним: чтобы подтвердить произведенные расходы и учесть их в целях налогообложения, первичные учетные документы должны соответствовать требованиям п. 2 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ, то есть содержать все обязательные реквизиты.

Налог на добавленную стоимость

Абзацем вторым п. 7 ст. 171 НК РФ установлено, что если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, то суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Следовательно, НДС по представительским расходам сверх норм принять к вычету не представляется возможным. Кроме того, суммы указанного НДС нельзя учесть и в составе расходов при исчислении налога на прибыль, так как такой вид расходов не предусмотрен положениями гл. 25 НК РФ (к тому же это является логичным решением данной операции: сами расходы не учитываются при исчислении налога на прибыль, соответственно, не учитывается и НДС по таким расходам).

[1] Приказ Минфина РФ от 10.12.04 № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

[2] Приказ Минфина РФ от 26.08.04 № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Представительские расходы бюджетной организации":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Бюджетные организации: Доходы при исчислении налога на прибыль

Материал предоставлен журналом: Бюджетные организации: Бухучет и налогообложение / Автор:

» Бухгалтерия и аудит - 12756 - читать


Инвентаризация имущества и финансовых обязательств бюджетной организации

Новая Инструкция по бюджетному учету Инвентаризация имущества и финансовых обязательств бюджетной организацииБюджетные организации: бухучет и налогообложение 3 за 2005 год В течение 2005 года, в срок до 1 октября, все бюджетные организации обязаны перейти на новый План счетов бюджетного учета и вести учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету[1] (далее – Инструкция № 70н), которая изменила принципы учета материальных ценностей и финансовых обязательств. Конечно, в ...

» Бухгалтерия и аудит - 6694 - читать


Налог на добавленную стоимость в бюджетных организациях

Л. Максимова (главный редактор журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение») Бюджетные организации. Бухгалтерский учет и налогообложение Законодательству о налоге на добавленную стоимость идет второй десяток лет.

» Бухгалтерия и аудит - 8953 - читать


Представительские расходы организации

АКДИ "Экономика и жизнь" / Любая коммерческая организация с целью расширения взаимовыгодного сотрудничества со своими контрагентами и заключения новых хозяйственных договоров осуществляет расходы, связанные с приемом и обслуживанием представителей собственной и других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах, т.е. осуществляет представительские расходы. И. КИРЮШИНА, АКДИ "Экономика и жизнь" В состав представительских включаются также расходы организации ...

» Бухгалтерия и аудит - 3859 - читать


Учет расходов на ГСМ в бюджетных организациях

Материал предоставлен журналом "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" Л. Салина Нормы расхода топлива и смазочных материалов имеют существенное значение прежде всего для планирования расхода топлива при составлении сметы доходов и расходов бюджетной организации. Применяются они также и для расчета нормативной себестоимости продукции, работ или услуг, учета отклонений фактической и плановой себестоимости, оценки эффективности использования материальных ...

» Бухгалтерия и аудит - 14564 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Представительские расходы бюджетной организации

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru