Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Представительские расходы организации

 

Представительские расходы организации

 

 

АКДИ "Экономика и жизнь" /

Любая коммерческая организация с целью расширения взаимовыгодного сотрудничества со своими контрагентами и заключения новых хозяйственных договоров осуществляет расходы, связанные с приемом и обслуживанием представителей собственной и других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах, т.е. осуществляет представительские расходы.

И. КИРЮШИНА, АКДИ "Экономика и жизнь"

В состав представительских включаются также расходы организации по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или другого аналогичного органа организации.
Нормы бухгалтерского законодательства не содержат понятия "представительские расходы".

загрузка...

 

 


Таким образом, в настоящее время организациям следует руководствоваться перечнем представительских расходов, приведенным в ст. 264 НК РФ.

К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, буфетным обслуживанием во время переговоров, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
Проводиться подобные мероприятия (официальный обед, ужин и пр.) могут либо непосредственно в самой организации, либо с выездом на предприятие общественного питания, либо с этой целью организуется командировка работника в другую организацию, и т.д.

Оформление первичных документов

Как любая другая хозяйственная операция, проведение представительских мероприятий в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) должно оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов.

Документальное оформление представительских расходов состоит из нескольких этапов:
1) оформление так называемых подготовительных документов;
2) оформление уточняющих ( конкретизирующих) документов;
3) оформление документов, подтверждающих фактическое расходование денежных средств.
Представительские расходы - это планируемые и целевые расходы.

На первом этапе в организации составляется и протоколом общего собрания учредителей (акционеров) утверждается смета представительских расходов на отчетный год.

На этом же этапе целесообразно издать внутренние организационно-распорядительные документы (например, приказы руководителя организации), регламентирующие:
- перечень официальных лиц организации, имеющих право участвовать в переговорах, а следовательно, получать под отчет средства на представительские расходы;
- порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;
- порядок расходования средств на представительские расходы;
- документальное оформление представительских расходов;
- порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств на представительские расходы;
- нормирование отдельных видов представительских расходов.
На втором этапе составляются внутренние оправдательные документы, непосредственно связанные с проведением конкретного представительского мероприятия. К таким документам, на наш взгляд, можно отнести:
- приказ руководителя о назначении ответственного за проведение официального мероприятия;
- приказ о направлении приглашения на деловую встречу, который должен содержать цель прибытия представителей сторонней организации;
- программа проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения деловой встречи, ФИО участников со стороны организации и со стороны приглашенных и их должностей, утвержденной сметы представительских расходов.
На третьем этапе ответственным лицом оформляются и представляются в бухгалтерию организации документы, подтверждающие фактическое расходование денежных средств на проведенное мероприятие:
- отчет о расходах на проведение деловой встречи;
- авансовый отчет с приложенными документами, подтверждающими произведенные расходы.

Такими документами являются: счета предприятий общественного питания, товарные чеки, чеки ККМ, документы об оплате транспортных расходов, документы об оплате услуг переводчика и т.д.
Все первичные документы должны соответствовать требованиям п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Бухгалтерский учет

Как было указано выше, документы, регулирующие порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организации, не содержат понятия "представительские расходы".

Но если понесенные организацией затраты по своему характеру можно отнести к представительским, то к ним применимы общие правила признания затрат расходами (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 ).
При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) представительские расходы согласно пунктам 5 и 7 ПБУ 10/99 учитываются в качестве коммерческих (управленческих) в составе расходов по обычным видам деятельности. В бухгалтерском учете представительские расходы не нормируются, т.е. в полном объеме включаются в состав затрат.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) представительские расходы отражаются по дебету счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетами раздела VI "Расчеты", например 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и т.д.

Налогообложение


Налог на прибыль организаций

При исчислении налога на прибыль расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты организации, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Согласно подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются и представительские расходы при условии соответствия их критериям, перечисленным выше.

Порядок включения затрат, произведенных организацией на прием и обслуживание лиц, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, в состав представительских расходов определен п. 2 ст. 264 НК РФ. Положения этого пункта применяются к официальным лицам организации, представителям организаций-контрагентов и организаций - потенциальных партнеров, участникам, прибывшим на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа организации.

К представительским относятся расходы организации на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), транспортное обеспечение доставки принимаемых лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время представительских мероприятий.
Не относятся к представительским расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Представительские расходы организации принимаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

"Сверхнормативные" суммы представительских расходов согласно п. 42 ст. 270 НК РФ не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

В том случае, если организация определяет доходы и расходы методом начисления, ее представительские расходы относятся к косвенным расходам, которые в полной сумме включаются в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Следует отметить, что база при исчислении предельного размера представительских расходов, учитываемых в целях налогообложения (сумма расходов на оплату труда), считается нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по представительским расходам, включаемым в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций.

Так как представительские расходы согласно п. 2 ст. 264 НК РФ учитываются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Налоговые вычеты производятся организацией - покупателем товаров (работ, услуг) при принятии их на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и документов, подтверждающих факт уплаты налога при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Следует иметь в виду, что в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой ( п. 4 ст. 168 НК РФ).

При отсутствии счета-фактуры НДС к вычету не принимается. При этом выделенная отдельной строкой в расчетных документах сумма НДС не может быть включена и в расходы при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ). Если в первичных учетных и расчетных документах сумма НДС не выделена, то расчетным путем она не выделяется.

Пример
Торговая организация в 2003 г. с целью поддержания дальнейшего сотрудничества с организациями-покупателями провела два официальных приема.
В I квартале 2003 г. организован официальный ужин в загородном ресторане, сумма счета - 9000 руб. (в том числе НДС - 1500 руб.). Для доставки гостей туда и обратно организация воспользовалась услугами автотранспортного предприятия, стоимость услуг - 1200 руб. (в том числе НДС - 200 руб.).
Счета оплачены организацией в безналичной форме, счета-фактуры и акты выполненных работ от поставщиков услуг получены, услуги оказаны.
В III квартале 2003 г. менеджер по закупкам был направлен в командировку в другой город с целью установления контактов с новым поставщиком. Программа командировки содержит всю необходимую информацию для признания затрат представительскими расходами и утверждена приказом директора организации.
Работнику выданы из кассы денежные средства, которые были израсходованы им вместе с представителем потенциального поставщика в ходе банкета, что подтверждено счетом ресторана на сумму 1000 руб. (НДС не выделен) и чеком ККМ.
В IV квартале 2003 г. в собственном офисе был организован второй прием. Для этого приобретены в магазине продукты питания, алкоголь на общую сумму 7000 руб., а затем ответственным лицом представлен в бухгалтерию авансовый отчет на эту сумму, предварительно выданную из кассы, к которому приложены чеки ККМ (НДС не выделен, счет-фактура отсутствует).
Расходы на оплату труда в организации за 2003 г. составили:
в I квартале - 80 000 руб.;
во II квартале - 85 000 руб.;
в III квартале - 85 000 руб.;
в IV квартале -100 000 руб.
Налоговый период по НДС - квартал.

Регистр-расчет суммы представительских расходов, учитываемых для целей налогообложения за январь - декабрь 2003 г.

(руб.)

Отчетный
период



Сумма пред-
ставительс-
ких расходов
(без НДС)

Сумма
расходов
на оплату
труда

Норматив
представи-
тельских
расходов
(гр. 3 х 4%)
Сумма представи-
тельских расходов,
включаемых в состав
прочих расходов,
нарастающим итогом
Сумма представи-
тельских расходов,
включаемых в состав
прочих расходов в
текущем квартале
I квартал
8 500
80 000
3 200
3 200
3 200
Полугодие
8 500
165 000
6 600
6 600
3 400
9 месяцев
9 500
250 000
10 000
9 500
2 900
Год
16 500
350 000
14 0000
14 000
4 500

По итогам 2003 г. организация сможет включить в состав прочих расходов только 14 000 руб., а 2500 руб. не будут учтены при налогообложении прибыли.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки.
В I квартале 2003 г.:
Дебет 44 Кредит 60
- 7500 руб. - отражены расходы на проведение официального ужина с представителями покупателя;
Дебет 19 Кредит 60
- 1500 руб. - отражена сумма НДС по расходам на проведение ужина;
Дебет 60 Кредит 51
- 9000 руб. - оплачен счет ресторана;
Дебет 44 Кредит 60
- 1000 руб. - отражены расходы на транспортное обслуживание представителей покупателя;
Дебет 19 Кредит 60
- 200 руб. - отражена сумма НДС на транспортное обслуживание представителей покупателя;
Дебет 60 Кредит 51
- 1200 руб. - оплачены услуги транспортной организации;
Дебет 68 Кредит 19
- 640 руб. - принята к вычету сумма НДС по представительским расходам в пределах нормы*.
Во II квартале 2003 г.:
Дебет 68 Кредит 19
- 680 руб. - принята к вычету сумма НДС в пределах норматива**.
В III квартале 2003 г.:
Дебет 71 Кредит 50
- 1000 руб. - выданы денежные средства из кассы на проведение банкета с представителем потенциального поставщика;
Дебет 44 Кредит 71
- 1000 руб. - отражены представительские расходы на проведение банкета;
Дебет 68 Кредит 19
- 380 руб. - принята к вычету сумма НДС в пределах норматива***.
В IV квартале 2003 г.:
Дебет 71 Кредит 50
- 7000 руб.- выданы денежные средства из кассы на проведение официального приема;
Дебет 44 Кредит 71
- 7000 руб. - отражены расходы на проведение официального приема в составе представительских расходов.

------------------------

* Норматив расходов за I квартал - 3200 руб. (80 000 руб. х 0,04). Общая сумма представительских расходов за I квартал без НДС - 8500 руб.
Сумма НДС, подлежащая вычету, рассчитывается следующим образом:
3200 руб. : 8500 руб. х 1700 руб. = 640 руб.
** Норматив расходов за полугодие - 6600 руб. Общая сумма расходов за полугодие без НДС - 8500 руб.
Сумма НДС, подлежащая вычету, рассчитывается следующим образом:
6600 руб. : 8500 руб. х 1700 руб. - 640 руб. = 680 руб.
*** Норматив расходов за 9 месяцев - 10 000 руб. Общая сумма расходов за 9 месяцев без НДС - 9500 руб. Поскольку фактически приведенные расходы меньше норматива, организация имеет право на вычет всей суммы НДС:
1700 руб. - 640 руб. - 680 руб. = 380 руб.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Представительские расходы организации":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Налоговый учет представительских расходов

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451 / Особо нужно сказать о налоговом учете представительских расходов. Мы знаем, что вступившая в действие с 1 января 2002 года 25 глава Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» фактически привела к разделению бухгалтерского и налогового учета. Если ранее налогоплательщики определяли налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основании данных бухгалтерского учет ...

» Бухгалтерия и аудит - 3194 - читать


Новый год - за счет представительских расходов

ИА «Федеральное агентство финансовой информации» / Представительские расходы - реальная возможность списать в налоговом учете необоснованные на первый взгляд затраты. А значит, воспользоваться таким правом можно и нужно по максимуму. Близится Новый год, который многие фирмы по традиции отмечают шумной вечеринкой для сотрудников и партнеров.

» Бухгалтерия и аудит - 3265 - читать


О налогообложении НДС представительских расходов

"Нормативные акты для бухгалтера" / Письмо Министерства финансов РФ от 16. 06. 2005 № 03-04-11/132 [О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НДС ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ] Аудитор О.

» Бухгалтерия и аудит - 3428 - читать


Представительские расходы

Фомичева Л. П., налоговый консультант, тел. Моб. (095) 728-82-40, 8-916-613-0053 E-mail: fomicheval@mail.ru / Организация может потратить на представительские расходы любую необходимую сумму денег без ограничений.

» Бухгалтерия и аудит - 2512 - читать


Представительские расходы бюджетной организации

Л. Максимова (главный редактор журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»)Представительские расходы бюджетной организации Бюджетные организации: бухучет и налогообложение 3 за 2005 год Налоговый учет Включение в смету доходов и расходов по основной деятельности, финансируемой из бюджета, расходов на проведение мероприятий по официальному приему представителей других организаций в деятельности бюджетных организаций встречается довольно редко. Поэто ...

» Бухгалтерия и аудит - 7194 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Представительские расходы организации

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru