Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Проведите инвентаризацию с пользой для фирмы

 

Проведите инвентаризацию с пользой для фирмы

 

 

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / Закон «О бухгалтерском учете» обязывает все организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности провести инвентаризацию. Не стоит относится к этой процедуре формально. Ведь по ее результатам у вас появится реальная возможность откорректировать учет.
Порядок проведения

Инвентаризация нужна для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. В ходе нее проверяют и документально подтверждают имущество и обязательства (п.

загрузка...

 

 

26 приказа Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н).

Порядок проведения процедуры определен Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. Для оформления результатов мероприятия предусмотрены унифицированные формы. Они установлены постановлением Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88.

Инвентаризация имущества перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должна проводиться не ранее 1 октября отчетного года. По основным средствам это можно делать один раз в три года.

С чего же начать? Издаете приказ о проведении инвентаризации. В приказе нужно указать дату, состав комиссии, а также какие именно имущество и обязательства будете проверять. Комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты. Председатель комиссии визирует их с указанием: «до инвентаризации на «дату». На основании этих документов бухгалтерия определяет остатки по учетным данным к началу ревизии.

Материально-ответственные лица дают расписки о том, что все расходные и приходные документы сданы, поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны. Такие же расписки представляют сотрудники, имеющие подотчетные суммы.

Инвентаризационная комиссия определяет фактическое наличие имущества сплошным методом — путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Проводят мероприятие при участии материально-ответственных лиц. Имейте в виду, что инвентаризации подлежит все имущество, в том числе находящееся на ответственном хранении, арендованное и т. д.

По итогам проверки оформляют инвентаризационные описи, которые визируют все члены комиссии и материально-ответственные сотрудники. Учтите, что результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными при отсутствии подписи хотя бы одного члена комиссии. При обнаружении ошибок в описях исправления визируют все лица, участвовавшие в процедуре. На последнем этапе результаты инвентаризации сверяются с учетными данными.

Результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена. Итоги годовой ревизии — в годовом бухгалтерском отчете (приказ Минфина от 13 июня 1995 г. № 49). Хранить инвентаризационные отчеты нужно не менее пяти лет (п. 1 ст. 17 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Отклонения

Если при ревизии выявлены расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей, то необходимо оформить сличительные ведомости. Излишек имущества бухгалтер должен оприходовать по рыночной стоимости и зачислить на финансовые результаты организации. В налоговом учете излишки включают в состав внереализационных доходов.

Пример 1
При проведении ежегодной инвентаризации были выявлены излишки товара. Его рыночная стоимость составляет 10 000 руб.
В бухгалтерском учете надо сделать следующие проводки:
Дебет 41 Кредит 91-1 – 10 000 — приняты к учету излишки товара.

Недостача и порча имущества в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства, сверх норм — на счет виновных лиц. Если последние не установлены или суд отказал во взыскании ущерба с них, то убытки списываются на финансовые результаты (п. 3 ст. 12 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Имейте в виду, что недостачу запасов можно списать по нормам естественной убыли только после взаимозачета недостач ТМЦ и излишков по пересортице.

Ущерб при утрате и порче имущества определяется по фактическим потерям (ст. 246 ТК). Считают их исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета. Из постановления Пленума Верховного Суда № 52 от 16 ноября 2006 г. следует, что в случаях, когда невозможно установить день причинения ущерба, работодатель может исчислить его размер на день обнаружения.

Пример 2
По результатам инвентаризации выявлена недостача строительных материалов на сумму 5200 руб. Виновным лицом признан работник склада. По соглашению между сотрудником и директором фирмы рыночная стоимость материалов в размере 5700 руб. взыскивается равными частями с заработной платы работника в течение 6 месяцев.
В бухгалтерском учете надо сделать следующие проводки:
Дебет 94 Кредит 10
– 5200 руб. — списаны материалы по недостаче;
Дебет 73-2 Кредит 94
– 5200 руб. — списана недостача на виновное лицо;
Дебет 73-2 Кредит 98-4
– 500 руб. — удержана с сотрудника разница между балансовой стоимостью материалов и суммой, подлежащей взысканию;
Дебет 70 Кредит 73-2
– 950 руб. — ежемесячное удержание суммы недостачи из заработной платы сотрудника;
Дебет 98-4 Кредит 91-1
– 83–33 руб. — при погашении недостачи отражена разница между балансовой стоимостью материалов и суммой, подлежащей к взысканию.

Надо ли восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по выбывшим в результате недостачи товарно-материальным ценностям? Налоговики считают, что надо. Минфин в письме от 31 июля 2006 г. № 03-04-11/132 указал, что налог, принятый к вычету по таким ценностям, надо восстановить в момент их списания. Этот вывод авторы письма обосновывают тем, что при осуществлении операций, облагаемых НДС, эти ТМЦ не использовались. Такое же мнение приведено в других письмах Минфина (например, от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/1/421, от 18 ноября 2005 г. № 03-04-11/308).

Но Налоговый кодекс в случае списания ценностей по обнаруженным недостачам не содержит оснований для восстановления НДС. Кроме того, Высший Арбитражный Суд в решении от 23 октября 2006 г. № 10652/06 указал, что недостача товаров, обнаруженная в процессе инвентаризации, не налагает на налогоплательщика обязанности восстановить ранее принятый к вычету НДС. Полезные советы

На многих предприятиях присутствует имущество, не являющееся амортизируемым и стоимость которого полностью включается в состав материальных расходов по мере ввода в эксплуатацию. Такое имущество при использовании продолжает учитываться в бухгалтерском учете по нулевой стоимости. В соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01, в целях обеспечения сохранности данных активов в компании должен быть организован надлежащий контроль за их движением (письмо Минфина от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98; текст документа вы найдете в справочной правовой системе КонсультантПлюс. — Прим. ред.). Поэтому не забудьте при проведении инвентаризации это имущество включить в опись.

Следует помнить, что при демонтаже или разборке при ликвидации основных средств возникают внереализационные доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества (п. 13 ст. 250 НК). Эти доходы учитывают при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Однако при реализации или передаче в производство демонтированного материала или имущества организация имеет право уменьшить выручку от их реализации на сумму уплаченного налога на прибыль (письмо Минфина от 11 октября 2006 г. № 03-03-04/1/187).

Целесообразно при инвентаризации обязательств провести сверку расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Порядок ее проведения утвержден приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@. Имейте в виду, что срок для исправления ошибок, допущенных налоговиками, не должен превышать 5 дней. Внести изменения в бухгалтерский учет вы сможете только после подписания обеими сторонами акта сверки расчетов (форма утверждена приказом ФНС от 4 апреля 2005 г. № САЭ-3-01/138).

Сумму резерва по сомнительным долгам определяют по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК). Что делать, если 45 дней с момента возникновения сомнительного долга истекает в одном налоговом периоде, а 90 — в другом? Ведь по суммам со сроком возникновения от 45 до 90 дней в резерв можно включить только 50 процентов от выявленной на основании инвентаризации задолженности (подп. 2 п. 4 ст. 266 НК). Поэтому вторую часть долга организация должна погашать за счет выручки от реализации следующего налогового периода (письмо Минфина от 4 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/319). Типовой формы акта сверки с контрагентами законодательством не предусмотрено. Но вы можете разработать его самостоятельно.

Налоговым кодексом не установлено ограничение на учет в составе резервов по сомнительным долгам только подтвержденной суммы задолженности контрагентами. Следовательно, в расчетах следует учитывать всю дебиторку, признанную результатами инвентаризации. Это не распространяется на задолженность с истекшим сроком исковой давности (письмо Минфина от 26 июля 2006 г. № 03-03-04/1/612).

Только по результатам инвентаризации вы можете отразить убытки, возникшие в результате пожара или других чрезвычайных ситуаций, в бухгалтерском учете (письмо Минфина от 13 марта 2006 г. № 03-03-04/1/208). Восстановленный входной НДС может быть отражен в качестве потерь от пожаров в составе внереализационных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/1/421).

Не стоит забывать, что налоговые органы имеют право проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества — пункт 6 статья 31 Налогового кодекса. Обратите внимание, что перечень проверяемого имущества может установить только руководитель государственной налоговой инспекции или его заместитель согласно приказу Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам от 10 марта 1999 г. № 20н, ГБ-3-04/39.

По приказу руководителя излишки материальных запасов одинакового наименования и в том же количестве за конкретный проверяемый период могут быть зачтены с недостачами в результате пересортицы. Взаимозачет между товарами разного вида не производится.

М. Косульникова, главный бухгалтер


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Проведите инвентаризацию с пользой для фирмы":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Худеем к лету с пользой для здоровья

Елена Онуфриенко стала фанаткой скипидарных ванн совершенно случайно. — Эти ванны принимает моя бабушка, но я этого не знала. Приехала как-то к ней в гости и увидела, как вечером она стала делать что-то странное, — рассказывает Елена.

» Здоровый образ жизни - 2955 - читать


Похудеть с пользой для здоровья

Желая сбросить вес, мы часто идем на самые экстремальные меры: изнуряем себя диетами, а порой и голодовками, тяжелыми физическими нагрузками, пробуем все возможные методики. И в погоне за мечтой мы редко задумываемся над тем, что делаем. Каковы будут последствия резкого похудения?

» Здоровый образ жизни - 2460 - читать


Бег - с пользой для тела!

Если спортивная ходьба - наиболее легкая в плане нагрузки, то бег уже заставит легкие перекачивать довольно большое количество кислорода. Аэробные движения при беге действуют на организм активнее. В принципе можете начинать прямо с небольших пробежек.

» Оздоровительная гимнастика - 4340 - читать


Несовпадение юридического и фактического адресов: последствия для фирмы?

ИА "Клерк. Ру". Отдел новостей / В настоящее время в Москве (да и не только) сложилась ситуация, при которой многие фирмы, купив юридический адрес и зарегистрировавшись на территории налоговой инспекции, обслуживающей этот адрес, фактически ведут деятельность в совершенно ином месте.

» Юриспруденция и Право - 4292 - читать


Один адрес для фирмы – неизбежность?

Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" / Юридический и фактический адреса нашей фирмы не совпадают. Из сентябрьского номера журнала «Практическая бухгалтерия» узнал, что за это с 1 января 2007 года будут штрафовать. Дело в том, что мы занимаемся розничной торговлей.

» Юриспруденция и Право - 1525 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Проведите инвентаризацию с пользой для фирмы

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru