Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Сага о налоге на рекламу

 

Сага о налоге на рекламу

 

 

Евгений Ковтун
bushardo@mail.ru

Что может быть приятнее для пополнения бюджета, чем налог на рекламу? Пусть его доля и ничтожно мала для него, но зато экономический смысл как нельзя лучше говорит о сущности справедливого налогообложения в нашей стране. Ведь налог на рекламу - это налогообложение расходов, которого нет ни в одной из экономически развитых стран мира. То есть вне зависимости от того, насколько плохи ваши дела, этот налог вы все равно заплатите. Давайте вспомним, как возник этот потрясающей своей сутью и экзотичностью налог.

загрузка...

 

 

Он вводился в 1991 г., еще во времена Верховного совета России, законом «Об основах налоговой системы», когда правительство неудачно пыталось бороться с обналичиванием и отмыванием денежных средств. Тогда казалось актуальным налогообложение того, что якобы приносило наибольшие доходы бизнесу. Учитывая то смутное время, трудно в этом не согласиться, однако с той поры много времени и денег уже утекло, и налог на рекламу с введением первой части Налогового Кодекса и вовсе стал ему противоречить, а с введением главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ еще и стал экономически бессмысленным.

Как можно, например, логически объяснить себе то, что для того, чтобы продать какой-либо продукт необходимо заплатить налог за то, чтобы о нем (продукте) узнал потребитель? Согласитесь, стимулировать сокращение издержек на продвижение товара - значит заниматься вредительством. Если подумать еще дальше, то налог на рекламу, на самом деле, еще более вредный, чем преподносится. Ведь даже при заказе рекламной продукции, его цена корректируется на 5% в сторону уменьшения, бюджет - то у всех не резиновый, соответственно - качество рекламы снижается ровно на 5% и многие рекламодатели вынуждены заказывать более дешевую и низкокачественную продукцию. Это останавливает рост самой рекламной индустрии.

Из общего вытекает частное. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на рекламу является местным налогом. Он введен ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ". Его ставка составляет не более 5% от общих расходов на рекламу. Считается он каждом субъекте федерации по своему. Плательщиком налога на рекламу может быть как рекламодатель так и рекламораспространитель. Говорит ли это о том, что процедура уплаты налога понятна для налогоплательщика? Отнюдь…

Вот какое определение рекламе, как объекту налогообложения, дает статья 2 Федерального закона от 18.07.98 N 108-ФЗ "О рекламе".

реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых (!!! Прим. автора) средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Объектом налогообложения по налогу на рекламу является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг), в том числе стоимость рекламных работ, выполненных рекламодателем самостоятельно.

Хотелось бы отметить пусть и небольшую, но все-таки судебную практику касательно уплаты налога на рекламу. Здесь присутствуют такие дела, как постановление ФАС СЗО от 14 января 2002 г. № А56-21012/01, в котором суд установил, что затраты на визитки не включаются в себестоимость, т.к. не являются рекламой, постановление ФАС МО от 4 марта 2002 г. по делу № КА-А40/874-02, в котором суд признал неправомерным начисление налога на рекламу на расходы по содержанию сайта в Интернете, так как такие расходы относятся к информационным, а не рекламным, постановление ФАС СЗО от 3 сентября 2002 г. по делу № А56-14264/02 в котором, было установлено, что налогоплательщик правомерно не относил на затраты на рекламу и не платил налог на рекламу с расходов по изготовлению прайс-листов, распространяемых среди потребителей в местах продажи пейджеров и заказа услуг связи, постановление ФАС УО от 23 июля 2001 г. по делу № Ф09-1603/01-АК в котором вывеску юридического лица не признали объектом налогообложения по налогу на рекламу.

Отсутствие большой арбитражной практики говорит о том, что сами налоговые органы зачастую не знают, как правильно исчислять и платить налог на рекламу.

В свете спорных вопросов, не поддающихся логическому объяснению можно вспомнить использование основных средств предприятиями в рекламных расходах (налог на рекламу платится тогда с общей стоимости основных средств плюс к этому предприятие не может списать основное средство на рекламные расходы и продолжает платить налог на имущество) и включение в облагаемую базу по налогу с продаж налога на рекламу (согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или за наличный расчет оптом. При этом согласно Закону налог с продаж должен применяться к полной цене продажи товаров (работ, услуг). В связи с этим в облагаемую базу по налогу с продаж включается налог на рекламу). То есть налицо двойное, а иногда и тройное налогообложение одной и той же операции.

Также не будем забывать, что любое ослабление налоговой нагрузки для предприятий приведет к развитию отрасли. Если налог в России будет отменен, это может дать импульс развитию рекламной индустрии. Ни для кого не секрет, что в сфере телевидения и радио реклама оплачивается через различные теневые схемы. Во многом это связано с нежеланием каналов и радиостанций платить с огромных затрат налог на рекламу. Таким образом, налог на рекламу препятствует легализации оборотов. Это плохо для развития сектора и плохо для государства, которое не получает ни легального налога на прибыль с рекламных агентств, ни налога на добавленную стоимость. Ведь реальные обороты остаются в тени: то есть один налог вроде бы собирается, но бюджет несет потери по другим статьям.

Поэтому настоятельно советую нашим Законодателям отменить этот вредный и бесполезный налог!


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Сага о налоге на рекламу":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Налог на рекламу отдельной строкой

Материал предоставлен журналом "Расчет" / Получив счет от рекламного агентства, вы можете обнаружить в нем выделенный налог на рекламу. Не думайте, что так и должно быть. Закон, Минфин и здравый смысл говорят об обратном.

» Бухгалтерия и аудит - 1593 - читать


Налог на рекламу: тонкости переходного периода

Журнал "Российский налоговый курьер" № 1-2 2005 Курбангалеева О. А. главный бухгалтер ООО «Экоскан» Вопрос о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу неоднократно обсуждался на страницах нашего журнала. Этой статьей мы завершаем цикл публикаций, посвященных данному налогу, — с 1 января 2005 года налог на рекламу отменен.

» Бухгалтерия и аудит - 1884 - читать


Налоги от рекламы не дают спать спокойно

Николай Литвинов, директор департамента аудита и консалтинга ООО "Я. Н. С.

» Бухгалтерия и аудит - 1962 - читать


Реклама и налоги

Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" / Л. Бойко, старший эксперт компании ПРАВОВЕСТ Осень – традиционное время проведения ярмарок, выставок, распродаж и других рекламных акций. Участие в них позволяет фирмам расширить рынок сбыта, найти новых деловых партнеров, заключить договоры на очередной финансовый год.

» Бухгалтерия и аудит - 1488 - читать


Свято место пусто не бывает, или ЕНВД вместо налога на рекламу

Спутник главбуха (Самара и Самарская область) Под Новый год законодатели сделали всем налогоплательщикам подарок - отменили пятипроцентный налог на рекламу. Правда, казалось бы, вполне приятное новшество сопровождалось еще одним: введением ЕНВД в отношении наружной рекламы. Законодателей понять можно: потери бюджета от отмены старого налога на рекламу надо компенсировать.

» Бухгалтерия и аудит - 2008 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Сага о налоге на рекламу

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru