Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Налог на рекламу отдельной строкой

 

Налог на рекламу отдельной строкой

 

 

Материал предоставлен журналом "Расчет" /

Получив счет от рекламного агентства, вы можете обнаружить в нем выделенный налог на рекламу. Не думайте, что так и должно быть. Закон, Минфин и здравый смысл говорят об обратном.

Местный произвол

Налог на рекламу вводят местные власти. Они же устанавливают порядок его расчета и уплаты.

загрузка...

 

 

На этом поприще многие чиновники проявили завидную изобретательность, придумав особый порядок сбора налога. Они постановили, что делать это должны фирмы – распространители рекламы (рекламные агентства, издательства, радиостанции, телекомпании и т. д.). Отличились таким образом власти Белгорода, Долгопрудного, Кемерово, Нефтекумска, Пензы, Тамбова, Армавира и множества других городов и весей по всей стране.

На практике это местное творчество воплощается так: рекламное агентство выставляет заказчику счет, в котором отдельной строкой выделен налог. Если заказчик его не оплатит, рекламу просто не разместят. Получив указанную в счете сумму, агентство перечислит ее в местный бюджет. То есть распространители рекламы выступают своеобразными сборщиками налога на рекламу, да еще и несут ответственность за несвоевременное его перечисление. Власти некоторых городов в своих документах распространителей рекламы в этом качестве определили почему-то как налоговых агентов.

При этом в одних городах рекламные агентства должны собирать налог во всех случаях без исключения, в других – только при условии, что рекламодатель не зарегистрирован на территории города. В третьих – выбор оставлен на усмотрение агентств, но при этом они должны сообщать в инспекцию о каждом заказчике, которому выставят счет без налога.

Эти «художества» местных властей могут обернуться для многих фирм двойным налогообложением. Предположим, компания зарегистрирована в городе, где налог должен платить рекламодатель, то есть она сама. Но рекламировать свои товары она решила в другой местности, где налог собирает рекламное агентство. Получается, что она заплатит его дважды, что незаконно.

Чтим закон

Вероятно, местные власти, разрабатывая свои положения, не удосужились заглянуть ни в закон об основах налоговой системы, ни в Налоговый кодекс. Если бы они это сделали, то знали бы, что платить налог на рекламу должны не ее распространители, а фирмы-рекламодатели (ст. 21 закона от 27 декабря 1991 г. № 2118-1).

Кроме того, они бы поняли, что налоговыми агентами распространителей рекламы считать нельзя. Дело в том, что налоговые агенты удерживают и перечисляют налоги из денег, которые они выплачивают другим фирмам и гражданам (п. 3 ст. 24 НК). Рекламные агентства под это определение не подпадают, так как денег рекламодателям не выплачивают. То есть рекламные агентства должны платить налог на рекламу только в том случае, если рекламируют сами себя.

Местные положения о налогах и сборах не могут противоречить федеральным законам (п. 5 ст. 1 НК). В ином случае требования налоговиков, основанные на таких местных законах, можно смело игнорировать (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК).

Об этом помнят и в Минфине. В его письме от 29 марта 2004 г. № 04-02-05/2/10, правда, не сказано, что делать, если налоговики, продолжая руководствоваться местным законодательством, оштрафуют рекламное агентство, которое выставило счет без налога, или фирму-рекламодателя, которая его не перечислила. А именно так проверяющие скорее всего и поступят – если верить ответам, которые мы получили в территориальных налоговых инспекциях.

Например, в инспекции Тамбова нам сказали, что фирма, которая не заплатила налог, указанный в счете рекламного агентства, непременно будет оштрафована. То же самое подтвердили налоговики Пензы. Правда, в этом городе проверяющие оказались лояльнее: им в принципе все равно, кто перечислит налог, главное, чтобы он поступил в бюджет. В Кемерово тоже собираются штрафовать провинившихся, правда, так и не смогли решить, кого же именно. Немного подумав, нам посоветовали обратиться в платную консультацию.

Поняв, что инспекторы ситуацию не прояснят, мы позвонили в Минфин. Алексей Сорокин из департамента налоговой политики отметил, что, если местное положение противоречит закону об основах налоговой системы, его «нужно привести в соответствие». Он считает, что власти сами примут поправки, если к ним обратится заинтересованное лицо и объяснит, что их документ противоречит федеральным законам. Если же этого не произойдет, то проблему придется решать в суде.

Идем в суд

Возможно, кто-то и сумеет убедить местные власти пересмотреть свое положение. Но это станет скорее исключением, чем правилом. Поэтому судебное разбирательство, вероятнее всего, будет единственным выходом из ситуации. Обратиться в арбитражный суд могут как фирма-рекламодатель, так и рекламное агентство.

«У фирмы-рекламодателя есть несколько вариантов, – поясняет Юрий Воробьев, адвокат из компании “ФБК-Право”. – Прежде всего она может подать иск о признании недействительным местного нормативного акта. В этом случае рекламодатель избавит остальные фирмы от необходимости обращаться в суд, но не сможет вернуть налоги, ранее перечисленные в бюджет, так как у судебного решения, которое отменит нормы местного положения, обратной силы не будет».

Поэтому лучше поступить иначе. Если местное положение предоставляет фирме право выбора – платить налог самостоятельно или перечислять его налоговому агенту, – то не платите его никому. Дождитесь налоговой проверки и оспорьте в суде ее результаты. В этом случае вы не потеряете ни копейки из собственных денег, считает Юрий Воробьев.

Но в большинстве местных положений, к сожалению, выбор не предусмотрен. Не перечислив налог рекламному агентству, фирма не сможет разместить рекламу. В этом случае деньги придется отдать. Следом за этим нужно потребовать у налоговиков их вернуть. Они, естественно, не согласятся, что и послужит поводом для обращения в суд.

Рекламное агентство также может оспорить местный нормативный акт или дождаться проверки и обжаловать решение проверяющих. По опыту генерального директора консалтинговой компании «Бухсофт.ру» Алексея Коршунова воспользоваться можно любым из этих способов. Главное – приложить к исковому заявлению местное положение о налоге на рекламу и обосновать, каким нормам налогового законодательства оно противоречит.

Самое приятное, что положительная арбитражная практика уже сформирована. Например, в нескольких округах судьи признали, что рекламные агентства не обязаны собирать налог с рекламодателей, так как не являются налоговыми агентами (постановления ФАС Уральского округа от 1 апреля 2002 г. № Ф09-592/02-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 30 января 2002 г. № Ф04/401-22/А70-2002, ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2001 г. № А82-91/2001-А/1, от 22 мая 2000 г. № А82-34/99-А/7).

Одержали победу и фирмы-рекламодатели, доказав, что не должны платить налог рекламному агентству (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 октября 2002 г. № Ф04/3771-1153/А27-2002).

Кроме того, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа подтвердил, что фирма, которая перечислила налог рекламному агентству, не обязана платить его повторно по месту своей регистрации (постановление от 11 сентября 2003 г. № А33-18259/02-С3н-Ф02-2827/03-С1). Свою позицию арбитры подкрепили ссылкой на Налоговый кодекс. В статье 3 там сказано, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер, а значит, нельзя взимать налог 2 раза за одно и то же действие.

Добиться отмены местного положения о налоге на рекламу, которое противоречит федеральному законодательству, фирме тоже вполне по силам (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 марта 2003 г. № Ф04/1034-255/А45-2003).

Юлия САВИЦКАЯ

Материал предоставлен журналом «Расчёт» , №6 2004 г.
Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Налог на рекламу отдельной строкой":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Жесткая реклама повышает спрос на автомобили

Автопроизводителей осенила новая маркетинговая идея: при виде фильма, где автомобили сталкиваются, падают в пропасть и превращаются в груду металла, у потребителя должно появляться навязчивое желание приобрести себе новую машину. Этот психологический трюк становится новым трендом в рекламной индустрии, связанной с автомобилями. Нынешним летом Ford выпускает большую партию Bullitt Mustang, получившего название в честь автомобиля Mustang, участвовавшего в фильме "Буллит" 1968 ...

» Немецкие автомобили - 5281 - читать


Реклама на дорогах - угроза для жизни

«Когда я ем, я глух и нем», - учили нас в детстве, а мы проглатывали то, что нам всовывали. Только повзрослев, мы понимали, что бессмысленная поговорка -- всего лишь уловка. Просто от нас хотели, чтобы мы были послушными и не досаждали большим дядям.

» Разное - 2065 - читать


“Большой брат” для рекламы

В 2004 году интернет-реклама, по данным Deutsch Bank, подорожала в среднем на 11%, а оборот этого рынка на 73% вырос. Такие цифры могут удивить, учитывая, что после кризиса 2001-го оценки успехов э-коммерческой отрасли находятся на более скромном уровне. Однако следует принять во внимание, что речь не идет лишь о росте числа желающих вкладывать средства в один и тот же метод продвижения своей продукции или сайтов (например, с помощью баннеров).

» Продвижение и оптимизация - 1735 - читать


Будет ли текстовая реклама столь же популярна и дальше?

Чисто текстовая реклама работает гораздо лучше, чем баннеры, но только ли от того, что это пока еще новинка? Текстовая реклама на поисковых серверах завоюет популярность со временем, но текстовые баннеры на других сайтах будут работать только в том случае, если они напрямую соответствуют запросам посетителей. Вообще, реклама в Web не работает, этот факт стал очевиден специалистам в юзабилити еще в 1997 году.

» Продвижение и оптимизация - 1555 - читать


Что выбрать: поисковую рекламу или оптимизацию?

Поисковый маркетинг - один из самых эффективных инструментов привлечения целевой аудитории на ваш сайт. Поисковую рекламу и оптимизацию взяли на вооружение большинство современных компаний. Но до сих пор вопрос, что использовать для привлечения целевой аудитории из поисковых машин – оптимизацию, поисковую рекламу, либо комплекс мероприятий – остается для многих открытым.

» Продвижение и оптимизация - 3060 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Налог на рекламу отдельной строкой

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2025, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru