Ежегодно, не позднее 1 марта, фирмы должны предоставить отчет в Пенсионный фонд. О том, на что нужно обратить внимание в этом году читайте в статье.
Какой бланк правильный?
В июле прошлого года Пенсионный фонд утвердил новые формы отчетности и инструкцию по их заполнению (постановление Правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п).
Однако Минюст зарегистрировал изменения лишь 23 октября 2006 года (№ 8392). С этого момента началось обсуждение: нужно ли сдавать сведения о стаже и заработке сотрудников за 2006 год на новых формах или можно воспользоваться старыми? Дело в том, что это постановление вступило в силу 15 декабря 2006 года за исключением отдельных положений (т. е. через 10 дней после опубликования в «Бюллетене нормативных актов органов государственной власти»). Однако до начала сдачи отчетности оставалось всего полмесяца. И фирмы могли не успеть разобраться в изменениях.
Было несколько вариантов решения этой проблемы: разрешить организациям подавать сведения на старых бланках или одновременно принимать и старые, и новые формы. К единому знаменателю сотрудники территориальных управлений Пенсионного фонда судя по всему так и не пришли.
Например, отделение Пенсионного фонда по Москве и Московской области, опубликовало на своем сайте ( /redir.php?url=www.pfrmsk.ru%2Fpu%2Fpm1.htm%3C%2Fa%3E ), что фирмы должны подавать сведения персучета на старых бланках. Изменения же начнут действовать лишь в 2007 году. Порядок подобной сдачи отчетности подтвердили и в одном из московских районных отделений. Однако в другом отделении ответили, что в принципе готовы принять сведения о стаже и заработке как на старых, так и на новых формах. Но рекомендовали все же сдавать на старых бланках, мотивировав тем, что у них некоторые данные могут не совпасть (правда, какие именно не объяснили).
А вот на официальном сайте отделения Пенсионного фонда по республике Карелия опубликовали письмо, в котором работодателям предлагают ознакомиться с «Общими правилами заполнения индивидуальных сведений за 2006 год». И подать индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на ОПС за 2006 год по формам СЗВ-4-1 или СЗВ-4-2, утвержденных постановлением Правления ПФР № 192п ( /redir.php?url=www.opfr.onego.ru%2Fpers%2F%3C%2Fa%3E ).
В отделении Пенсионного фонда Краснодарского края ситуация такая: сотрудники территориальных управлений готовы принимать отчеты как на старых бланках, так и на новых.
Как видим, единого мнения все же нет. И, значит, бухгалтерам придется уточнять, в каком формате территориальное отделение фонда, в котором зарегистрирована организация, принимает отчеты за 2006 год. Однако давайте все же разберемся: насколько значительны изменения. Незаметные изменения
Итак, перечень форм, которые нужно подать за 2006 год, остался прежним. Напомним, нужно заполнить:
- опись документов, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд по форме АДВ-6-1;
- список застрахованных лиц, составленный в произвольной форме;
- индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица по форме СЗВ-4-1 или по форме СЗВ-4-2-1. Форму СЗВ-4-1 продают, если у сотрудника были какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии. Форма СЗВ-4-2 — списочная, ее заполняют на работников, не имеющих в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии;
- ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11.
- Но содержание некоторых форм изменилось. Корректировка бланка
Так, например, в новой форме АДВ-6-1 добавлена строка «Иные исходящие документы». В этой строке указывают документы, не перечисленные в предлагаемом на форме перечне. Если фирма подает такие документы, то строку нужно заполнять обязательно. Произошли изменения и в строке «Заполняется для пачки документов, сопровождаемой машинным носителем информации (дискетой)». В новой версии ее заменили на строку: «Заполняется для пачки документов, сопровождаемой электронным представлением». Связано это с тем, что с 2007 года Пенсионный фонд планирует активно развивать сдачу отчетности в электронном виде. Как видим, эти изменения носят скорее уточняющий характер. Сведения о стаже и заработке
Дополнительный раздел появился в бланке СЗВ-4-1. Он называется «Сведения за расчетный период о застрахованном лице по страхователю (включая обособленные подразделения)». В этом разделе нужно отразить общую сумму страховых взносов по сотруднику (с разбивкой на страховую и накопительную части трудовой пенсии), который работал в разных обособленных подразделениях одной организации. Обратите внимание: в инструкции нет указания, что этот раздел нужно обязательно заполнить (п. 43 инструкции).
Заполняя строку «Адреса для направления информации о состоянии индивидуального лицевого счета», нужно указать полный почтовый адрес, по которому будут направлять информацию о состоянии лицевого счета застрахованного лица. Эту строку заполняют при первом представлении СЗВ-4-1 или СЗВ-4-2, а также при изменении этого реквизита. При подготовке индивидуальных сведений за расчетный период организация должна уточнить у сотрудников «адрес для направления информации о состоянии индивидуального лицевого счета» и при его изменении внести актуальную информацию. Это требование содержит инструкция по заполнению форм. Строгий учет
В форме бланка АДВ-11 теперь нужно указывать количество пачек с документами СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2, а не количество пачек с исходными документами. Фирма предоставляет в Пенсионный фонд документы, сгруппированные в пачки. В новой инструкции уточнено, что группировать документы, содержащие индивидуальные сведения, нужно в отдельные пачки по типу, виду форм и категории застрахованных лиц. При этом в пачке допускается наличие не более 200 документов. Для пачек, содержащих формы СЗВ-4-2, число застрахованных, представленных в пачке, не должно превышать 200 человек. К каждой пачке документов нужно приложить опись.
Электронный отчет
Фирмы могут сдавать отчетность в электронном виде. То есть к распечатанным пачкам документов можно приложить эту же информацию, например, на дискете (п. 13 инструкции). Можно сдать отчет и по электронным каналам связи (с заверением электронной подписью). В этом случае подавать данные в письменной форме не нужно (п. 14 инструкции). «Постановление № 192п внесло изменения в правила подготовки документов персучета в электронном виде, — рассказывает Наталья Говорова, консультант компании “Что делать Консалт“. — Старые правила должны были действовать до 31 декабря 2006 года. А новые с 1 января 2007 года. Например, до конца прошлого года фирмы должны были формировать электронную отчетность в текстовом формате. Начиная с нового года — в ХML-формате. Однако Пенсионный фонд в конце декабря 2006 года распространил в СМИ заявление о том, что территориальные управления фонда будут принимать электронную отчетность в обоих форматах. Так что отчетность на дискете можно формировать как по старым, так и по новым правилам».
Прибыло и убыло
Постановление № 192п утвердило более двадцати форм документов. Однако фирмы используют для сдачи отчета за 2006 год лишь некоторые из них. Вот какие изменения произошли среди остальных форм:
в перечень утвержденных форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС добавлены формы СЗВ-СП и ВЛС-1 (постановление от 31 июля 2006 г. № 192п). Форма СЗВ-СП «Сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж» предоставляется в случае наличия у застрахованного лица иных периодов деятельности, засчитываемых в трудовой стаж, за период с 1 января 2002 года;
- акт ВЛС-1 «Акт о включении сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц» формируется по итогам проведения сверки данных индивидуального учета и данных бухгалтерского учета;
- выписка из индивидуального лицевого счета (СЗИ-5) теперь содержит 8 страниц;
- исключены формы СЗИ-2 и СЗИ-4 — они содержали данные из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Анна СИРИК
Статья получена: Клерк.Ру