Работа посвящена анализу существующего в Российской Федерации налога на добавленную стоимость, а также возможным последствиям полной замены его новым налогом с продаж. В настоящее время, НДС составляет самую большую долю налоговых поступлений консолидированного бюджета - в 2004 г. он составлял почти четверть поступлений. В то же время, существует достаточно большая проблема с администрированием этого налога.
Несмотря на то, что в последние годы, отношение поступившего НДС к начисленному свидетельствовало о достаточно высокой собираемости, превышающей 90%, по различным экспертным оценкам, текущие поступления налога составляют только 50%-60% от теоретически возможного объема поступлений.
Также следует отметить, что в то время как многие экспортеры не могут получить на протяжении нескольких лет возмещение НДС из бюджета, широкое распространение "серых" схем возмещения НДС недобросовестными предпринимателями наносит огромный урон бюджету.
Для преодоления этих, а также других недостатков НДС, предлагается заменить НДС новым налогом с продаж, являющимся более простым в администрировании.
Предлагаемая модель нового
налога с продаж такова:
- Налогоплательщиками признаются все юридические лица, имеющие обороты по реализации товаров, работ и услуг. При этом обороты по реализации товаров, работ, услуг, не являющихся конечным потреблением, освобождаются от обложения налогом;
- Объект налогообложения - конечное потребление;
- Налоговая декларация подается всеми налогоплательщиками, даже в случае если обороты не подпадают под обложение налогом;
- Ставка налога - не более 10%;
- Зачисление в бюджет - федеральный (либо частично - региональный, частично федеральный).
Новый налог сохранит
некоторые черты НДС, поскольку перечень налогоплательщиков, объект
налогообложения и налоговая база у этих налогов будут близки. Однако, в отличие
от НДС налог с продаж не будет передаваться от продавца к покупателю по всей
производственной цепи, а будет начисляться и взиматься только на стадии
конечного потребления.
Под конечным потреблением здесь понимается:
- потребление домашними хозяйствами, т.е. приобретение любых товаров (от товаров первой необходимости до недвижимости), работ или услуг;
- государственные закупки;
- расходы организаций, не связанные с производством, а также покупки, оплачиваемые в наличной форме.
Отличительной чертой нового
налога по сравнению со старым НСП является то, что для расчетов базы нового
налога используется весь без исключения оборот розничной торговли и платных
услуг, что позволяет не только упростить расчеты начислений налога, но и
повысить его потенциальную собираемость за счет однозначного отнесения товара
или услуги к объектам налогообложения.
Также новыми чертами предложенного
налога с продаж являются включение в объекты налогообложения расходов, не
учитываемых при расчете налога на прибыль, а также государственных расходов на
закупку товаров и оплату услуг сторонних организаций, что позволяет существенно
повысить его поступления.
Важной особенностью налога является обязанность
всех юридических лиц подавать налоговые декларации, а не только тех, кто имеет
налоговые обязательства. Таким образом, нивелируется один из недостатков налога
с продаж - отсутствие контроля оборотов по реализации
налогоплательщиков.
Результаты расчетов показывают, что в случае полной
отмены НДС и введении налога с продаж со ставкой 10%, снижение доходов бюджета в
2004 г. составило бы 209 млрд. рублей, или 1,2% ВВП (при расчетной собираемости
налога с продаж в розничной торговле и секторе платных услуг равной 60%). Для
обеспечения перехода на новый налог с нулевыми потерями для бюджета, ставка
налога должна составлять 14% (для указанной выше собираемости НСП в розничной
торговле и платных услуг). Только при повышении собираемости НСП с домашних
хозяйств до уровня 95%, переход на ставку НСП 10% будет безубыточным для
бюджета.
Также, был проведен
модельный анализ изменения налоговой нагрузки на различные типы предприятий:
нефтяные компании, оптовые и розничные торговые компании, и компании,
оказывающие услуги физическим и юридическим лицам.
Предполагая, что
замена налогов никак не отразится на ценовой политике компаний, были получены
следующие результаты:
- Для нефтяных компаний, реализующих большую часть продукции на экспорт, налоговая нагрузка увеличится, в то время как для предприятий, реализующих большую долю продукции на внутреннем рынке, налоговая нагрузка в целом уменьшится.
- Для оптовых торговых компаний, в разрезе выручки которых отсутствует реализация конечному потребителю, налоговая нагрузка значительно сократится. В случае предприятий отрасли розничной торговли, налоговая нагрузка на такие предприятия изменится не значительно.
- Для компаний отрасли услуг, у которых исходящий НДС значительно превосходит входящий НДС, после отмены НДС и введения налога с продаж произойдет ослабление налоговой нагрузки, что будет связано в основном с более низкой ставкой налога с продаж по сравнению со ставкой НДС. При этом у компаний, оказывающих услуги по большей части юридическим лицам, такое ослабление нагрузки будет наиболее существенным по сравнению с компаниями, оказывающими услуги конечным потребителям.
Статья получена: Клерк.Ру