С.В. Князева, эксперт "УНП"
Взнос как хочешь назови, только рекламой все сочти
Чтобы выяснить, является финансирование какого-либо мероприятия рекламой или нет, обратимся к Федеральному закону от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе".
Таким образом, спонсорство безусловно является рекламой. Ведь имя спонсора и его товары всегда упоминаются в проводимых мероприятиях.
Налоговые последствия
Рассмотрим на числовом примере бухгалтерский учет и налогообложение спонсорского взноса.
Пример.
Торговая фирма заключила спонсорский договор с организатором шоу-программы, эфир которой состоится 15 сентября 2004 года. Сумма по договору составила 1 180 000 руб., в том числе НДС - 180 000 руб. Взнос перечислен 16 августа 2004 года.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.
16 августа 2004 года:
Дебет 60-2 Кредит 51
- 1 180 000 руб. - перечислена предварительная оплата организатору программы.
15 сентября 2004 года:
Дебет 60-1 Кредит 60-2
- 1 180 000 руб. - после проведения шоу-программы учтен ранее перечисленный аванс;
Дебет 44 Кредит 60-1
- 1 000 000 руб. - отнесена на расходы стоимость услуг по рекламе на основании акта приема-передачи услуг;
Дебет 19 Кредит 60-1
- 180 000 руб. - отражен НДС по спонсорскому взносу.
Как видим, в бухгалтерском учете нет никаких особенностей отражения операций по спонсорству.
Что касается налогообложения спонсорского взноса, то тут есть свои особенности.
Начнем с НДС. По условиям примера спонсорский взнос перечислен с учетом НДС. И это сделано неспроста. Спонсорский взнос не относится к благотворительной деятельности. Как мы уже отметили, это плата за услуги по рекламе. А реализация услуг является объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому рекламораспространители должны в обязательном порядке на стоимость оказанных услуг начислить НДС. При выполнении всех условий принятия НДС к вычету сумму входного НДС можно зачесть (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). В бухгалтерском учете будет сделана проводка:
Дебет 68 Кредит 19
- 180 000 руб. - принят к вычету НДС по спонсорскому взносу.
Налог на рекламу. Закон о рекламе прямо устанавливает, что спонсор является рекламодателем. Следовательно, на нем лежит обязанность исчислить и уплатить в бюджет налог на рекламу. Начисление налога на рекламу в бухгалтерском учете отразится следующим образом:
Дебет 91-2 Кредит 68
- начислен налог на рекламу.
Так как налог на рекламу является местным налогом, то его ставки (но не более 5 процентов) и порядок уплаты устанавливают районные и городские представительные органы власти (ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Обратите внимание: с 1 января 2005 года налог на рекламу прекратит свое существование (Федеральный закон от 29.07.04 № 95-ФЗ).
Налог на прибыль. Определенные виды расходов на рекламу учитываются в налоговом учете в пределах установленных норм (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Для расчета налога на прибыль в полном размере можно включить в расходы только затраты на рекламу через СМИ, световую и иную наружную рекламу, затраты на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, изготовление рекламных брошюр и каталогов. Все остальные рекламные расходы учитываются в пределах 1 процента от выручки.
Сумма, превышающая установленный норматив, не учитывается для налога на прибыль. Обратите внимание, что приходящейся на нее НДС также нельзя принять к вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).
Цитируем закон
"...Под спонсорством <...> понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем..."
Статья 19 Федерального закона
от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе"
Статья получена: Клерк.Ру